Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 2366 раз

Библиографическое описание:

Бокова, И. Н. Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом / И. Н. Бокова, И. В. Голубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88611/ (дата обращения: 17.12.2024).



Аутизм — это широкий спектр нарушений развития. Расстройства аутистического спектра в современном мире являются распространенной проблемой детей и взрослых. При аутизме не развивается эмпатия, характерно нарушение развития коммуникации и социальных навыков. Для них свойственны аффективные проблемы и трудности развития взаимоотношений с другими людьми, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения.

Я работаю тьютором с детьми с ОВЗ шестой год. Цель работы тьютора: помощь ученику в организации среды обучения, адаптации учебного материала для успешного усвоения учебного материала. Тьютор помогает в развитии познавательных и коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания и прочих.

Тьютор является проводником между учителем и учеником, между ним и другими учениками в классе. Он передает информацию от учителя к ребенку в доступном ему виде, что обеспечивает успешность обучения. Тьютор показывает варианты общения со сверстниками, привлекает к общим задачам класса, рассказывает, как можно взаимодействовать в коллективе.

Программы обучения детей с ОВЗ предусматривают индивидуальный подход. Ключевым моментом для детей с ОВЗ является адаптация и социализация. Сроки адаптации детей очень индивидуальны и зависят от особенностей развития.

Подростки — аутисты называют самым сложным для них то, что у них нет друзей. Им не с кем пойти на мероприятия, их никто не приглашает, нет людей, с которыми у них есть общие интересы. Необходимо найти те сферы деятельности, где они могли бы поддерживать дружеские отношения со сверстниками, это могут быть компьютерные игры, совместные занятия спортом и другие.

Вспышки неконтролируемой агрессии бывают вследствие биологических факторов, или являются реакцией не изменение каких-то факторов внешней среды: изменение расписания, появление незнакомого человека в классе, трудное задание и т. д. Негативное поведение может быть направлено на других людей или на себя. Вариантов множество: кричит, топает ногами, бьет руками и ногами, бьется головой, плюется, падает на землю и т. п.

При самоагрессии может бить себя, кусать руки, втыкать в себя карандаш и т. п. Задача тьютора в этом случае, — помочь ребенку справится с возникшей у него негативной реакцией, научить справляться с паникой или злостью, направить энергию в другое русло, научить более приемлемому поведению.

Если в младших классах учебное заведение предоставляет тьютора ученику с ОВЗ, то с переходом в среднее звено, считается, что подросток уже адаптирован и может сам справляться с учебной нагрузкой и проблемным поведением. Но, обычно, таким ученикам требуется сопровождение тьютора на протяжении всего школьного обучения.

Из опыта работы с подростком-аутистом.

К*, 11 лет, учится в 4 класса по общеобразовательной программе.

Варианты нежелательного поведения: громко кричит, лает, крякает, стучит ногами, предметами по столу, отказывается слушать педагога и выполнять какие-либо задания, плюется, падает на пол или на землю и т. д.

Было принято решение обучать К. отдельно от других учеников, задача тьютора: обеспечить учебный процесс, научить справляться с негативными реакциями, научить давать обратную связь приемлемыми способами.

Для организации комфортной среды обучения необходимо учебное место (стол, стул, стеллаж) установить таким образом, чтобы ребенок не отвлекался на другие предметы в комнате. Если шум присутствует, можно предложить надеть наушники. Материалы, необходимые для занятий, размещаются на стеллаже. Слева от стола цветная бумага, пластилин, клей, ножницы и т. п. Справа — его портфель с учебниками, тетрадями, принадлежностями для письма и т. п.

Некоторые приемы, которые снижают уровень тревожности, позволяют уменьшить проявление нежелательного поведения:

  1. Класс разбит на зоны: зона обучения и зона отдыха, где есть игрушки, железная дорога, пазлы, и т. д. На мате можно полежать, отдохнуть.
  2. Есть визуальное расписание занятий на каждый день: уроки, перемены, завтрак, занятие в кружке, посещение психолога и проч.
  3. Позитивный настрой, поддерживающие способы успешного обучения: визуальные подсказки, жестовые, физические (например, помочь выполнить упражнение на уроке физкультуры) и т. д. Обязательно хвалить за успешное выполнение задания или хорошее поведение.
  4. До начала уроков тьютор вместе с К. заполняет на этот день список школьных занятий. Например: в специальной тетради перечисляются уроки, завтрак в столовой, посещение психолога, занятие с собакой и т. д. После окончания списка школьных занятий мы обсуждаем, какое вознаграждение он хочет получить после уроков: качели, компьютерная игра, что-то вкусное и т. д. (Список мы обсуждаем с родителями заранее).

Мы оговариваем, что вознаграждение он может получить, если напротив каждого пункта списка будет стоять плюс. Это значит, справился с заданием, не было негативного поведения.

  1. После окончания урока (и других пунктов списка), тьютор вместе с К. ставит оценку: плюс или минус. (Иногда во время урока тьютор напоминает, что он хотел получить в качестве вознаграждения, и все-таки, стоит постараться, и выполнить задание или удержаться от неподобающего поведения).
  2. Если в конце учебного дня стоят все плюсы — К. получает свое вознаграждение, если есть минусы — вознаграждение вычеркивается.
  3. Когда все плюсы в конце дня — радуемся вместе: и тьютор и К., потому, что у него все отлично получилось!

Деэскалация.

– К. демонстрирует поведение, которое предшествует или соответствует проблемному: кричит, лает, отказывается готовиться к уроку (открывать тетрадь, учебник) или начинает черкать в тетради или учебнике, рвет листы и т. п.

– Тьютор перестает уделять внимание, говорить, убирает все предметы, которые могут причинить вред, а также учебник, тетрадь и т. д. и ждет, пока ученик успокоится.

– Когда ученик успокоился, и может слушать и реагировать на вопросы, тьютор спрашивает: Что тебе нужно?

Через некоторое время: Как я могу тебе помочь? (Не нужно задавать несколько вопросов сразу).

– Например, К. отвечает: Я устал. Тьютор говорит, хорошо, отдохни, ты можешь полежать на мате.

– Если ученик успокоился, через некоторое время тьютор спрашивает: К., у нас по расписанию через 10 минут звонок и потом мы идем в столовую. Ты хочешь идти на завтрак? Он отвечает: Да.

– Тьютор говорит: Хорошо, мы пойдем на завтрак, но сначала нужно выполнить вот эти 2 упражнения по математике.

– К. садится за школьный стол и делает упражнения.

В данном случае, он выполнит меньше, чем было задано, но выполнит часть задания.

Совместное выполнение задания. К. испытывает затруднения при чтении текстов в учебнике, стихов. Тьютор предлагает читать по — очереди: один абзац читает тьютор, другой — К. При этом К. слышит эмоциональное, выразительное чтение, ему это нравится. Он слышит ритм стихотворения, рифму, ударения в новых словах, и т. д. Потом меняются, читают второй раз уже в другом порядке. К. нравится, что эту работу они делают вместе, ему понятнее смысл текста.

Социальные истории (сторителлинг). Обсуждаем с К. различные ситуации, истории из жизни, как правильно поступить в той или иной ситуации, что бывает при разных вариантах поведения, истории с примерами правильного поведения.

К. посещает Кукольный театр (Арт-терапия), организованный психологом ВЦППРК, который помогает ему в игровой форме «прожить» предлагаемую ситуацию и получить некоторый опыт.

Элементы видеомоделирования. По просьбе папы К. тьютор записала на видео пример негативного поведения К. в классе. Далее папа рассказал, что вместе с К. и мамой они посмотрели это видео и поговорили с К. о том, как им неприятно видеть такое поведение, как их это огорчает. Они не хотели бы, что бы он так себя вел в дальнейшем.

Тьютор также записала на видео успешный пример декламации К. стихотворения, за которое он получил отличную оценку. Родители так же посмотрели вместе с К. это видео и поговорили с ним о том, как им приятно видеть, что К. успешно учится и хорошо себя ведет в школе.

Взаимодействие с родителями. Родителям и педагогам важно выстроить доверительные отношения с подростком. Хороший результат возможен, когда есть совместные усилия и понимание, какие проблемы необходимо решать, какие подходы использовать.

Из опыта работы с детьми с ОВЗ.

Мальчик Г. 9 лет обучается по специальной образовательной программе. Для обучения этого ребенка использовался специальный дидактический материал:

– предметы из разного материала для развития тактильного ощущения,

– предметы крупные и удобные для захвата,

– предметные картинки, доступные для восприятия (цвет, размер, изображения).

– предоставления заданий на отдельных листах.

– Выполнение в индивидуальном режиме заданий по частям с помощью взрослых (полная физическая подсказка).

Работа велась с учетом рекомендаций учителя, психолога.

Проводилась коррекция нежелательного поведения.

Мальчик Г. При возбуждении начинает кусать себе руку, в это время тьютор вкладывает в его ладонь массажный мячик, отвлекает, удерживает его руку и направляет на выполнение каких-либо действий, например, положить руки на колени. Если это не удавалось, предлагала ему уйти из класса в игровую зону и выполнить с ним ряд физических упражнений. В игровой комнате предлагались пазлы, раскраска, и, через несколько минут, когда ребенок успокаивался, возвращались в класс.

Для коррекции нежелательного поведения была выделена зона отдыха (игровая комната) с креслами, с матами для лежания, ящик с сенсорными игрушками, где ребенок успокаивался.

Девочка В. 9л. обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе. На уроке начинала плакать, кричать без видимых причин. Ребенку предлагались простые задания (надуть щеки, высунуть язык, улыбнуться). Такие инструкции выполнить с плачем трудно, и ребенок успокаивался.

Девочка проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям, замахивается, может ударить. В момент агрессии ее руки удерживаются руками взрослого, затем предъявляются различные простые инструкции, в которых задействованы руки (хлопать в ладоши, постучать кулачками, выполнить упражнения пальчиковой гимнастики). Можно в этом случаи сказать, чтобы положила руки на колени, взяла карандаш, и оказать помощь в выполнении задания. Переключение внимания на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием негативного поведения.

Тьютор формирует доверительные отношения с ребенком. Следит за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет. Координирует общую

деятельность, дозирует учебную нагрузку. Тьютор сопровождает ребенка в течение всего учебного дня. После окончания уроков тьютор сообщает родителям, как прошел день, какие успехи или сложности были в процессе обучения, координирует усилия по успешному преодолению сложностей и поощрении успехов.

Тьютор ведет дневник наблюдений за ребенком, в котором отслеживает динамику развития ребенка.

Литература:

  1. https://sobesednik.ru/zdorove/20200529-voz-podrostki-vo-vsem-mire-sta © Sobesednik.ru
  2. «Как проявляется агрессия у аутистов» https://aba-kurs.com/agressiya-u-autistov/
  3. Агрессия и другие виды социально неприемлемого поведения у детей с РАС. Часть 1 Перевод фрагмента руководства «Aggressive and challengingbehaviorstool kit», опубликованного на платформе autismspeaks.org. Из учебного пособия «Targeting the big three»,
  4. Doctor.kzАутизм, Статью проверила Наталья Владимировна Макарова педиатр, клиника Яндекс.Здоровье. autism.com.ua
  5. Статья «Аутизм и подростковый возраст: чего ожидать, что может помочь?» Автор: Марина Саррис
  6. Сетевой инновационный проект кафедры психологии и педагогики «Реализация модели «Ресурсный класс (группа)» в образовательных организациях при обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра».
  7. Н. В. Бабкина. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие./-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016,-143с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, негативное поведение, нежелательное поведение, класс, рука, ученик, игровая комната, учебная нагрузка, учебный день, учебный материал.


Похожие статьи

Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях фрустрации

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа)

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком

Похожие статьи

Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях фрустрации

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа)

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком

Задать вопрос