Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 13.02.2022

Статья просмотрена: 631 раз

Библиографическое описание:

Панчишный, Р. С. Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства / Р. С. Панчишный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88813/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых экосистем.

Ключевые слова : цифровизация, цифровые экосистемы, государственное управление, корпоративное управление, государственно-частное партнерство.

Одной из глобальных тенденций XXI века является процесс цифровизации, который оказывает существенное влияние на все типа экономико-хозяйственных отношений. При этом цифровые технологии не просто служат инструментом стимулирования традиционных отраслей экономики, но и представляют собой совершенно новую, самостоятельную отрасль, которая выступает драйвером экономического роста многих стран мира. Соответственно, цифровизация становится не просто фактором экономического роста страны, но и условием жизнеспособности и конкурентоспособности государства, общества и компаний.

Процесс цифровизации обуславливает необходимость разработки новых инструментов управления как в рамках государства, так и в рамках компаний. При этом одним их составляющих цифровизации является процесс создания цифровых экосистем, роль и значимость которых усиливается с каждым днём, что обуславливает актуальность темы исследования.

В системе цифровизации особое место занимают цифровые экосистемы, которые представляют собой совокупность информационных ресурсов, функционирующих как единое целое [5].

Цифровые экосистемы включают в себя несколько элементов:

  1. сервисы для интеграции;
  2. единый центр координации;
  3. единая технологическая платформа.

К числу факторов, способствовавших развитию цифровых экосистем, относятся:

— высокий уровень конкуренции;

— необходимость более глубокого понимания потребностей населения и клиентов, что достигается через анализ больших массивов данных;

— изменение характера спроса: желание людей получать несколько услуг в одном месте, персонализация спроса и т. д.;

— развитие Big Data и др.

Создание цифровых экосистем имеет множество положительных последствий как для государства, так и для компаний (повышение конкурентоспособности, минимизация издержек и др.), однако наряду с этим их развитие характеризуется следующими ограничивающими факторами:

— необходимость больших объемов инвестиций;

— высокий уровень сложности управления ввиду вовлечения в создание экосистемы большого числа структур;

— недостаток квалифицированных специалистов и т. д. [3].

Процесс цифровизации затрагивает все возможные сферы, в частности, государственное управление. Цифровизация государственного управления на современном этапе относится к числу одних из самых актуальных трендов. Благодаря процессу цифровизации, который подразумевает аккумулирование данных, достигается повышение эффективности и обеспечение доказательности государственного управления.

Нормативно-правовую основу цифровизации государственного управления и создания государственных цифровых экосистем составляет национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая в свою очередь включает в себя федеральный проект «Цифровизация государственного управления» [2].

Создание цифровых экосистем в системе государственного управления является важнейшим инструментом в реализации одной из главных задач государства — обеспечении населения качественными социальными услуга в полной мере. Соответственно, по мере развития и масштабирования цифровых экосистем повышается уровень цифрового развития государственного сектора в целом, а также уровень развития государственного управления, в частности [6].

Примером цифровой экосистемы в государственном управлении Российской Федерации служит Портал государственных услуг Российской Федерации. Цель создания данной цифровой экосистемы заключается в обеспечении высокого уровня доступности государственных и муниципальных услуг как для граждан, так и для субъектов предпринимательской деятельности. Портал государственных услуг представляет собой справочно-информационный портал, который позволяет гражданам и организациям получить:

— информацию о государственных и муниципальных услугах;

— информацию о функциях государства в области надзора и контроля;

— государственные и муниципальные услуги в электронной форме и т. д. [6].

Создание и функционирования подобных порталов на региональном и федеральном уровнях является примером развития государственного управления в условиях цифровой трансформации. В данном контексте также актуальными становятся вопросы об управлении так называемым цифровым государством.

Сущность цифровых экосистем в корпоративном управлении сводится к централизации совокупности сервисов в рамках единой платформы с целью:

  1. предоставление потребителю максимального доступа к услугам компании;
  2. оптимизации процесса управления компанией [5].

Цифровые экосистемы преимущественно создаются и функционируют в таких отраслях, как:

— рынок продажи товаров и услуг;

— финансовая и банковская сферы;

— транспорт;

— доставка еды;

— медиа и др.

На современном этапе в корпоративном управлении современных российских организаций можно выделить два основных направления:

  1. ограничение профиля деятельности компании установленными инструментами управления, которые характеризуются низким уровнем гибкости;
  2. выход за рамки традиционного бизнеса за счет создания и внедрения цифровых экосистем, которые позволили создать многопрофильную среду деятельности компаний [7].

В России цифровые экосистемы представлены преимущественно в крупных многопрофильных компаниях, к числу которых можно отнести СБЕР, Яндекс, МТС и др.

Необходимость внедрения цифровых экосистем в корпоративное управление подтвердилась также в условиях пандемии, когда наибольшую гибкость и эффективность не только корпоративного управления, но и деятельности в целом продемонстрировали компании, активно осуществлявшие цифровизацию бизнес-процессов и управления ещё до неё. Введенные ограничения обусловили взрывной рост роли цифровых экосистем, предоставляющих товары и услуги.

Соответственно, цифровые экосистемы оказывают положительное влияние на корпоративное управление, обеспечивая повышение производительности, ценности бизнеса, качество обслуживания клиентов, оптимизируя цепочки поставок и минимизируя возможные риски.

Построение и внедрение цифровых экосистем, как уже отмечалось раннее, существенно влияют на процесс корпоративного управления. Дело в том, что создание цифровых экосистем требует, во-первых, создание соответствующей инфраструктуры, которая объединит в себе все необходимые элементы. Во-вторых, при создании цифровых экосистем крайне важно учитывать особенности различных сфер, которые вовлечены в данный процесс. В-третьих, формирование специального управленческого центра по управлению экосистема является обязательным условием [5].

Повышение эффективности государственного и корпоративного управления можно достичь также за счет использования механизмов государственно-частного партнерства в области создания и развития цифровых экосистем.

Роль государственно-частного партнерства в области развития цифровых экосистем объясняется следующим.

С одной стороны, вовлечение бизнеса в процесс цифровизации экономики и государственного управления позволяет обеспечить эффект синергии, который выражается в повышении качества предоставляемых населению услуг, а также в возможности сокращения государственных расходов за счет привлечения частных инвестиций.

С другой стороны, в результате реализации государственно-частного партнерства у бизнеса появляется возможность развить необходимую цифровую инфраструктуру при поддержке государства, выражающейся в оптимизации налогов, получение государственных гарантий и кредитов на льготных условиях [4].

Стоит отметить, что тема государственно-частного партнерства также является одной из ключевых в программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

Таким образом, система государственно-частного партнерства в области создания цифровых экосистем играет важную роль в обеспечении оптимизации как государственного, так и корпоративного управления. Любая система, построенная государством и эксплуатируемая государством, очевидно, будет менее эффективной, чем такая же, но построенная в коммерческой структуре, которая работает по нормальным рыночным механизмам.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  2. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7)
  3. Алейникова, Ю. В. Цифровая экосистема. Анализ применения искусственного интеллекта / Ю. В. Алейникова, В. В. Матвеев. // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2020. — № 3. — С. 1480–1488
  4. ГЧП станет новым драйвером развития цифровой экономики. — Текст: электронный // Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [сайт]. — URL: https://digital.ac.gov.ru/news/1349/ (дата обращения: 14.12.2021).
  5. Данильянц, Г. Г. Цифровые экосистемы как фактор развития корпоративного и государственного менеджмента / Г. Г. Данильянц, И. Э. Гергиев // Вектор экономики. — 2020. — № 11 (53). — С. 40.
  6. Мармонтова, Т. В. Роль цифровых экосистем в системе государственного управления и бизнес-процессов в период пандемии / Т. В. Мармонтова. // Цифровая наука. — 2020. — № 12. — С. 108–117.
  7. Столярова, Е. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний / Е. Столярова. // Банковский вестник. — 2020. — № 3. — С. 20–29.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, корпоративное управление, экосистема, государственно-частное партнерство, Российская Федерация, создание, услуга, современный этап, Цифровая экономика, цифровая экосистема.


Похожие статьи

Институционально-правовые основания партнерства государства...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPP, распределение рисков, США, частный бизнес, Российская Федерация. Приоритеты развития государственно-частного партнерства... — сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес.

Современное состояние государственно-частного партнерства...

В настоящее время рынок государственно-частного партнерства в Российской Федерации насчитывает

Заключено соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении создания

Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные...

Государственно-частное партнерство в управлении...

Государственно-частное партнерство может быть охарактеризовано как элемент смешанной экономики, существовавший и ранее, но в условиях повсеместной демократизации в 1990-е гг. отмечаются значительные изменения, ставшие причиной получения частным сектором тех...

Электронное правительство как инструмент модернизации...

Сегодня государственное управление неразрывно связано с социальными процессами и

Например, оказание услуг населению и бизнесу, организация государственных закупок

В итоге удовлетворяются потребности как государственных учреждений, так и частных...

Концепция создания экосистемы цифровых транспортных...

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые

Цифровая экосистема — это многосторонняя цифровая платформа

5. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров и приглашает к партнерству всех...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран...

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это механизм привлечения частных инвесторов для решения социально значимых проблем на взаимовыгодных условиях. В целом механизмы ГЧП используются для реализации долгосрочных проектов в области создания и...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных...

Исследование исполнения проекта Минстроя России по...

Российская Федерация не стала здесь исключением: с конца 2018 г. Правительство РФ реализует ряд

Целью данного проекта является не только автоматизация и цифровая трансформация

Эти новые роли вместе с экосистемами, формируемыми умными городами...

Возможности применения цифровых технологий в стратегическом...

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления обуславливают

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, стратегия цифрового

Кроме того, современная аналитика не может основываться лишь на исследовательских...

Похожие статьи

Институционально-правовые основания партнерства государства...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPP, распределение рисков, США, частный бизнес, Российская Федерация. Приоритеты развития государственно-частного партнерства... — сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес.

Современное состояние государственно-частного партнерства...

В настоящее время рынок государственно-частного партнерства в Российской Федерации насчитывает

Заключено соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении создания

Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные...

Государственно-частное партнерство в управлении...

Государственно-частное партнерство может быть охарактеризовано как элемент смешанной экономики, существовавший и ранее, но в условиях повсеместной демократизации в 1990-е гг. отмечаются значительные изменения, ставшие причиной получения частным сектором тех...

Электронное правительство как инструмент модернизации...

Сегодня государственное управление неразрывно связано с социальными процессами и

Например, оказание услуг населению и бизнесу, организация государственных закупок

В итоге удовлетворяются потребности как государственных учреждений, так и частных...

Концепция создания экосистемы цифровых транспортных...

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые

Цифровая экосистема — это многосторонняя цифровая платформа

5. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров и приглашает к партнерству всех...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран...

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это механизм привлечения частных инвесторов для решения социально значимых проблем на взаимовыгодных условиях. В целом механизмы ГЧП используются для реализации долгосрочных проектов в области создания и...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных...

Исследование исполнения проекта Минстроя России по...

Российская Федерация не стала здесь исключением: с конца 2018 г. Правительство РФ реализует ряд

Целью данного проекта является не только автоматизация и цифровая трансформация

Эти новые роли вместе с экосистемами, формируемыми умными городами...

Возможности применения цифровых технологий в стратегическом...

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления обуславливают

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, стратегия цифрового

Кроме того, современная аналитика не может основываться лишь на исследовательских...

Задать вопрос