Актуальность статьи заключается в значении применения системы управления рисками (далее — СУР) во все времена, а также во время кризисных ситуаций для страны.
Ключевые слова: система управления рисками, таможенные органы, санкции, экономика, ФТС.
В любой период времени, важнейшая роль в обеспечении экономической и национальной безопасности страны отражается в комплексе созданных мер по противодействию вероятности появления угроз во внешнеэкономической сфере, а именно в проведении таможенного контроля. В этих целях создана система управления рисками, позволяющая реализовывать все необходимые меры по повышению эффективности таможенного контроля и оптимизировать все имеющиеся ресурсы в структуре Федеральной таможенной службы (далее — ФТС).
Отметим также, что СУР — это комплексный набор инструментов, созданных для выявления рисков, а также мониторинга за их уровнем с помощью всех необходимых документов и материалов.
В настоящее время со стороны зарубежных стран (в основном стран Евросоюза, далее — ЕС) против России введено множество экономических санкций, что оказывает непосредственное негативное влияние на дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и бесперебойную, сбалансированную работу таможенной службы.
Не вызывает сомнений, что все эти ограничения окажут долгосрочные и негативные последствия на экономику нашей страны, а, соответственно и на сферу ВЭД и, как следствие на деятельность таможенных службы Российской Федерации.
Очевидно, что современная ситуация, в значительной степени, затруднит и работу таможенных органов Российской Федерации с применением СУР в определении товаров, транспортных средств, документов и лиц при осуществлении международных перевозок.
Система управления рисков включает несколько этапов, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы применения СУР на практике
Существенным и основополагающим в данной цепочке является 1 этап, нацеленный конкретно на сбор и подготовку всей необходимой информации для дальнейшей обработки и анализа, а в последующем для устранения всех возникших рисков.
Следующим этапом идет оценка риска, позволяющая определить профиль риска, который в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) является фундаментом СУР. Он позволяет минимизировать риски, выявлять подозрительные объекты, требующие к себе усиленный контроль, что позволяет корректно воздействовать на возникающий риск.
Третий этап — осуществление системой управления рисками принципа выборочности в проведении таможенного контроля. Именно на данном этапе СУР, благодаря срабатыванию профилей рисков, предполагается минимизация количества таможенных досмотров, что позволяет четко определить наиболее эффективную форму таможенного контроля, которая активно повлияет на устранение данного риска.
Анализ применения системы управления рисками является завершающим этапом в этой схеме, помогая оперативно устанавливать всевозможные (выявленные и потенциальные) риски.
В связи со сложившейся ситуацией Правительством Российской Федерации был установлен перечень из двухсот наименований товаров и оборудования, ранее ввезённых из-за рубежа. На рисунке 2 указаны некоторые категории товаров из этого списка, которые временно запрещены к вывозу из страны. (Исключение: страны ЕАЭС, Абхазия и Южная Осетия).
Рис. 2. Перечень категории товаров, временно запрещенных к вывозу из РФ [9]
Тем не менее, с введением ограничительных мер и санкций появляются новые угрозы возникновения многочисленных рисков и, как следствие, попытки нарушения законодательства РФ. В этой связи таможенные органы на основе применения СУР активно воздействуют на устранении и их минимизации. Исходя из сложившейся ситуации, ФТС Российской Федерации следует более эффективно и своевременно осуществлять реализацию принципов системы управления рисками, а именно:
1) направить внимание на более качественную организацию таможенного контроля во избежание нарушений законодательства РФ;
2) создать эффективное единое информационное обеспечение СУР;
3) совершенствовать организацию и деятельность таможенных органов в условиях жестких санкций и возможного экономического кризиса;
4) создать всевозможные условия по раннему прогнозированию наступления рисков;
5) создать ряд мер по защите интересов национальных производителей;
6) усилить контрольные функции таможенных органов, в целях страхования от возможного перемещения контрафактных и запрещенных товаров через государственную границу РФ.
Реализация эффективного применения СУР в таможенной сфере на протяжении истории важна и необходима. ФТС России отвечает за обеспечение и разработку превентивных мероприятий, позволяющих снизить возможность возникновения рисков и угроз в области национальной и экономической безопасности страны.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) ТК ЕАЭС Статья 376. Определения. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/95bff3c3e7d43c52b5a973884657f2796374a3fe/
- Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0313/
- Оценка и анализ рисков: учебник / Т. Г. Гурнович, Е. А. Остапенко, С. А. Молчаненко; под общ. ред. Т. Г. Гурнович. — Москва: КНОРУС, 2019. — 252 с. — (Бакалавриат). https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1024408136.pdf
- Шамин Д. В. Система управления рисками — механизм повышения эффективности экономики // Российское предпринимательство. — 2018. — Том 19. — № 7. — с. 2133–2148. — doi: 10.18334/rp.19.7.39254 https://www.researchgate.net/publication/327747446_Sistema_upravlenia_riskami_-_mehanizm_povysenia_effektivnosti_ekonomiki