В статье авторы рассматривают вопросы организации занятий по обучению плаванию лиц с нарушениями слуха.
Ключевые слова : плавание, лица с нарушениями слуха, особенности организации занятий
Плавание широко применяется в системе оздоровления и реабилитации человека. Гигиенически-оздоровительное и закаливающее воздействие на организм объясняется физическими и химическими свойствами воды. Поэтому плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями занимает особое место.
Тело в воде находится в состоянии гидростатической невесомости, что создает облегченные условия для выполнения движений в воде и снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Занятия в воде повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшает чувство равновесия, что очень важно для лиц с нарушениями слуха.
Гемодинамика в воде имеет свои особенности из-за горизонтального положения тела, меньшей нагрузки из-за гидростатической невесомости, форсированного дыхания, отсутствия статического напряжения — все эти факторы облегчают регуляцию кровообращения при напряженной мышечной работе пловца. В результате занятий плаванием укрепляется мышца сердца, повышается эластичность кровеносных сосудов, снижается артериальное давление крови. У лиц с нарушениями слуха сердце имеет меньшие размеры, поэтому систематические занятия в воде им жизненно необходимы.
Занятия плаванием повышают функциональные возможности дыхания. Объясняется это следующими особенностями:
—интенсивная мышечная работа при плавании требует усиленного дыхания;
—выдох затруднен, так как выполняется в более плотную среду (воду);
—вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку;
—фазы дыхания органически сочетаются с движениями рук.
Показатели жизненной емкости легких у слабослышащих и глухих имеют меньшие величины по сравнению со здоровыми сверстниками, поэтому систематические занятия плаванием оказывают положительное воздействие на развитие мышц, участвующих в акте дыхания.
Водная среда оказывает положительное влияние на нервную систему, стимулирует деятельность головного мозга, снимает умственное и физическое утомление, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Воздействие воды на кожные рецепторы повышает электрическую активность нейронов и стимулирует работу нервных центров.
Нарушение слухового анализатора приводит не только к недоразвитию речи, но и к отклонениям в двигательной деятельности человека. У лиц с недостатками слуха наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющая в их поведении (возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (учащение сердечных сокращений и дыхания в покое, повышение реакции физиологических систем организма при физических нагрузках).
Слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью. У них часто отмечаются следующие отклонения: пошатывание при ходьбе и чрезмерный наклон туловища вперед, неуверенность походки, боязнь потерять равновесие, сойти с линии, замедленность выполнения движений. У слабослышащих детей уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости; отмечены трудности в обучении; чаше выявляется органическая кардиореспираторная патология. Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.
Уровень развития физических качеств у глухих снижен по сравнению с нормой. Из-за нарушения слуха страдают такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Так, скоростно-силовые качества глухих отличаются от нормы незначительно (отставание на 5–10 %), по сравнению с координацией и точностью движений, которые отстают от нормы в большей степени (на 15–20 %). Уровень развития равновесия у глухих детей отстает от нормы в 3–5 раз, что хуже, чем у детей с нарушениями зрительного анализатора или интеллектуального развития. В функции равновесия принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный). У детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия и необходимого положения в пространстве. При низкой вестибулярной устойчивости во время выполнения вращений, наклонов отмечается нарушение координации движений, ориентации в пространстве. Таким образом, даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения двигательной функции.
Дети с нарушением слуха могут значительно различаться по уровню восприятия информации и способностям к обучению. Дети с имплантами для понимания и восприятия речи нуждаются в слуховом аппарате, их речь ограничена, они способны читать по губам, по артикуляции, но, как правило, не владеют жестовой речью. Во время занятий в воде они лишены аппарата и становятся полностью глухими. Слабослышащие со слуховыми аппаратами воспринимают на слух отдельные слова и громкую речь, но жестовой речью не владеют. Глухие дети не слышат, общаются с помощью жестовой речи, имеют в наборе несколько звуков, слогов. Таким образом, данный контингент детей неоднороден и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
С первых занятий важно уделять время развитию внимания слабослышащих детей. Преподаватель должен всегда держать в поле зрения всех находящихся в воде. При обучении глухих и слабослышащих важен постоянный зрительный контакт с учениками.
При объяснении предлагаемого материала его доступность должна обеспечиваться многообразием применяемых наглядных пособий, выразительной артикуляции. Наглядность в процессе обучения обеспечивается главным образом через демонстрацию отдельных упражнений или технику спортивного плавания в более совершенном исполнении.
Для наглядности можно использовать кинограммы, рисунки, макеты, плакаты, а также учебные, спортивные, научно-популярные видеофильмы, в которых широко представлены элементы и способы плавания. Просмотр техники плавания сильнейших пловцов дает достойные примеры для подражания. Однако, чтобы воспроизвести движение, недостаточно его увидеть даже в очень хорошем исполнении, поэтому требуется объяснение, которое помогает понять основные элементы изучаемого движения и облегчает его освоение. Следовательно, методы наглядного обучения и словесного изложения тесно связаны между собой и всегда применяются вместе.
Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специально разработанная система условных жестов, которая отрабатывается заранее. Условные сигналы способствуют оперативной взаимосвязи преподавателя с группой. Для управления группой можно применять условные сигналы «Светофор». В условиях бассейна можно использовать два небольших полотенца красного и зеленого цветов. Взмахом руки с зеленым полотенцем дается команда к началу упражнения, красное полотенце в поднятой руке означает команду «Стоп». Ученик приучается начинать и заканчивать упражнение по команде, сопровождающейся условным взмахом руки.
Для привлечения внимания слабослышащего ребенка, выполняющего упражнение в воде, можно использовать игрушечные водяные пистолеты. Во время занятий в бассейне ребенок часто отвлекается (необычная среда, новые ощущения, незнакомая обстановка и др., поворачивается спиной к преподавателю. Струйка воды, выпущенная из водяного пистолета, помогает ребенку понять, что необходимо посмотреть на преподавателя. Такой подход привносит в занятие элемент игры, повышает эмоциональный фон, переключает внимание.
На первых занятиях в воде со слабослышащими детьми не рекомендуется включать упражнения с погружениями и ныряниями, так как создается дискомфорт для зрительной и дыхательной систем. Дополнительное давление на барабанные перепонки дезориентирует ребенка в воде. Обучение упражнениям для освоения с водой по возможности необходимо проводить в неглубоком бассейне или на мелкой части, чтобы исключить чувство страха у слабослышащего ребенка. При закрывании глаз у слабослышащих и глухих отмечается нарушение пространственной ориентировки, поэтому преподаватель акцентирует внимание на том, что глаза под водой должны быть открыты. Поддержка сопровождающего за руку помогает быстрее освоить погружение под воду.
Базовые навыки, определяющие дальнейшую успешность овладения навыком плавания — задержка дыхания под водой и выдох в воду. На начальных занятиях по обучению плаванию детей с патологией слуха необходимо уделять особое внимание обучению выдоху в воду для развития дыхательных мышц. Выполнение дыхательных упражнений применяется сначала на суше, затем в воде. При разучивании выдоха на суше можно использовать легкие игрушки (воздушные шарики, бумажные снежинки, кусочки ваты), подвешенные на веревочках к перекладине. Преподаватель предлагает подуть на игрушку, сдвинуть ее с места. Это поможет ребенку понять, что выдох должен быть направленным и выполняется с усилием.
Для наглядности при объяснении целесообразно использовать рисунок, на котором пловец идет по дну, держит голову над водой, перед ним на воде лежит шарик. На следующем этапе для объяснения используется картинка, демонстрирующая выполнение вдоха над поверхностью воды и выдоха в воду. В дальнейшем при выполнении упражнений с продвижением вперед и выдохом в воду преподаватель сопровождает детей с проблемами слуха, так как необходим постоянный показ движения.
Индивидуальные занятия, когда преподаватель находится в воде вместе с учеником, позволяют избежать подробного объяснения упражнения, своевременно исправлять ошибки, контролировать дисциплину. При выполнении заданий на глубине присутствие взрослого успокаивает детей, дает чувство уверенности.
Литература:
- Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль).
- Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2016. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.