К вопросу преподавания археологии в отечественных высших учебных заведениях в новейшее время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 06.02.2022

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Руденко, Е. Ю. К вопросу преподавания археологии в отечественных высших учебных заведениях в новейшее время / Е. Ю. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88664/ (дата обращения: 02.05.2024).



В начале XX в. в Российской империи увеличилось количество студентов высших учебных заведений до 127 000 человек [1]. Но по этому показателю Россия все еще отставала от Великобритании, Германии, США и Японии.

В первые годы советской власти вопросу развития образования уделялось важное место. В 1918 г. был принят Декрет, регулирующий правила приема в учебные заведения. Трудящиеся могли поступить в любой вуз без предоставления документа об образовании [2].

Ликвидация юридических и исторических факультетов в 1921 г. привела к снижению качества гуманитарного образования. В 20-х гг. XX в. еще не происходит отделение науки от подготовки кадров. Преподаватели научных учреждений осуществляли подготовку кадров по археологии. В рассматриваемое время был создан археологический институт в Одессе и в Киеве. В Москве и Петрограде были открыты новые факультеты общественных наук на базе Московского и Петроградского университетов. Власть предприняла попытку привлечь новых преподавателей, которые были бы настроены обучать в духе марксистко-ленинской идеологии. В 1922 г. в Московском и Петроградском университетах были созданы археологические отделения на базе ФОН [3]. В 20–30-е гг. XX в. идеология смены общественно-политических формаций определяла перестройку археологических концепций. К концу 20-х гг. XX в. наметились два метода в археологической советской школе. Метод восхождения шел от памятников, характеризующих эволюцию производственных отношений в рамках общественных и экономических формаций. У данного подхода был минус, который заключался в сглаживании аутентичных черт отдельных культур. Это происходило, так как при исследовании культуры укрупнялись по принципу социально-производственного (хозяйственного) сходства. В противовес методу восхождения выступили сторонники палеоэтнологической школы, представляющие принцип наложения. При исследовании археологических памятников использовались данные этнографии, которые накладывались на археологический материал.

Реконструкция жизнедеятельности культур начиналась с экономики, которая выстраивалась относительно инвентаря, который относился к производству и сельскому хозяйству.

В 1934 г. была возобновлена работа исторических факультетов. В 1937 г. были возвращены вступительные испытания при поступлении на исторические специальности [4] Также в 30-е гг. XX в. получает распространение спасательная археология в местах строительства новостроек, метрополитена и городской инфраструктуры в целом. Такие исследования популярны и необходимы вплоть до сегодняшних дней.

1950-е гг. стали временем становления высококачественного гуманитарного образования в отечественных вузах. Выпускники 1920-х гг. стали профессорами в учебных заведениях.

Распад Советского союза сократил масштабы полевых исследований. Кроме того, в 1991 г. произошло разделение Института археологии — базового исследовательского учреждения. Новые исследования стали активно финансироваться и проводиться, начиная с 2000-х гг. Кроме спасательных раскопок полевые исследования ведут крупнейшие отечественные музеи: Эрмитаж и ГИМ, кафедры археологии (МГУ, СПбГУ), отделение археологии гуманитарного факультета НГУ.

Новые тенденции в археологической науке следующие: активное изучение разновременных археологических памятников, привлечение междисциплинарных, естественнонаучных методов, геоинформационных технологий.

В начале 2000-х гг. отечественное археологическое образование вошло в этап включения в международную систему образовательной квалификации в Европейском сообществе. Основным направлением образовательных тенденций этого периода стала унификация документа о высшем образовании, с целью сделать образовательную систему единой и доступной для студентов, что должно было обеспечить международный обмен знаниями.

Законодательно новые тенденции в РФ были закреплены 1 января 2010 г. Были введены новые стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Это означало закрепление Болонской системы в отечественном образовании.

Возникновение бакалавриата и магистратуры вместо системы специалитета привело к созданию новых программ обучения, изменению набора дисциплин и часовой нагрузки студентов по различным видам практики. Стандарты профессионального образования были подкреплены Федеральным законом РФ от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ.

Болонское соглашение объединило 46 стран. В его рамках необходимо было унифицировать содержание образовательных программ, чтобы студенты могли беспрепятственно самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию [5].

При составлении образовательной траектории студентов, желающих стать профессиональными археологами, как правило, берутся за основу образовательные стандарты направления «История» в рамках ВПО третьего поколения.

С начала 2000-х гг. политика образования выстраивается в рамках укрепления отношений между отделениями Академии наук и высшими учебными заведениями. Археологическое образование дает выпускникам возможность не только участвовать в сезонных и масштабных исследованиях, но и работать в рамках спасательной археологии. Спасательная археология для России достаточно молодое направление, однако оно стремительно развивается вместе с экономическим ростом и урбанизацией по всей стране.

Для презентации результатов полевых исследований, для обмена опытом и решения спорных научных вопросов организуются конференции различного уровня: на базе университетов и институтов археологии Академии наук. Международные конференции помогают поддерживать связь с зарубежными коллегами, перенимать их опыт в методике проведения раскопок и обработке результатов исследований, а также в вопросе междисциплинарного взаимодействия.

Литература:

  1. Ханин, Г. И. Высшее образование и российское общество / Г. И. Ханин // ЭКО, 2008. — № 8 (410). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-i-rossiyskoe-obschestvo (дата обращения: 16.12.2021).
  2. 2 августа. Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс] URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/12389#mode/inspect/page/4/zoom/4 (дата обращения: 01.12.2021).
  3. Тихонов, И. Л. К вопросу о начале университетской археологии в России / И. Л. Тихонов // Вестник СПбГУ, 2004. — сер. 2, История, Выпуск 1. С. 93–102.
  4. Янин, В. Л. К 75-летию кафедры археологии исторического факультета МГУ / В. Л. Янин, А. Р. Канторович // Исторические Исследования. — № 3, 2015. — C. 5–45.
  5. Канторович, А. Р. О состоянии и перспективах археологического образования в вузах России в условиях перехода на двухуровневую систему / Канторович А. Р., Лбова Л. В., Ениосова Н. В. // Вестник НГУ. Серия: История, филология, 2010. — Том 9. — выпуск 3: Археология и этнография. С. 5–13.
Основные термины (генерируются автоматически): спасательная археология, метод восхождения, Петроградский университет, подготовка кадров, Россия.


Похожие статьи

Становление профессиональной подготовки документоведов...

Рассматривая современную подготовку данных профессиональных кадров, нужно брать во внимание не только современный опыт, отталкиваться от новейших технологий, которые медленно, но верно внедряются в архивы, но стоит учитывать опыт

В это время Н. В. Калачов поднял проблему о важности подготовки профессиональных кадров архивистов. В 1878 году появляется Петербуржский археологический институт [6]. Программу учебных занятий Н. В. Калачов разрабатывал на основе следующих

Помимо Историко-архивного института, с 1970 г. архивистов начинает готовить Уральский государственный университет, частично решив тем самым проблему профессиональных кадров для региональных архивов. В конце 1980-х гг...

Педагогическая археология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: археология, педагогическая археология, педагогический потенциал, педагогическая мастерская. Педагогическая археология представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность.

На уроках истории при использовании археологического материала важно научить детей думать и правильно анализировать, для этого преподаватель должен использовать археологические методы исследования и познания предмета, донести детям, как правильно работать с источником. Хочется продемонстрировать несколько примеров, как можно использовать археологические...

Проблемы и перспективы подготовки кадров для освоения...

Актуальность постановки вопроса о подготовке кадров для работы на шельфе обусловлены несколькими причинами, главными из которых являются следующие: - континентальный шельф России является для страны зоной стратегических интересов.

Не менее важной проблемой, как подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений, необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

(доставка по РФ бесплатно).

Оплата публикации. Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI. Конечно, оплатить в банке по реквизитам тоже можно. Есть вопросы по оплате?

Использование термина «археология Москвы» в исторической...

В настоящей статье автор обращает внимание на особенности использования термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе. Опираясь на оценки известных археологов, а также на археологический и антропологический материал, полученный при изучении древнего прошлого столицы.

Один из основоположников историографического направления в современной отечественной археологии А. А. Формозов обратил внимание на то, что. В России эта взаимосвязь особенно сильна, поскольку в разные периоды развития археологии организация и финансирование... Использование термина «археология Москвы» в исторической...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

В статье рассмотрена методика обучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

В настоящий период времени в практической стрельбе в условиях соревнований используется большое количество стрелковых упражнений, ориентированных на формирование навыков стрельбы, а также поиск наиболее эффективных методов обучения стрельбе. В свою очередь, специальные подразделения МВД России также ведут поиск современных методов обучения и разработку соответствующих дополнительных мер личной безопасности сотрудников для их последующего внедрения в...

История подготовки педагогических кадров в России

Во-вторых, профессиональная подготовка преподавателей, осуществляется в педагогических университетах, существенно не отличается от подготовки в педагогических институтах и имеет общие особенности [3]. В-третьих, профессиональная подготовка преподавателей стала осуществляться в университетах педагогического профиля, но она имеет

Реализация нового подхода к профессиональной подготовке преподавателей требует решения определенных задач. Среди них важным является выяснение специфики проявления закономерностей, которые определяют общую организацию, содержание, формы, методы и подходы, то есть принципы целостного процесса профессиональной подготовки преподавателей в условиях университета.

Формирование профессионально-важных качеств у курсантов...

Следовательно, подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания с учётом современных требований к их квалификации в

В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России и в Сибирской пожарно-спасательной академии учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на то, чтобы развить целостную личность сотрудника ГПС МЧС России, гармонизировать его

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. — 537 с. 2. Жернаков, Д. В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожарно-спасательного профиля средствами физической подготовки...

Штурм недр | Статья в журнале «Юный ученый»

На юге России, на Таманском полуострове, инженеры Воскобойников и Гурьев нашли в 1830 году залежи железной руды, а через несколько лет Гурьев открыл богатейшее Керченское месторождение железа. В России создавались кадры специалистов-геологов. В поисках месторождений полезных ископаемых они опирались на научную основу.

Ученый разработал метод, позволяющий обнаружить действие на осадочные породы колебаний земной коры. Важнейшее значение для геологии имеет открытое Головкинским влияние перемещений береговой линии на образование слоев осадочных пород.

Похожие статьи

Становление профессиональной подготовки документоведов...

Рассматривая современную подготовку данных профессиональных кадров, нужно брать во внимание не только современный опыт, отталкиваться от новейших технологий, которые медленно, но верно внедряются в архивы, но стоит учитывать опыт

В это время Н. В. Калачов поднял проблему о важности подготовки профессиональных кадров архивистов. В 1878 году появляется Петербуржский археологический институт [6]. Программу учебных занятий Н. В. Калачов разрабатывал на основе следующих

Помимо Историко-архивного института, с 1970 г. архивистов начинает готовить Уральский государственный университет, частично решив тем самым проблему профессиональных кадров для региональных архивов. В конце 1980-х гг...

Педагогическая археология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: археология, педагогическая археология, педагогический потенциал, педагогическая мастерская. Педагогическая археология представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность.

На уроках истории при использовании археологического материала важно научить детей думать и правильно анализировать, для этого преподаватель должен использовать археологические методы исследования и познания предмета, донести детям, как правильно работать с источником. Хочется продемонстрировать несколько примеров, как можно использовать археологические...

Проблемы и перспективы подготовки кадров для освоения...

Актуальность постановки вопроса о подготовке кадров для работы на шельфе обусловлены несколькими причинами, главными из которых являются следующие: - континентальный шельф России является для страны зоной стратегических интересов.

Не менее важной проблемой, как подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений, необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

(доставка по РФ бесплатно).

Оплата публикации. Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI. Конечно, оплатить в банке по реквизитам тоже можно. Есть вопросы по оплате?

Использование термина «археология Москвы» в исторической...

В настоящей статье автор обращает внимание на особенности использования термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе. Опираясь на оценки известных археологов, а также на археологический и антропологический материал, полученный при изучении древнего прошлого столицы.

Один из основоположников историографического направления в современной отечественной археологии А. А. Формозов обратил внимание на то, что. В России эта взаимосвязь особенно сильна, поскольку в разные периоды развития археологии организация и финансирование... Использование термина «археология Москвы» в исторической...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

В статье рассмотрена методика обучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

В настоящий период времени в практической стрельбе в условиях соревнований используется большое количество стрелковых упражнений, ориентированных на формирование навыков стрельбы, а также поиск наиболее эффективных методов обучения стрельбе. В свою очередь, специальные подразделения МВД России также ведут поиск современных методов обучения и разработку соответствующих дополнительных мер личной безопасности сотрудников для их последующего внедрения в...

История подготовки педагогических кадров в России

Во-вторых, профессиональная подготовка преподавателей, осуществляется в педагогических университетах, существенно не отличается от подготовки в педагогических институтах и имеет общие особенности [3]. В-третьих, профессиональная подготовка преподавателей стала осуществляться в университетах педагогического профиля, но она имеет

Реализация нового подхода к профессиональной подготовке преподавателей требует решения определенных задач. Среди них важным является выяснение специфики проявления закономерностей, которые определяют общую организацию, содержание, формы, методы и подходы, то есть принципы целостного процесса профессиональной подготовки преподавателей в условиях университета.

Формирование профессионально-важных качеств у курсантов...

Следовательно, подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания с учётом современных требований к их квалификации в

В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России и в Сибирской пожарно-спасательной академии учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на то, чтобы развить целостную личность сотрудника ГПС МЧС России, гармонизировать его

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. — 537 с. 2. Жернаков, Д. В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожарно-спасательного профиля средствами физической подготовки...

Штурм недр | Статья в журнале «Юный ученый»

На юге России, на Таманском полуострове, инженеры Воскобойников и Гурьев нашли в 1830 году залежи железной руды, а через несколько лет Гурьев открыл богатейшее Керченское месторождение железа. В России создавались кадры специалистов-геологов. В поисках месторождений полезных ископаемых они опирались на научную основу.

Ученый разработал метод, позволяющий обнаружить действие на осадочные породы колебаний земной коры. Важнейшее значение для геологии имеет открытое Головкинским влияние перемещений береговой линии на образование слоев осадочных пород.

Задать вопрос