Статья посвящена исследованию сложившейся практики BIM-обучения. Актуальность выбранной темы связана с тем, что значимость задачи цифровизации строительства, как и других сфер экономики, приобрела в России статус национальной программы. Это обстоятельство определяет необходимость подготовки в технических вузах инженеров нового типа, умеющих работать с цифровыми технологиями. В статье приводятся знания, умения и опыт, составляющие основу компетентности таких специалистов в области BIM-проектирования. Сделан вывод о необходимости реализации междисциплинарного подхода в обучении студентов инженерных специальностей. Также авторы считают, что есть потребность в сотрудничестве технических вузов с наиболее развитыми в плане применения информационных технологий компаниями с целью организации производственной практики студентов, будущих BIM-проектировщиков.
Ключевые слова: BIM-обучение, строительный вуз, цифровизация, цифровая трансформация, инженер нового типа, междисциплинарный подход.
Очевидно, что одна из потребностей современного общества — подготовка специалистов высокой квалификации для научно-исследовательской и инженерно-инновационной деятельности по определенным в качестве приоритетных направлениям и отраслям экономики в условиях их цифровой трансформации. Данная задача возлагается на технические вузы, которые должны подготавливать инженеров нового типа, сочетающих профессиональную компетентность с высокой культурой творцов, а не прилежных, но бездумных исполнителей [1].
На практике в высших учебных заведениях уже наблюдаются примеры реализации программ обучения, позволяющих адаптировать выпускников к будущей работе в условиях отрасли, которая подвергается цифровой трансформации. Целью статьи является исследование подобного опыта обучения работе с BIM технологией в вузах. Актуальность темы статьи определена тем, что значимость задачи цифровизации различных сфер экономики в России, в том числе, строительной отрасли, приобрела статус национальной программы [2].
В современных реалиях намечается тенденция на обучение инженеров «нового типа». В работе Шарафутдиновой Р. И., Галимзяновой И. И. [1] выделены необходимые для формирования таких выпускников компоненты инженерного образования:
— наличие интегративных способностей, позволяющих будущим инженерам адекватно и быстро реагировать на запросы современного общества и разумно относиться к окружающей среде;
— наличие опыта в области реализации нововведений, в том числе, их проектирование и производство;
— наличие способности к самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности.
Именно потребность в формировании способности инженеров адаптироваться к изменениям, происходящим в строительной отрасли, существенно повышает актуальность цифровой трансформации строительного образования и требует совершенствования подготовки инженерных кадров для работы в строительной отрасли в условиях ее цифровизации.
Анализ исследований, посвященных роли инженеров в развитии современного общества, показал следующее. В статье Рыженко Д. В. [3] идет речь о том, что общество с развитой рыночной экономикой нуждается в инженерах не только в качестве генераторов идей технических и конструктивных параметров будущих изделий, но и в качестве специалистов в вопросах маркетинга и сбыта, психологии потребителя, учета социально-экономических факторов. В исследовании Кочетковой Л. Н. [4] инженер отождествляется с «человеком техники» и выступает олицетворением прогресса. Очевидно, что современная жизнь общества в значительной степени зависит от интенсивности внедрения цифровых технологий, что способствует повышению значимости инженеров.
В связи с этим, современные инженеры должны в равной степени обладать как теоретическими знаниями, так и практическим опытом, инженерным чутьем и интуицией. Сегодня инженер должен соответствовать таким требованиям, которые традиционно не были включены в сферу его компетентности. На всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году в рамках дискуссии «Компетенции будущего: чему учиться и как учить» был составлен список из 10 ключевых компетенций будущего на 2020 год. Качества, которые рекомендовано развивать человеку, ориентированному на жизнь в XXI веке, распределились в следующем порядке: 1 — умение решать сложные задачи; 2 — наличие критического мышления; 3 — креативность; 4 — умение управлять людьми; 5 — навыки координации персонала; 6 — наличие эмоционального интеллекта; 7 — способность формулировать суждение и принимать решения; 8 — клиентоориентированность; 9 — умение вести переговоры; 10 — когнитивная гибкость.
Приведенный перечень компетенций, которые в настоящее время принято называть надпрофессиональными (или soft skilles), определяют, насколько зависит успешное участие того или иного специалиста в рабочем процессе, и уровень результативности его трудовой деятельности. Эти надпрофессиональные компетенции согласуются с теми профессиональными качествами, которыми должен обладать современный инженер, ориентированный на коллективную работу в едином информационном пространстве.
Перспективная на сегодня BIM-технология должна использоваться на всех этапах жизненного цикла строительного объекта. С этой точки зрения, согласно исследованиям Захаровой Г. Б. [5], важнейшие качества BIM-специалиста должны опираться на междисциплинарный подход.
В строительных вузах организация обучения студентов по профильным предметам (строительные дисциплины) имеет специфический характер, с ярко выраженным акцентом на курсовое проектирование и самостоятельную работу. Данная модель обучения сохраняет свою актуальность и по сей день, однако, в свою очередь, необходимы изменения в учебных планах и программах учебных дисциплин. Разработка новых образовательных программ с упором на междисциплинарный подход также востребована.
Подобная практика уже в том или ином виде существует в ряде российских вузов.
Например, в Уральском государственном архитектурно-художественном университете (УрГАХУ) в рамках междисциплинарной образовательной программы «Прикладная информатика в архитектуре» формировался выпускник нового типа, получивший большую востребованность на рынке труда. За счет непрерывной коммуникации с организациями проектного и строительного кластера шло постоянное обновление учебных программ, вводились компоненты современной автоматизации и интеллектуализации процесса проектирования и связанных с ним смежных дисциплин [5].
В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) обучение студентов совместной работе в BIM-проекте проводилось в форме факультатива. Он не является обязательным, поэтому находится за пределами основного расписания и дает возможность собрать в учебную группу архитектора, специалиста по конструкциям, водоснабжению и водоотведению, теплогазоснабжению и вентиляции, электросетям, сметчика и программиста, отвечающего за настройку среды общих данных и автоматизацию процессов [5]. Проведение подобных занятий направлено на формирование у будущих выпускников компетенций, необходимых для дальнейшей совместной работы над BIM-проектами.
О междисциплинарном подходе в обучении студентов строительных вузов упоминается и в исследовании авторов Вилисовой А. Д., Мироновой Л. И. [6]. В статье [6] предложена структура майнора «Технологии информационного моделирования зданий», рассчитанного на обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Майнор ориентирован на профессиональные стандарты по строительству и проектированию, а также на профессиональный стандарт по IT-технологиям.
Темы, включенные в структуру майнора, направлены на формирование у студентов компетентности в области BIM-проектирования, в состав которой входят:
— знания об особенностях информационного моделирования объектов строительства с применением специальных компьютерных программ;
— умения разрабатывать проектную документацию по результатам инженерно-технического проектирования;
— опыт разработки архитектурного раздела проектной документации в инвестиционно-строительных проектах.
Реализацию майнора целесообразно осуществлять совместными усилиями профессорско-преподавательского состава вуза и приглашенными сотрудниками строительных организаций, специализирующимися на проектировании с использованием BIM-технологии [6].
В статье Захаровой Г. Б. [5] предложено шесть категорий задач, которые отражают системный подход к внедрению BIM-обучения, позволяющего готовить современных инженеров для работы с технологиями информационного моделирования. Проведенное исследование позволило экстраполировать их применительно к подготовке специалистов для будущей профессиональной деятельности в строительной отрасли, подвергающейся цифровой трансформации:
1 — определение в вузах ключевых потребностей, необходимых специалистам;
2 — определение основных навыков, которыми должен овладеть будущий специалист к завершению обучения;
3 — создание образовательных структур, ориентированных на подготовку таких специалистов;
4 — разработка соответствующих основных учебных программ;
5 — введение курсов дополнительной профессиональной подготовки;
6 — разработка стратегий для преодоления образовательных проблем, которые неизбежно могут иметь место в процессе подготовки.
Одним из ключевых моментов при реализации современных образовательных программ в строительных вузах является постоянное взаимодействие с наиболее развитыми в плане применения информационных технологий компаниями, в частности, BIM-технологии. Подобные компании охотно принимают студентов на практику для выполнения актуальных работ, «воспитывают» себе будущих сотрудников. Данная система сотрудничества позволяет развивать технические, управленческие и коммуникативные компетенции в сфере информационного моделирования [5].
Проведенный анализ показал, что современное инженерное образование делает первые шаги, направленные на подготовку инженеров нового типа, которые смогут реализовать свои научные знания и практический опыт при решении технических задач в условиях совместной работы над проектами строительных объектов в процессе цифровизации отрасли. При этом должен быть реализован междисциплинарный подход в обучении студентов строительных вузов, ориентированный на практическое взаимодействие с развитыми в плане применения информационных технологий проектными компаниями.
Литература:
1. Шарафутдинова Р. И., Галимзянова И. И. Профессиональная деятельность современного инженера / Р. И. Шарафутдинова, И. И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 12. С. 255–257.
2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: цифровая экономика РФ [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 30.08.2021).
3. Рыженко Д. В. Развитие инженерной деятельности в современном обществе / Д. В. Рыженко // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности. Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей, 20–25 апреля 2020 года. Волгоград: Изд. Волгоградского государственного технического университета, 2020. С. 75–77.
4. Кочеткова Л. Н. Статус и этос инженера в современном обществе / Л. Н. Кочеткова // Вестник МГТУ МИРЭА. 2013. № 1. С 175–185.
5. Захарова Г. Б. Практико-ориентированная методика преподавания BIM и GREEN BIM технологий в архитектурном вузе / Г. Б. Захарова // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы III Международной научно-практической конференции, 15–17 апреля 2020 года. Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, 2020. С. 322–331. DOI: 10.23968/BIMAC.2020.042.
6. Vilisova A. D., Mironova L. I. Theoretical Foundations of Training Students in the Building Information Modeling in the Context of Sustainable Development of the Construction Industry. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Sustainable Development of Regional Infrastructure (ISSDRI 2021). 2020. P. 595–600. DOI: 10.5220/0010594505950600.