Смысловое наполнение понятия «красота» в русской литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 784 раза

Библиографическое описание:

Яхшимурадова, Г. А. Смысловое наполнение понятия «красота» в русской литературе / Г. А. Яхшимурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89000/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются когнитивные признаки, важные для понимания красоты в качестве эстетической ценности: красота и духовность; красота и сила; красота и жизнь.

Ключевые слова: понятие, красота, русская литература, жизнь, духовность, сила.

Вопрос о прекрасном, о его сути, о его критериях — является ключевым в работах великого художника античного мира — Платона. Величайший мыслитель всех времён рассуждает о нём в ряде диалогов, в таких как «Федон», «Пир», «Филеб», в которых представлено его понимание явления «красота», когда явление и предмет, являются прекрасными в соответствии с воплощением божественной идеи. Согласно «Пиру» Платона, красота как «идея» вечна, а чувственные вещи, называемые прекрасными — преходящи: они либо возникают, либо погибают. Познать прекрасное, можно лишь через приобщение к благу и красоте трудным путём духовного самосовершенствования: «Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни — уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно» [7].

Красота — эстетическая категория, которая обозначает совершенство явления или предмета. В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля приводится семантические аспекты слова красота: «Красота ж. свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость, во образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова, изящество выражения» [8]. В литературе понимание «красоты», вернее вопрос о красоте всегда занимал какое-то особое, ключевое понятие, например в творчестве Достоевского, который создаёт образ «положительно прекрасного человека». Именно этот аспект напрямую соотносится с понятием «красота». По замыслу Достоевского, «положительно прекрасный человек» князь Мышкин, должен был воплощать в себя добро, истину и красоту, может быть, поэтому первоначально в рукописи писатель и рассматривал его как «Князь Христос». Именно этот образ является воплощением триединства. Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина подтверждает мысль В. Соловьёва. Владимир Соловьев в своей работе «Три речи в память Достоевского» рассуждает о полном единстве триединства, которую он находит во всех произведениях Достоевского: «В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. И он был прав, потому что эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Для Достоевского же это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи» [9]. В романе «Идиот» представлен «положительно прекрасный человек» Князь Мышкин, который является воплощением идеи В. Соловьева. Князь Мышкин внешне имеет непривлекательную наружность. Он слаб и неловок, постоянно вызывает насмешки окружающих в свою сторону: «На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдткунена до Петербурга. Но что годилось и вполне удовлетворяло в Италии, то оказалось не совсем пригодным в России. Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, — всё не по-русски» [10]. Достоевский хотел доказать, что абсолютно не важно, какая у человека внешность, важны чистота помыслов и праведность. Князь Мышкин как яркий солнечный свет привлекает к себе людей. Чем ярче свет прекрасного, тем яснее люди чувствуют свою ничтожность и не у каждого хватает сил поверить в возможность своего перерождения.

В этом романе писатель даёт нам ещё один интересный образ — образ Настасьи Филипповны, в котором одна из составляющих триединства утрачена — доброта. Неслучайно князь Мышкин обращает внимание именно на следы страдания на лице Настасьи Филипповны: «Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [11] Социальное мироустройство разрушило изначальную, природную гармонию Настасьи Филипповны и поэтому разрушилось триединство в этом образе. Князь Мышкин вполне смог бы восстановить утраченное триединство в Настасье Филипповне и спасти её, проявляя к ней христианскую любовь. В первый же день знакомства князь предлагает свою руку Настасье Филипповне. Она осознаёт, что любовь князя — это сострадание, и поэтому спасения нет. Князь Мышкин разглядел в ней живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. И только он понимает её затаенную мечту о нравственном обновлении. Он верит в её невинность тогда, когда собственная греховность приводит Настасью Филипповну в отчаяние и поэтому она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. И нет места Настасье Филипповне в обществе, где отрицают истинное прекрасное и благородное, безжалостно растаптывая светлую хрупкую душу человека. Для неё смерть представляется возможным исходом, то есть духовно очиститься можно только через страдание. Выходит, что красота сама нуждается в «спасении».

В совершенно ином образе представлен образ героя третьего плана — образ Веры Лебедевой. Сам Достоевский считал, что истинную красоту в мир несут дети. Вот здесь образ красоты связан с образом ребенка и поэтому у нашей героини детское выражение лица, особый детский смех, который она несёт. «А какое симпатичное, какое милое лицо у старшей дочери Лебедева, вот у той, которая стояла с ребенком, какое невинное, какое почти детское выражение и какой почти детский смех!» [12] Она не поражает своей ослепительной красотой, но она полна искреннего сострадания. Она сострадает князю Мышкину сильнее и искреннее всех. Достоевский изображает её с ребёнком на руках. Ведь для Достоевского тема детства — это особенная тема. Он считал, что самые невинные существа на земле — это дети. Дети изначально несут в себе красоту. Именно такие герои как князь Мышкин и Вера Лебедева воплощают авторскую концепцию понимание красоты. Согласно Достоевскому, духовная красота Христа, может спасти мир. А формула о спасении мира через красоту — это религиозная идея того, что спасение мира возможно через святость, то есть через восстановления образа божия в человеке.

У Достоевского и Чернышевского разные понимания красоты. Для Достоевского — это идеал, а Чернышевский акцентирует внимание на социальном аспекте. У Чернышевского определение понятия красота равносильна к приятию жизни, писатель пишет: «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» [13]. Таким образом он утверждает, что прекрасное — это сама жизнь, действительность, окружающая нас природа, наши поступки, мысли и чувства. В своей статье «Критический взгляд на современные эстетические понятия», он четко обуславливает понимание прекрасного в социальном контексте: «Понятия о красоте у простого народа несходны во многом с понятиями образованных классов общества... простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково» — он объясняет, почему нет красоты, потому что люди социально не равны и в зависимости от принадлежности к какому-либо сословию, у них будут разные понимания прекрасного. Допустим, если человек из дворянского сословия, то у него одно понимание, потому что он так много не работает как простолюдин. Простолюдин понимает жизнь и счастье не так, как член высшего общества. Чернышевский представляет два разных понятия красоты, и он говорит, что цель человеческой деятельности — изменить жизнь так, чтобы она отвечала представлениям человека о прекрасной жизни.

У каждого писателя имеются свои собственные представления о ряде эстетических проблем. Эти представления являются важным элементом его мировоззрения, который отражается в его творчестве. В творчестве каждого писателя есть своя наполняемость понятия красота. Для Достоевского это единение очень важных параметров. А Чернышевский акцентирует свое внимание на совершенно иных аспектах. Его интересуют вопросы социума, человеческого общежития, взаимоотношения между людьми. И этот контекст является для него главным. И поэтому мы можем говорить, что смысловая наполняемость понятия красота не только в русской литературе XIX века, но и в творчестве современных писателей очень многозначна.

Литература:

  1. Столович Н. Л. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет. Аксикологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
  2. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 460.
  3. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя 1877 (сентябрь — декабрь)-1880 (август) // Полное собрание сочинений / Ф. М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984. — Т. 26.
  4. Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  5. Николай Гаврилович Чернышевский/Сочинение в двух томах /Том1 Издательство «Мысль» 1986 г.
  6. Брошюра Вл. Соловьева «Три речи в память Достоевского» (1881–1883)
  7. http://sv-scena.ru/Buki/Antichnaya-filosofiya.html
  8. http://slovardalja.net/word.php?wordid=14113
  9. https://libking.ru/books/prose-/prose/53324-2-vladimir-solovev-tri-rechi-v-pamyat-dostoevskogo.html#book
  10. https://ilibrary.ru/text/94/p.1/index.html
  11. https://ilibrary.ru/text/94/p.3/index.html
  12. https://ilibrary.ru/text/94/p.21/index.html
  13. http://russkay-literatura.ru/chernyshevskij-ng/436-chernyshevskij-ng-dissertacziya-esteticheskie-otnosheniya-iskusstva-k-dejstvitelnosti.html
Основные термины (генерируются автоматически): Мышкин, красота, князь, добро, жизнь, понимание красоты, прекрасный человек, молодой человек, образ красоты, Чернышевское.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

В образе князя Мышкина слышится голос истины, принимающей человеческую сущность героини, в образе Парфена Рогожина — голос лжи

Ключевыми понятиями для характеристики Сони являются истина — доброкрасота. В данном случае истина выступает и как правда, и...

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского...

«Красоту трудно судить… Красота — загадка», — говорит князь Мышкин, — «…Вы

Это и изображение человека в ситуации кризиса, прослеживание всех метаморфоз, и диалоги и

Образы князя Мышкина и Рогожина можно проанализировать в контексте русского...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Картины жизни, образы рисует и живописец. Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в

Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто

Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале «Молодой...

С целью «бегства» от действительности человек может выбрать множество различных путей.

Таким образом, эскапизм здесь — то, что отрицается как романтическое мироощущение

Позже образ «мечтателя» перерастет в князя Мышикина. Однако образ Мышкина намного...

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Образ сада даёт возможность рассмотреть отношение разных людей (сословий) к этому сакральному пространству.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах А.Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования, любви.

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте...

Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в

Марья всегда с величайшей добротой относится к другим людям: с терпимостью к

Если Наташа Ростова и княжна Марья олицетворяют душевную красоту и обаяние

Жизнь аристократок проходит в светских гостиных, а не на природе, которую они не знают и не...

Концепция любви в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Князь Мышкин, обладая благородным и добрым сердцем, никак не может понять, почему люди так жестоки друг к другу.

Таким образом, можно говорить о том, что в романе Достоевского «Идиот» любовь является роковым и болезненным чувством, которое приводит князя...

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных...

Согласно теории экзистенциализма, человек на протяжении всей жизни «созидает» себя посредством своих поступков и несет ответственность за них.

Ведущими этическими и эстетическими ценностями в морали Камю становятся красота, добро и свобода.

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Любовь по Камю трагична: перенасыщаясь ею, человек пускается в поиск новому испытанию чувств.

Философия и эстетика Камю, его литературное творчество представляет собою поиск смысла жизни, поиск того, что содержит в себе основные ценности и идеалы: красоту, добро...

Похожие статьи

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

В образе князя Мышкина слышится голос истины, принимающей человеческую сущность героини, в образе Парфена Рогожина — голос лжи

Ключевыми понятиями для характеристики Сони являются истина — доброкрасота. В данном случае истина выступает и как правда, и...

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского...

«Красоту трудно судить… Красота — загадка», — говорит князь Мышкин, — «…Вы

Это и изображение человека в ситуации кризиса, прослеживание всех метаморфоз, и диалоги и

Образы князя Мышкина и Рогожина можно проанализировать в контексте русского...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Картины жизни, образы рисует и живописец. Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в

Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто

Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале «Молодой...

С целью «бегства» от действительности человек может выбрать множество различных путей.

Таким образом, эскапизм здесь — то, что отрицается как романтическое мироощущение

Позже образ «мечтателя» перерастет в князя Мышикина. Однако образ Мышкина намного...

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Образ сада даёт возможность рассмотреть отношение разных людей (сословий) к этому сакральному пространству.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах А.Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования, любви.

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте...

Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в

Марья всегда с величайшей добротой относится к другим людям: с терпимостью к

Если Наташа Ростова и княжна Марья олицетворяют душевную красоту и обаяние

Жизнь аристократок проходит в светских гостиных, а не на природе, которую они не знают и не...

Концепция любви в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Князь Мышкин, обладая благородным и добрым сердцем, никак не может понять, почему люди так жестоки друг к другу.

Таким образом, можно говорить о том, что в романе Достоевского «Идиот» любовь является роковым и болезненным чувством, которое приводит князя...

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных...

Согласно теории экзистенциализма, человек на протяжении всей жизни «созидает» себя посредством своих поступков и несет ответственность за них.

Ведущими этическими и эстетическими ценностями в морали Камю становятся красота, добро и свобода.

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Любовь по Камю трагична: перенасыщаясь ею, человек пускается в поиск новому испытанию чувств.

Философия и эстетика Камю, его литературное творчество представляет собою поиск смысла жизни, поиск того, что содержит в себе основные ценности и идеалы: красоту, добро...

Задать вопрос