Нартовский эпос осетин об уме, умственном воспитании и обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Пухова, Л. Р. Нартовский эпос осетин об уме, умственном воспитании и обучении / Л. Р. Пухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/4/307/ (дата обращения: 17.12.2024).

Народы Северного Кавказа еще с древнейших времен высоко ценили в человеке ум, мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании подрастающих поколений. Они прекрасно понимали, что знания – важнейшая составная часть культуры, которая определяет, в конечном счете, положение и силу человека в обществе. Эта мысль находит свое отражение в народных изречениях: «Ум – богатство» (каб.); «Не завидуй богатству человека, а завидуй его уму» (осет.); «Потерявшему богатство – посочувствуй, потерявшего разум – оплакивай» (черк.) [5, с.167].

«Человеческий ум, писал Я. А. Коменский, отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну, что он пытается исследовать даже непостижимое» [3, с.162]. С этим народная педагогика согласна. «Для человека нет ничего непостижимого», – говорит адыгская пословица; «Ум любит простор», – говорит соответствующее ей русское изречение, «Не тот много знает, кто много жил, а тот, кто много учился» (белоруск.) [5, с.101] – утверждают, что знания развивают познавательные способности человека. Мысли, выраженные этими пословицами, перекликаются с требованиями Я. А. Коменского, выраженными в латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать». Я. А. Коменский дальше объясняет, что «спрашивать – это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или к книге» [3, с.362 ].

Подчеркивая важное значение ума и умственных способностей в жизни человека, народная осетинская педагогика считает основой для его развития знания, приобретаемые в процессе жизни и обучения. Без знаний не может быть ни человека, ни его ума; знание является основанием человеческого существования, наличия его культуры. Но ум – нечто большее, чем обыкновенное знание. Это способность человеческого сознания корректно понимать и толковать знания сообразно любым обстоятельствам.

В содержании умственного воспитания устное народное творчество занимало ведущее место не только как народная копилка знаний об окружающем мире, но и как самостоятельный объект изучения, приобщающий детей к духовным богатствам народа.

Изучение и анализ фольклорных произведений показывает, что в содержание умственного воспитания горцев включались как общеобразовательные, так и профессиональные знания. К ним следует отнести овладение историческими, метеорологическими, медицинскими и прочими специальными знаниями и ремеслами [8, с.79]. Исторические знания дети получали в процессе изучения сказаний, легенд, преданий, историко-героических песен и, конечно же, героического эпоса «Нарты», имеющего не только мифологическую, но и историческую основу, – отмечает профессор Е. Е. Хатаев [9, с.52].

Наряду с историческими знаниями, основанными на фольклорных произведениях, дети получали географические и этнографические сведения о названии рек, озер, гор, селений, географическом положении Осетии. В нартовском эпосе упоминается Черное море (Сау денджыз): на дне моря жили братья Донбеттры и их красавица–сестра Дзерасса; Урызмаг ведет нартов вдоль Белого и Черного морей [4, с.41]. Весьма часто упоминается Гумское ущелье (Гумская долина) – географическое название сходное с такими, как Гума, Гумста в центральной Абхазии и на Северной Кавказе (река, Кума), степь Зилахарская и мн. др.

В нартовских сказаниях широко представлены такие умственные качества личности, как сообразительность, гибкость и последовательность ума, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях и др.

Многие трудные обстоятельства, в которые попадают герои нартовских сказаний, требуют от них быстроты мышления, оригинальных решений. Для примера можно сослаться на разные варианты сказания о борьбе с одноглазым великаном: «Нарт Бадыноко и великан» (черк.), «Уырызмаг и кривой уаиг» (осет.) и др. Оказавшись в безвыходном положении в пещере у одноглазого людоеда, герой произведения Урызмаг выколов глаз чудовища и одев шкуру зарезанного ночью вожака стада Бодзо, выбирается из пещеры.

В материалах эпоса немало таких ситуаций, когда поставленные перед персонажами задачи решаются с использованием их прошлого опыта, а также ситуации, когда имеющийся опыт приходит в столкновении с требованиями задачи. В ряде сказаний народ показывает, что ум человека должен проявляться в способности переноса приобретенных знаний в новые ситуации. В сказании «Собрание нартов или кто из нартов самый лучший», Батрадза выбирают самым умным и доблестным среди нартов. Решив проверить его, нарты решили испытать его доблести. Как-то, возвращаясь с похода, напали на него сто всадников. Когда кинулись они на Батрадза, он повернул коня, как-будто спасаясь бегством. И, когда они растянулись нитью по дороге, повернув коня, Батрадз одолевает их одного за другим. Позже, он делиться с нартами, что отваге и сообразительности он научился у своей собаки, которая таким образом расправилась со стаей чужих разъяренных псов [4, с.356].

Герои нартовских сказаний отличаются способностью более точно познать предметы и явления объективного мира и, на этой основе, находить, способы решения вставших перед ними проблем. Из всего этого вытекает вывод о том, что в народной педагогике ум понимается как способность к познанию объективной действительности. И что эта способность у разных людей разная, она зависит от различных факторов, в том числе и от познавательной деятельности самого человека, от богатства его знаний.

В проанализированных сказаниях мы наблюдаем, «что человек рождается способным к приобретению знаний, к постижению закономерностей объективного мира, но самого знания природа ему не дала; знания приобретаются с помощью учения и деятельности» [1, с.164]. Развитие умственных способностей человека народ связывает с тем, что он наблюдал, с чем сталкивался, испытал и пережил в жизни. Такой взгляд народа на источники познания нельзя не признать близким к материалистическому сенсуализму, который рассматривает ощущение как отражение объективной реальности.

Эти идеи отразились и в сказании «Урызмаг и трое испытующих», в котором говорится, как Урызмаг, будучи наблюдательным человеком, судя по небольшим монологам каждого из гостей, определил сущность каждого. Присутствующие были поражены необыкновенной догадливостью братьев. Такая сообразительность Урызмага является результатом его жизни и деятельности, его прошлого опыта.

Мы позволим себе сказать, что мысль, отразившаяся в этом сказании, перекликается с теми, которые высказал С. Л. Рубинштейн: «Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными данными, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, входят как «строительный материал« в построение его способностей. Эти последние образуют собой сплав исходных природных данных человека, откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом: создавая что-либо значительное, человек и сам растет; в творческих, доблестных делах человека – важнейший источник его роста, Способности человека это снаряжение, которое выковывается не без его участия [6, с.306]. Эта мысль идентична с утверждением древнеримского педагога Марка Фабия Квинтилиана: «Я согласен что один имеет более ума, чем другой; но это доказывает только, что один может сделать более чем другой; однако не найдешь никого, кто бы, опираясь на прилежание не мог преуспеть в чем-либо» [2, с.410]. Таким своим положением народная педагогика внушает человеку веру в свои силы, подчеркивает значение его познавательной активности в умственном развитии.

Герои-нарты умны. Мудр глава нартов Урызмаг. Славу им всем приносят их доблесть и сила в сочетании с умом. Во всех циклах эпоса наблюдаются свидетельства ума и находчивости главной героини Сатаны. С ее умом и остроумием мог бы тягаться разве только Сырдон, но и он часто пасует пред умом Сатаны. Сатана спасает жизнь, как отдельным героям, так и целому нартовскому народу. Только с помощью сообразительности Сатаны освобождается из плена у заклятого заморского врага нартов старый Урызмаг. В сказании «Хамыц и Уырызмаг» весь сюжет представляет собой определенную цепь остроумных находок Сатаны, которые приводят к победе нартов над их врагами чинтами.

Одной из самых блестящих иллюстраций той роли, которую играет Сатана в эпосе является сказание «О последнем балце Урызмага». Последний балц Урызмага – это последний его подвиг за нартов, это последняя услуга Сатаны Урызмагу и одна из бесконечных нартам. «К вечеру стала клониться жизнь Урызмага, стало грустно ему, и спросила его Сатана: «Что с тобой, мой старый властелин (моей) головы. У нас нет горя, нет нужды, мы не нуждаемся в помощи, так о чем же печаль твоя? Может ты у меня смерти испугался? В жизни твоей не было такого, кого ты не победил, тебя никто не осилил, ты не обижен был радостями жизни, смерть – в порядке вещей и ее не надо бояться» [4, с.48]. В этих мудрых словах вся Сатана. Она одинакова мудра во всех национальных версиях.

Нарты – герои активного познавательного поиска. Они не ограничиваются созерцанием непонятных фактов и явлений. В эпосе часто ставятся вопросы: «что это такое?», «чем это вызвано?», «почему это так?». Активный познавательный поиск нартов, особенно ярко отражается в сказаниях «Сослан в стране мертвых» и «Сослан и гумский человек». Нартовский эпос пронизан ситуациями, требующими рассуждения, мыслительной активности, умственного поиска, смекалки. Красноречивое подкрепление этой мысли можно отыскать в сказаниях: «Последний поход Урузмага», «Ахсартаггата и Бората – кровники», «Как Сырдон обманул великанов» и др. В борьбе с врагами нарты нередко прибегают к хитрости, ибо предпочитают острый ум грубой физической силе. Так, Сослан, одержав победу над Мукара, с помощью разных приемов военной смекалки, говорит: «Конечно, сильнее тебя никого нет на этом свете, и я намного слабее тебя, но сила моя в уме».

Основной смысл своей военной мудрости нарты выразили устами народного любимца Батрадза: «Если хочешь победить врага – разъедини его, уничтожь его сплоченность и добьешься над ним победы».

Высоко ценили нарты веселую шутку, острый юмор и сатиру и поэтому создавали комические ситуации. Воплощением юмора и комизма в эпосе является Сырдон. Создатели Нартиады относят его к славным нартовским мужам не из-за его военной доблести, как должно вытекать из героического духа самого эпоса, а из-за того, что он «умен и ловок». Академик А. А. Шифнер характеризует Сырдона как хитрого и пронырливого человека и подчеркивает, что имя это стало нарицательным: «им награждают в Осетии хитрых и плутоватых людей» [7, с.83].

Важным достоинством нартов считается его красноречие. В сказании «Ахсартаггата и Бората – кровники» это качество выступает предметом состязаний. Идеалом мудрости и красноречия являются для нартов Урызмаг и Сатана.

Народ в умственном воспитании большое значение придавал условиям, стимулирующим познавательную активность человека. Об этом свидетельствуют описанные в эпосе проблемные ситуации, при которых необходимость решения возникших жизненных задач заставляет героев искать знания, обращаться за советами к знающим, опытным людям

Большую роль в умственном воспитании человека играет личный опыт. В нартовском эпосе высоко оценивается роль учителей-наставников как проводников влияния общества на молодое поколение. Благодаря мудрым наставлениям учителей, герои произведений добиваются поставленной цели, побеждают врагов и т.д. Например, в сказании «Сослан и Тотрадз» говорится, что в бою с Тотрадзом Сослан потерпел поражение, но благодаря наставлениям своей матери Сатаны, во втором сражении он одержал полную победу над своим врагом [4, с.158].

Умственное воспитание детей в обществе в прошлом осуществлялось в семье, в процессе труда с взрослыми, в общественных местах (на нихасе) под руководством старых людей, умудренных долгим опытом жизни.

На основании вышеизложенного мы делаем заключение, что в системе народного воспитания осетины первостепенное значение уделяли умственному развитию детей и взрослых, определяющему их место в жизни. Умственное воспитание они считали базой всесторонней подготовленности подрастающей смены к жизни.

Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколения, то едва ли из народа  вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. С. 164.

2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1940. С. 410).

3. Коменский Я. А. Избр. Пед. соч. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. Т. 1 С. 362

4. Осетинские нартские сказания, – Дзауджикау, 1948.

5. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Черкесск, 1998. с. 167.

6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Издательство АН СССР, 1957. С. 306.

7. Шифнер А. А. Осетинские тексты. С. – Пб, 1886. С. 83.

8. Хатаев Е. Е. Школа и пед мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX – 1917 г.). Дис. докт. пед. наук. М., 1996. С. 79.

9. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000. С. 52.

 

Основные термины (генерируются автоматически): знание, сказание, народная педагогика, нартовский эпос, умственное воспитание, активный познавательный поиск, объективный мир, прошлый опыт, Сатана, Черное море.


Похожие статьи

Задать вопрос