В статье автор дает определение интерпретации и описывают её значение для решения проблем современности. Также автор отмечает целесообразность вовлечения населения в процесс интерпретации.
Ключевые слова: интерпретация, природное наследиt, современные проблемы, устойчивое развитие.
Способы представления и использования природного наследия постоянно меняются. Они зависят от глобальных, социальных, политических и технологических изменений, результатов научных исследований, а также от участия различных субъектов, которые по-разному интерпретируют природное наследие, масштаб его охвата и его функцию в жизни общества.
Таблица 1
Трактовка понятие «интерпретация» различными авторами
Источник |
Содержание |
Ф. Тилден |
Интерпретация — раскрытие смысла объекта или предмета наследия, установление контакта между посетителем и объектом, который делает возможным новое его понимание, основанное не только на знании, но на духовном и эмоциональном опыте. [1] |
Клицунова В. А. |
Интерпретация — это образовательная деятельность, которая призвана проявить смысл и установить взаимоотношения с объектом интерпретации через контакт и взаимодействие с ним, а не просто через предоставление фактической информации. [2] |
Сэм Х. Хэм |
Интерпретация — это подход к коммуникации, стремящийся донести информацию, стимулируя работу мысли у аудитории, которая имеет право эту информацию игнорировать. [3] |
Национальная Ассоциация Интерпретаторов (НАИ) |
Интерпретация — это ориентированный на определенную миссию процесс коммуникации, который формирует эмоциональные и интеллектуальные связи между интересами аудитории и значимостью, присущей конкретному ресурсу. [4] |
Сибирская Ассоциация Интерпретации (САИ) |
Интерпретация относится ко всем способам передачи информации посетителям образовательного, природного или рекреационного объекта таких как музей, парк или научный центр. [5] |
Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ICOMOS ) |
Интерпретация относится к полному спектру потенциальных мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности и углубление понимания объект культурного наследия. Сюда могут входить печатные и электронные публикации, публичные лекции, установка на месте и непосредственно связанные с ним внешние установки, образовательные программы, общественная деятельность, а также текущие исследования, обучение и оценка самого процесса интерпретации. [6] |
Ассоциация интерпретации наследия (AHI) |
Интерпретация обогащает нашу жизнь через захватывающие эмоции, улучшая получение опыта и углубление понимания людей, мест, событий и объектов из прошлого и настоящего. [7] |
Интерпретаторы Канады |
Интерпретация — это процесс коммуникации, направленный на раскрытие смыслов и взаимосвязей нашего культурного и природного наследия для публики (посетителей) через непосредственный опыт общения с объектами, артефактами, ландшафтами или местами. [8] |
Анализ дефиниций понятия «интерпретация», представленных в таблице, демонстрирует отсутствие единого мнения о сущности данного явления. Автор статьи считает, что определение «интерпретации» Ф. Тильдена 1957 года — «раскрытие смысла объекта или предмета наследия, установление контакта между посетителем и объектом, который делает возможным новое его понимание, основанное не только на знании, но на духовном и эмоциональном опыте» — является базовым, однако, также не отражает всей сущности данного явления в современном мире. Поэтому, автором предложено определять интерпретацию наследия, как когнитивный процесс, формирующий реальность на основе её индивидуального восприятия; инструмент коммуникации, способствующий раскрытию смысла объекта наследия посредством пояснения интерпретатором его важности и уникальности, а также формирования у посетителей собственного опыта, эмоционального отклика, уважения и признательности к посещаемому объекту. Интерпретация призвана делать людей более осведомленными о наследии, о посещаемых местах, предоставлять адаптированные для каждой категории посетителей знания об объекте, которые улучшат их понимание и поспособствуют развитию интереса, который в дальнейшем приведет к удовольствию и формированию ответственности.
Говоря об интерпретации наследия в туризме важно учитывать новый современный этап в развитии экономики — экономику впечатлений, о которой впервые упомянули Джозеф Пайн и Джеймса Гил [12]
Согласно их теории, в настоящее время зарождается экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя, который, устав от стандартизированной продукции, стремится получить товар, созданный специально для него и соответствующий его внутреннему миру. Поэтому пора отказаться от традиционных отношений между компанией и клиентом и перейти к другой модели. Например, в странах Европейского Союза интерпретация стала неотъемлемой частью стратегий социально-экономического развития, где природное и культурное наследие признано средством создания, обсуждения и утверждения национальной идентичности, а также «мощным фактором социального и экономического развития путем применения метода интерпретации, и политики, которая его поддерживает» [10].
Процесс интерпретации должен обязательно охватывать три сегмента: адресант, материал, подлежащий интерпретации (текст, объект и т. д.), и получатель. Все знания, так или иначе, являются интерпретацией, поскольку то, что люди считают знанием, на самом деле является узким видением вещей, которое свойственно человеку и генерируется только через коллективную память. Чаще всего в процессе коммуникации основное внимание уделяется не собственно интерпретации, а ее продукту, или информации, переданной одним человеком и полученной другим.
В интерпретации наследия за каждым человеком стоит национальная принадлежность, которая присутствует в коллективной памяти. В этом контексте интерпретация, применяемая на различных уровнях, имеет особое значение, поскольку она является инструментом, способным объяснить, оживить или вызвать эмоциональную реакцию.
Практика интерпретации природного наследия представляет собой бесценный ресурс в области просвещения, занятости, туризма и устойчивого развития. Более того, интерпретация природного наследия в современном мире может также рассматриваться как инструмент решения проблем социальной разрозненности, демократии, глобального потепления, бедности. Следовательно, интерпретация природного наследия может помочь населению в раскрытии потенциала для стимулирования устойчивого развития общества, где сохранение национального природного наследия является приоритетом.
Современное понимание природного наследия возникло не только под влиянием экономики и быстро меняющегося мира, но и благодаря развитию новых концепций и методов исследования. Это новое понимание указывает на то, что процесс создания и сохранение наследия прошлого заключаются не столько в изучении элементов, сколько в понимании важности его населением и правильно построенной интерпретации смыслов, значений и ценностей.
Это означает, что в центре внимания оказывается не только сам объект интерпретации, но и отношение людей к нему: какие размышления, отношения, воспоминания, эмоции объект вызывает у каждого индивида; как посещение объекта наследия может изменить знания, поведение и отношение к прошлому, настоящему и будущему у населения. В этом контексте важно изучить ценности, которые посетители, эксперты и другие создатели наследия связывают с этим объектом, процессы его создания и последствия, которые отразятся на образе жизни, формировании чувства культурной идентичности и создании благополучия. В данном контексте утверждение Фэркларфа, сделанное в 2008 году в [11] хорошо отражает вышесказанное: «то, что ценят «обычные» люди, может отличаться от того, что ценят эксперты, так как они могут ценить одни и те же вещи, но по совершенно разным причинам, например, по причинам ассоциации, памяти или локальности». В связи с этим, программа интерпретации должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый посетитель объекта природного наследия нашел свою ценность. Поэтому, необходимо учитывать образ жизни и ценности современного населения.
Метод интерпретации сосредоточен на активном участии индивида, путем вызова чувств и личных ассоциаций, что обеспечивает основу для эмоциональной приверженности. Следуя теории активного участия, необходимо задуматься о том, как поощрять и расширять возможности населения для продуктивного участия в процессе интерпретации природного наследия. Современный мир мобилен, что позволяет людям открывать для себя природное наследие и наслаждаться им. Развитие интерпретационных программ также предоставит возможность участвовать в качестве волонтеров в мероприятиях, направленных на защиту, охрану и популяризацию наследия.
Сегодня на объекты наследия оказывается давление с целью получения прибыли, иначе они остаются без внимания из-за нехватки финансирования. Понимание новой роли природного наследия в современном мире затрагивает вопросы ценности наследия, его встраивания в экономику с целью устойчивого развития и решения современных проблем общества. Одной из ключевых задач является поиск способов «вдохнуть» в наследие новую жизнь.
Литература:
- Freeman Tilden, Interpreting Our Heritage[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uncpress.org/book/9780807858677/interpreting-our-heritage/.
- Клицунова В. А. Интерпретация наследия в туризме. Новые подходы в эпоху экономики впечатлений. / В. А. Клицунова 2019 − 219с.
- Сэм Х. Хэм Интерпретация. Сознательно меняя мир к лучшему. / Сэм Х. Хэм 2013–236с.
- Официальный сайт Национальной Ассоциации Интерпретации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.interpnet.com.
- Официальный сайт Сибирской Ассоциации Интерпретации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.facebook.com/siberian.association.for.interpretation.
- Определение интерпретации, официальный сайт википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://livepcwiki.ru/wiki/Heritage_interpretation#Definitions_of_heritage_interpretation.
- Официальный сайт Международного совета по памятникам и достопримечательностям (ICOMOS ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.icomos.org/en.
- Официальный сайт Ассоциации интерпретации наследия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ahi.org.uk.
- Официальный сайт конституционных актов Канады [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/canada/canada-r.htm.
- Европейская стратегия культурного наследия на 21 век. Перед лицом вызовов, следуя рекомендациям. 2018. Совет Европы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rm.coe.int/european-heritage-strategy-forthe-21st-century-strategy-21-full- %20text/16808ae270
- Фэрклаф, Грэм. 2008. «Новое наследие, вводный очерк. Люди, ландшафт и изменения». 297–312.
- «The Experience Economy», Harvard Business Review, B. Joseph Pine and James H. Gilmore).