Методика воспитывающего урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 16.02.2022

Статья просмотрена: 1912 раз

Библиографическое описание:

Кладова, И. С. Методика воспитывающего урока / И. С. Кладова, Е. А. Кравец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88867/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье даны методические рекомендации по созданию условий и построению урока, обеспечивающего реализацию программы воспитания и достижение личностных результатов обучающихся.

Ключевые слова: современный педагог, воспитание на уроке, личностное развитие.

Любимый вопрос современного ученика, который идет на урок «Зачем?». А часто ли современный педагог задает себе этот вопрос? Очевидные ответы: чтобы дать детям необходимые знания, чтобы сформировать умение самостоятельно учиться, чтобы подготовить к успешной сдаче экзаменов. Грамотность — это, безусловно, важно, но сегодня перед педагогами стоит ежедневный выбор между необходимостью предметной подготовки с ориентацией на жесткие нормативы (ЕГЭ, ОГЭ) и воспитанием личности. Жизнь точно расставляет все по своим местам, дети меняются намного быстрее, чем технологии. Новое поколение требует новых образовательных подходов, образованию нужны «новые» педагоги.

Во время одного из образовательных события на площадке открытого общения мы увидели, что наши ученики демонстрируют совсем другие установки на новое будущее, их ценности приобретают иные личностные смыслы, многие из них шокируют. Наступило время переосмысления роли воспитания.

В примерной программе воспитания воспитательные результаты представлены на трех уровнях: социальные знания; формирование позитивного отношения к базовым ценностям и получение ценностного опыта.

За всю школьную жизнь ребенок посещает более 13 тыс. Уроков [1, с. 11] Поэтому необходимо понимать, что именно урок становится основным пространством воспитания, в этом суть идей воспитывающего обучения, основоположником которого быт И.Гербарт. На уроке формируется и воспитывается сознание обучающихся, приобретаются определенные навыки и привычки общественного поведения, воспитываются моральные чувства и эмоции, воспитанию принадлежит основная роль в процессе формирования личности. Обучение всегда есть процесс воспитания, но это воспитание имеет либо положительный, либо отрицательный эффект, и долг учителя-сделать всё возможное, чтобы каждый урок стал воспитывающим.

Такую задачу мы поставили вначале учебного года. В сентябре 2021 был запущен проект «Исследование урока» и проведена оценка уроков учителей-предметников. Выводы оказались неутешительными: 70 % уроков имели низкий уровень воспитательного эффекта, а 7 % из них насторожили возможным отрицательным влиянием на воспитание личностных качеств обучающихся (уроки молодых педагогов). Результаты проведенного самоанализа были обобщены и переосмыслены на педагогическом совете «Результативное воспитание». Выводы, сделанные по результатам педсовета представлены в моем выступлении.

Современный педагог обязан не только владеть технологиями обучения, но в первую очередь, владеть методикой воспитания. Результативное воспитание на уроке реализуется при выполнении трех условий:

Первое-уважительные и доверительные отношения со своими учениками; Особенность методики воспитания в том, что она зависит от личности учителя, от его личностных качеств и ценностей. То есть, важно не только то, что мы делаем, но и то, какие мы, каковы наши взгляды на мир, наши ценности, наше отношение к детям. Учителю следует задать себе вопрос «Интересен ли я детям?». Российский и советский педагог, народный учитель СССРКараковский Владимир Абрамович писал: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель— “пирожок ни с чем”» [1]. К сожалению, большинство учителей считают, что доверительные отношения — не самая важная педагогическая задача, их взаимоотношения с детьми сводятся к функциональным: регламентированным правилами внутреннего распорядка школы, отношениям между людьми, выполняющими определенные функции. Учителю необходимо стремиться организовать с учениками общность, своеобразную социальную сеть. Это возможно, если педагог привлекает к себе внимание детей, стремиться быть интересной личностью и учитывает, что современный ребенок стал другим: более свободным, ориентированным на результат, живущим сегодняшним днем; из-за огромного потока информации без специально созданных условий, он не задумывается о своем решении, он не планирует, живёт в потоке, идёт и действует.

В воспитывающем уроке — должна быть работа над отношениями. Она связана с умением педагога оставаться доброжелательным, демонстрировать оптимизм по отношению к детям, вселять детям веру в себя. Ребенку нужна постоянная положительная обратная связь от педагога. Очень важно педагогам оставаться таким до и после урока. Однако, нужно помнить о риске панибратства, когда дистанция в отношениях между взрослым и ребенком почти стирается.

Замечания и критика на уроке должны быть конструктивными. Дети не должны дрожать от страха, вздрагивать при мысли о предстоящей контрольной. Учитель обязан помнить, что ученик имеет право на ошибку, на ошибках учатся. Не нужно навешивать на них ярлыки неудачников, но стоит помнить, что многие известные гении слыли в школе неудачниками.

В контексте выстраивания отношений эффективно устанавливать правила на уроке. Правила должны быть: логичными, простыми, понятными и оправданными; никакие правила и последствия, наступающие за их нарушение, не должны унижать; соблюдение правил обязательно для всех и всегда; четко и ясно сформулированы, зафиксированы в текстовой форме. Ещё одним инструментом строительства доверия и уважительного отношения является умный юмор. Он способствует созданию творческой атмосферы в совместной со школьниками деятельности, преодолению многих школьных конфликтов. Уметь «разрядить» трудную ситуацию доброй шуткой — умение современного педагога, которое особенно ценят современные дети.

Второе — Личность развивается только в деятельности , имеющей для неё личностный смысл. Значит, современный педагог должен использовать разнообразие форм деятельности на уроках, чтобы расширить спектр смысловых точек для ученика: всевозможные игры, беседы, дискуссии, викторины, групповая работа, проектирование, элементы театрализации, анализ проблемных ситуаций и т. п. Чем старше воспитанник, тем выше уровень самостоятельности этой деятельности. Важным в организации урока становится и обращение к личному опыту ученика, к его увлечениям, интересам, это всегда находит у обучающихся живой отклик и повышает их интерес к взаимодействию с учителем и одноклассниками.

Меняется роль учителя на воспитывающем уроке. В зависимости от задач урока и выбранной технологии учитель может быть:

– учителем — образовательным технологом, который помогает ориентироваться в мире информации, выбирать наиболее достоверный источник, выделять из потока информации ценные сведения и превращать их в личностные знания;

– учителем-тьютором, который, опираясь на внутренний потенциал ученика, определяет наиболее успешные его стороны и на этом строит его образовательную программу. Развивая ученика в тех сферах, где он слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью;

– учителем — модератором дискуссионной площадки, который слышит каждого и в тоже время подогревает спор вопросами, ненавязчиво подводит ученика к общим выводам, стараясь раскрыть потенциальные творческие возможности каждого;

– учителем-организатором, который конструирует урок, эффективно управляет образовательным процессом и реализует его в совершенно разных форматах (смешанном, очном, дистанционном);

– учителем-пректировщиком, который ищет интересную задачу в социуме, не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой самостоятельный поиск;

– учителем-лидером, который рационально использует время, учит этому ученика, оценивает задачи, решает их и несет ответственность, увлекает харизмой и обучает на личном примере, не заставляя обучающихся подражать себе, а помогает раскрыть их собственные задатки, наклонности, склонности и способности, то есть внутренний потенциал и характер.

При этом, каждый педагог должен всегда быть:

– профессионалом своего дела, методистом, ориентирующимся в своей предметной области и методике ее преподавания

– и психологом, который учитывает в работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, умеет работать в зоне ближайшего развития личности.

Личностно ориентированный подход — основа воспитывающего урока. Умение чувствовать класс, знание индивидуальных особенностей помогают учителю сделать урок увлекательным и эффективным.

Проанализировав опыт наших педагогов, мы заметили, что положительный воспитательный эффект дает прием введения в урок особой роли, например, ассистент — помогает провести урок, лаборант — помогает провести практические занятия, дизайн-группа отвечает за оформление кабинета, изготовления учебных пособий, создания сменных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т.п, добытчик знаний —может подбирать дополнительные материалы к уроку из интернета, создавать тематические презентации или видеоролики, игровед — это организатор познавательных игр на уроке. Такие роли формируют и развивают навыки самостоятельности, самоорганизации, самоопределения.

Эффективно обращаться к детской фантазии (представьте, что вы…), используя знакомые воспитанникам образы, в том числе образы выдающихся ученых, писателей, историков, героев художественных произведений и т. п. Можно и нужно устанавливать традиции, приглашать интересных гостей из числа писателей, поэтов, деятелей культуры и интересных для ребят людей, в том числе из их круга общения самих учеников.

В практике наших учителей-предметников устоялись профориентационные задания, когда учитель организует урок, включая в деятельность решение кейсов, направленных на решение реальных профессиональных задач (инженерных, педагогических, медицинских и т.п).

Практика подтвердила и эффективность формирующего и критериального оценивания в контексте воспитания. В классах, где учителя используют технологию ученики обладают более высоким уровнем самоорганизации, самооценки и волевой саморегуляции.

Третье, и самое важное, ценностно-ориентированная коммуникация. Коммуникация на уроке должна быть наполнена социально значимым содержанием. Следует помнить, что ценности не могут быть навязаны, постоянное морализаторство вызывает реакцию отторжения и имеют эффект антивоспитания.

В современном уроке передача информации не должна быть в направлении — от учителя к ученику. Особым искусством педагога является и возможность найти повод в рамках изучаемой на уроке темы поговорить о человечности, экологии, патриотизме, трудолюбии и других культурных ценностях общества. Необходимо помнить, что современный ребенок по-другому воспринимает происходящее, он менее эмоционален, ему трудно концентрировать внимание, им нужно завладеть, зацепить интерес... Поэтому просмотр фильма эффективнее, чем чтение книги, а использование современных информационно-коммуникационных средства обучения привлечет внимание, ведь в современном образовании информационные технологии очень развиты и позволяют монолог педагога дополнить мультимедийным контентом (презентации, аудио-, видеоматериалы на интерактивной доске или планшете, учебно-игровые платформы, технологии виртуальной реальности и т.п). Их использование позволяет максимально эффективно использовать время урока и передать больше информации за единицу времени. Обязательным условием остается и то, что преподносить такой материал, нужно взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая вопросы, инициируя вопросы учеников и отвечая на них. Иначе их использование само по себе не окажет влияния на развитие личности, главное — с их помощью организовать мыследеятельность учеников, раскрыть смыслы просмотренного или прочитанного.

Ценности педагогической профессии находятся не в сфере технологической или материальной обеспеченности. Педагог — личность, изменяющая своим существованием другого. Современный педагог тот, кто в своей профессиональной деятельности выделяет в качестве приоритета — воспитание детей и ставит в структуре своих ценностей на первое место ценность личности.

Литература:

  1. Степанов, П. В. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / П. В. Степанов. — Текст: электронный // Единое Содержание Общего Образования: [сайт]. — URL: https://edsoo.web-ae.ru/kniga-1/ (дата обращения: 14.02.2022).
  2. Примерная программа воспитания. — Текст: электронный // Институт стратегии развития образования: [сайт]. — URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): современный педагог, урок, ученик, ребенок, учитель, воспитывающий урок, знание, отношение, педагог, современный ребенок.


Ключевые слова

личностное развитие, современный педагог, воспитание на уроке

Похожие статьи

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Похожие статьи

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Задать вопрос