Эволюция законодательства о службе в органах внутренних дел, регулирующего порядок рассмотрения служебно-трудовых споров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Черман, Э. С. Эволюция законодательства о службе в органах внутренних дел, регулирующего порядок рассмотрения служебно-трудовых споров / Э. С. Черман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89574/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрена эволюция законодательства о службе в органах внутренних дел, регулирующего порядок разрешения служебно-трудовых споров.

Ключевые слова: эволюция, законодательства о службе, служебно-трудовой спор.

Органы внутренних дел — это государственные органы исполнительной власти. Они относятся к правоохранительной системе, их главная задача — сохранение общественного порядка, борьба с преступностью. Следует отметить, что вопросы деятельности ОВД всегда находятся во внимании не только властных структур, но и гражданского общества. Как отмечает А. И. Шепарнева, «вместе с российской государственностью, развивались и российские органы внутренних дел» [1]. Прослеживая историю развития органов внутренних дел на протяжении многих лет, следует отметить, что главной функцией всегда была и остаётся функция по охране общественного порядка и борьба с преступностью.

В истории развития института разрешения служебно-трудовых споров в ОВД разные авторы выделяют различные периоды развития. Обратим внимание, прежде всего, на классификацию И. А. Андреевой, которая выделяет четыре крупных периода в истории становления органов внутренних дел России в целом.

Первый этап берет свое начало в IХ веке и заканчивается в начале ХVIII века. На этом этапе развития органов внутренних дел государство осуществляет только некоторые «простые» полицейские функции. В это время нет постоянных специализированных органов.

Так, в Киевской Руси порядок во дворце сохранялся младшими членами дружины, в поместьях бояр — управляющими и сторожами. В селе за порядком и поимкой преступников следили сами жители. Поскольку в эти времена человек являлся в первую очередь членом какой-либо социальной группы. Например, крестьяне, дружинники находились под дисциплинарной властью общины, которая обязывала их подчиняться, придерживаться одинакового образа жизни и даже поведения. Всё, что не отвечало традициям общины — осуждалось, наказывалось, а если человек не принадлежал к данному обществу, то член общества должен был поручиться за незнакомца перед общиной, то есть, он принимал на себя ответственность за его проступки. Но уже в XV в. — начале XVI в. были созданы первые, так называемые, розыскные органы, специальные земские и губные избы как органы борьбы с преступностью на местах. Был образован и центральный розыскной орган — Разбойный приказ. Большую роль в поддержании правопорядка играла община и церковь.

Следовательно, можно отметить, что в этот период большое влияние имел внутренний контроль, общинный, а потом уже внешний, осуществляемый, в том числе, церковью, полицией.

Второй этап (первая четверть ХVIII в. — февраль 1917 г.). В это время развивается регулярная полиция. Это означает, что ей в обязанности вменяют именно то, чем должен заниматься полицейский аппарат. В XVIII веке было создано Министерство внутренних дел, чуть позже — были объединены городская и уездная полиция, несколько сужены функции полиции. Прохождение службы в русской полиции регулируется обширным массивом нормативных правовых актов.

Третий этап берет свое начало в феврале 1917 года и заканчивается в 1991 году. На этом этапе происходит формирование и последовательное развитие органов внутренних дел в Советском государстве. Именно в данный период времени «формируются характерные черты советской модели органов внутренних дел: многофункциональность, закрытость, централизованность, военизированность, политизированность» [2].

На данном этапе было принято много нормативных правовых актов, регулирующих служебно-трудовые отношения. Рассмотрим их подробнее.

Начиная с 1917 г. началось строительство новых органов внутренних дел Советской России, полиция была переименована в милицию. Как известно, в царской России полиция несла службу по охране правопорядка, поэтому сегодняшнее переименование милиции в полицию можно понимать «как возврат к историческим корням, но наполненное новым содержанием» Начинает формироваться нормативная база, регулирующая не только административную деятельность милиции, но и служебно-трудовые правоотношения по прохождению службы в целом и разрешению служебно-трудовых споров, в частности. Служба в милиции считается почетной, сотрудники получают многочисленные льготы и достаточное денежное довольствие.

В 1922 г. в РСФСР стали работать так называемые расценочно-конфликтные комиссии, которые занимались разрешением споров милиционеров с руководителями, служебно-трудовые споры между руководством органа и членами профсоюзной организации. В этот период рассмотрение служебно-трудовых споров было в большей степени связано с охраной труда и режимом служебного времени.

Как известно, в начале 30-х годов Коммунистическая партия Советского государства провозгласила курс на развернутое наступление социализма, поэтому значительно активизировалась работа с кадрами — в органах милиции был восстановлен политический аппарат, ранее упраздненный в 20-е годы.

Это означало, что в этот период большое значение имела политическая лояльность кадров.

Проводилась полномасштабная работа по воспитанию у сотрудников «глубокой убежденности в правоте того дела, которому они служат, законности методов, которыми они пользуются, необходимости беспрекословного выполнения возложенных на них задач, безусловной преданности Коммунистической партии. От неблагонадёжных — избавлялись» [3]. Следовательно, осложнялось и разрешение служебно-трудовых споров, так как сотрудники милиции не хотели, а зачастую и не могли, обращаться за защитой своих прав.

В 1973 г. было принято Положение о советской милиции, а также Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (1973 г.). В соответствии со ст. 62 Положения о советской милиции 1974 г., сотрудник органов внутренних дел вправе в месячный срок со дня ознакомления с приказом об увольнении обратиться в суд для обжалования этого приказа. В ст. 66 этого же Положения определены сроки и порядок обращения в суд за разрешением споров по восстановлению в должности, специальном звании на службе в органах внутренних дел и исполнении решений о восстановлении. Это означает, в том числе, что сотрудник в соответствии с законом вправе обратиться не только к вышестоящему руководителю, если результат разрешения служебного спора не устраивает сотрудника, но и имеет право также обратиться в суд.

В 1984 г. был принят Указ Президиума ВС СССР от 03.05.1984 № 129-XI «О Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». В соответствии с этим документом товарищеские суды в СССР «призваны охранять честь и достоинство звания рядового и начальствующего состава, содействовать сплочению коллективов, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушителям дисциплины». Здесь же указано, что этим судом руководит начальник органа внутренних дел, в котором создан товарищеский суд.

С началом перестройки, как считают эксперты, наступает новый этап в развитии органов внутренних дел нашего государства.

Четвертый этап — с 1991 г. и по настоящее время. С начала 90-х годов происходит совершенствование системы органов внутренних дел в России. Как было отмечено выше, на первом этапе непосредственной перестройки органов внутренних дел вопросы, касающиеся служебно-трудовых споров, были урегулированы только в отношении споров, возникающих по поводу восстановления в должности и специальном звании.

В 1991 г. в истории нормативного правового регулирования деятельности органов милиции произошли кардинальные изменения. Именно в этом году был принят Закон РФ «О милиции», который определил основные направления ее деятельности. В дальнейшем в ходе проводимой реформы органов внутренних дел принимается ряд федеральных законов, направленных на совершенствование не только нормативного правового регулирования в указанной сфере, но и практической реализации принимаемых норм. К таким, например, относятся: ФЗ «О полиции» (2011 г.), ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О службе») (2011 г.), ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел» (2011 г.) и др. Перечисленные нормативные правовые акты оказали непосредственное влияние на качество правового регулирования служебно-трудовых правоотношений в ОВД.

В этот период происходит совершенствование не только ведомственного законодательства, регулирующего служебно-трудовые правоотношения, но и общего трудового законодательства.

Тем не менее, как отмечает С. П. Матвеев, «принятие многочисленных нормативных актов не решило всех тех проблем правового регулирования, которые имеются деятельности ОВД в настоящее время» [4]. И сейчас нормативное регламентирование правовых отношений с участием сотрудников ОВД характеризуется как имеющее много противоречий, недостаточно систематизированное. Институт служебного спора сотрудников органов внутренних дел в этот период, как считают эксперты в этой сфере, на самом деле был относительно новым, следовательно, требовалось более глубокое изучение этого вопроса.

Так, анализируя более детально правовые нормы, в частности, часть 1 ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел 1992 г., в которой закреплено, что если сотрудник ОВД не согласен с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, с понижением в должности, со снижением специального звания, увольнением из ОВД, то он может обжаловать это решение вышестоящему начальнику ОВД, а решение, принятое Министром внутренних дел РФ или Президентом РФ — в суде [5]. Исходя из содержания указанной нормы, следует вывод, что для разрешения как служебного, так и служебно-трудового спора в обязательном порядке сотрудник обязан был обратиться к вышестоящему руководителю. Возможность напрямую обратиться в суд у него отсутствует, за исключением случаев, когда стороной спора наряду с сотрудником ОВД выступает Министр внутренних дел РФ или Президент РФ.

В дальнейшем в 2011 г. были внесены существенные изменения в порядок разрешения служебных и служебно-трудовых споров Федеральным законом «О службе» [6].

В этом законе, во-первых, было впервые закреплено определение понятия «служебный спор». Кроме того, в законе были определены процессуальные основы рассмотрения служебных споров, а также порядок действия лиц, которые непосредственно принимают участие в этих правоотношениях. В принятом в 2018 году приказе МВД Российской Федерации от 10 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел» [7] были добавлены некоторые новые положения о рассмотрении служебного спора в ОВД. Однако, следует отметить, что нормы данного приказа во многом схожи с нормами ранее действовавшего.

Подводя итог, следует отметить, что историческая эволюция законодательства о службе в органах внутренних дел, регулирующего порядок рассмотрения служебно-трудовых споров, происходила в течение значительного промежутка времени, который условно можно поделить на четыре этапа. Наибольший всплеск в развитии нормативной правовой базы, регулирующей служебные правоотношения в ОВД РФ в целом, и правоотношения, возникающие по поводу рассмотрения служебных и служебно-трудовых споров в частности, наблюдался на третьем и четвертом этапах развития. А именно — с приходом советской власти и в современный период, который характеризуется полномасштабной реформой, результатом которой стало принятие в 2011 году основополагающих нормативных правовых актов, определяющих правовой статус современного полицейского в целом, а также порядок рассмотрения служебных споров, в частности. Именно на четвертом этапе эволюции законодательства о службе в ОВД РФ впервые было закреплено определение понятия «служебный спор» в законе.

Однако, отметим, что на сегодняшний день наряду с понятием «служебный спор» в юридической литературе используют и понятие «служебно-трудовой спор», которое по своему содержанию уже понятия «служебный спор» как нами уже ранее отмечалось.

Поэтому, считаем целесообразным закрепить определение данного понятия в действующем законодательстве. А именно, ФЗ «О службе», дополнив его ст. 72.1 «Служебно-трудовой спор в органах внутренних дел» с целью устранения неоднозначного толкования понятий «служебный спор», «служебно-трудовой спор», часть 1 которой изложить следующим образом: «служебно-трудовой спор — это неурегулированные разногласия, возникшие между руководителем (начальником) и сотрудником ОВД (гражданином, поступающим на службу либо уволенным со службы), по поводу применения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг правоотношений, складывающихся по поводу реализации сотрудником ОВД права на труд в рамках прохождения ним службы в ОВД РФ».

Таким образом, в истории развития разрешения служебно-трудовых споров выделяют четыре периода.

Если в советский период право на разрешение служебно-трудовых споров ограничивалось, то в современной России сотрудники ОВД имеют полное право защищать свои трудовые права в установленном законом порядке. Однако, в результате анализа части 3 статьи 72 ФЗ «О службе» мы пришли к выводу, что разрешение служебно-трудового спора с участием сотрудника ОВД возможно лишь при обращении последнего к непосредственному начальнику (руководителю), которое должно быть осуществлено в письменной форме. Если по результату разрешения служебно-трудового спора сотрудник не согласен с решением непосредственного руководителя (начальника), он может обратиться к вышестоящему руководству или в суд. Иными словами, из содержания ст. 72 ФЗ «О службе» не совсем ясно может ли сотрудник ОВД обратиться за разрешением служебно-трудового спора в суд, минуя непосредственного руководителя (начальника). Конструкция части 3 статьи 72 упомянутого закона не дает однозначного ответа на данный вопрос. Или же исходя из содержания указанной нормы, сотрудник полиции лишен права напрямую обратиться за разрешением спора в суд, минуя непосредственного руководителя (начальника)? В отличие от специального законодательства, Трудовой кодекс РФ в ст. 391 такую возможность для работников предусмотрел. Так, работник может обратиться за разрешением индивидуального трудового спора непосредственно в суд, если предметом спора выступает, например, отказ в приеме на работу, восстановление на работе, изменение формулировки причины увольнения, перевод на другую работу, компенсация морального вреда, причиненного работнику работодателем в результате неправомерных действий или бездействия последнего и пр. На наш взгляд, такие различия в части порядка разрешения служебно-трудового спора и индивидуального трудового спора недопустимы. Это подтверждается ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется право на судебную защиту прав и свобод, а также ст. 19, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод. А значит и сотрудник ОВД имеет право обратиться в суд при возникновении спора без обращения к руководителю (начальнику). Учитывая сказанное, предлагаем с целью устранения неоднозначного толкования наличия или отсутствия права у сотрудников на непосредственное обращение в суд при возникновении служебно-трудового спора ФЗ «О службе» дополнить ст. 72.1 «Служебно-трудовой спор в органах внутренних дел» о чем ранее упоминалось в работе, часть 2 которой изложить таким образом: «Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебно-трудового спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или непосредственно в суд».

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Москва: Эксмо, 2020. — 64 с.

2. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (в редакции от 30.12.2021) // СЗ РФ.– 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4595.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (с изменениями на 30 апреля 2021 года)» //СЗ РФ. — 05.12.2011. — № 49 (ч. 1), ст. 7020.

4. О милиции: закон РФ от 18.04.1991 N 1026–1 (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 18.04.1991– № 16 — Ст. 503. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru

5. О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности советской милиции» (вместе с «Положением о советской милиции»): Постановление Совмина СССР от 08.06.1973 N 385 — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru

6. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202–1 (в редакции от 05.02.2018//Ведомости СНД и ВС РФ, — 14.01.1993. — № 2. –ст. 70 — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru

7. О Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: Указ Президиума ВС СССР от 03.05.1984 N 129-XI — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru

8. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел: приказ МВД Российской Федерации от 01 февраля 2018года № 50 (в ред. от 24.11.2020г. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru

9. Андреева И. А. История органов внутренних дел России: учебное пособие / И. А. Андреева, Е. С. Зайцева. — Омск: Омская академия МВД России, 2017. — 276 с.

10. Анисимов А. Л. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел. / А. Л. Анисимов // Трудовое право. — № 1. — С.88–104. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?1660 (дата обращения 28.10.2021).

11. Бутылин В. Н. Правовое положение полиции России в условиях ее становления / В. Н. Бутылин, А. С. Дугенец, Ф. П. Васильев // Административное право и процесс. — 2011. — № 5. — С. 30–34.

12. Гольцов В. Б. Обзор норм трудового права в законодательстве о службе в органах внутренних дел / В. Б. Гольцов, В. С. Озеров. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014. — № 1. — С.81–84

13. Матвеев С. П. Служба в органах внутренних дел: проблемы субсидарного применения трудового законодательства /С. П. Матвеев // Вестник ВГУ. — 2019. — № 2. — с.159–173

14. Панфилец А. В. История органов внутренних дел /А. В. Панфилец, Ф. А. Удальцов А. А. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. — 41с.

Основные термины (генерируются автоматически): спор, дело, непосредственный руководитель, служба, суд, орган, РФ, сотрудник, Российская Федерация, специальное звание.


Ключевые слова

эволюция, законодательства о службе, служебно-трудовой спор

Похожие статьи

Рассмотрение служебных споров, связанных с прохождением...

Верховный суд Российской Федерации непосредственно констатировал дынный факт, указав, что

Частью 1 статьи 22 ГПК РФ предусмотрена категория дел, рассматриваемых судами общей

Как указывалось выше, Верховный суд Российской Федерации непосредственно...

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних...

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов

Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или

О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и...

Понятие служебно-трудового спора с участием сотрудников...

Служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов государственной службы в Российской Федерации. Нужно отметить, что понятие «государственная служба в органах внутренних дел» на практике и в литературе употребляется не часто.

Трудовые споры и порядок их разрешения | Статья в журнале...

Конституция Российской Федерации равно признает право трудящихся как на индивидуальные, так и коллективные трудовые споры — но только способами

Индивидуальный трудовой спор, если он не был урегулирован работником самостоятельно при непосредственном общении с...

Проблема подсудности споров, связанных с прекращением...

ВАС РФ по этому поводу разъяснений не давал, в результате большинство арбитражных судов (далее

Как мы видим ВС РФ не усмотрел разницы между спором о восстановлении на работе и

Отметим, что когда бывший руководитель обращается в суд объединяя в одном иске...

Особенности государственной гражданской службы в судах...

Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект. Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо...

Особенности рассмотрения споров о заключении трудового...

Помимо судов, органами по рассмотрению индивидуальных споров являются комиссии по

Спор о правомерности применения дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 ТК РФ

Указанные разногласия содержат перечисленные в ст. 381 ТК РФ признаки индивидуального...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника...

Полиция Российской Федерации в современном демократическом государстве — это специфичный самостоятельный государственный

Гражданин приобретает административно-правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел.

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных...

В определенной степени превышение должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел связано с некоторыми дефектами действующего

Конституционный Суд РФ разъяснил, что правоприменитель в каждом конкретном случае должен установить, являлась...

Похожие статьи

Рассмотрение служебных споров, связанных с прохождением...

Верховный суд Российской Федерации непосредственно констатировал дынный факт, указав, что

Частью 1 статьи 22 ГПК РФ предусмотрена категория дел, рассматриваемых судами общей

Как указывалось выше, Верховный суд Российской Федерации непосредственно...

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних...

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов

Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или

О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и...

Понятие служебно-трудового спора с участием сотрудников...

Служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов государственной службы в Российской Федерации. Нужно отметить, что понятие «государственная служба в органах внутренних дел» на практике и в литературе употребляется не часто.

Трудовые споры и порядок их разрешения | Статья в журнале...

Конституция Российской Федерации равно признает право трудящихся как на индивидуальные, так и коллективные трудовые споры — но только способами

Индивидуальный трудовой спор, если он не был урегулирован работником самостоятельно при непосредственном общении с...

Проблема подсудности споров, связанных с прекращением...

ВАС РФ по этому поводу разъяснений не давал, в результате большинство арбитражных судов (далее

Как мы видим ВС РФ не усмотрел разницы между спором о восстановлении на работе и

Отметим, что когда бывший руководитель обращается в суд объединяя в одном иске...

Особенности государственной гражданской службы в судах...

Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект. Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо...

Особенности рассмотрения споров о заключении трудового...

Помимо судов, органами по рассмотрению индивидуальных споров являются комиссии по

Спор о правомерности применения дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 ТК РФ

Указанные разногласия содержат перечисленные в ст. 381 ТК РФ признаки индивидуального...

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника...

Полиция Российской Федерации в современном демократическом государстве — это специфичный самостоятельный государственный

Гражданин приобретает административно-правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел.

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных...

В определенной степени превышение должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел связано с некоторыми дефектами действующего

Конституционный Суд РФ разъяснил, что правоприменитель в каждом конкретном случае должен установить, являлась...

Задать вопрос