Постоянное обращение психологов, педагогов, методистов к проблеме познавательного интереса объясняется значимостью его в структуре развивающейся личности, многогранностью влияния на нее. Установлено, что на формирование личности, ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают только знания, основанные на познавательном интересе (Л.И. Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина); интерес – единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества ( К.Е. Изард); ни один навык не формируется без устойчивого интереса ( С.С.Томкинс); познавательный интерес проникает в каждый компонент учебно-познавательной деятельности (В.Ф.Башарин); создает благоприятный климат учения, повышает его эффективность, способствует становлению ученика как субъекта учения, активно и самостоятельно продвигающегося в познании. Интерес делает учебную деятельность личностно значимой (Н.Ф.Добрынин, А.Н.Леонтьев); познавательный интерес, сформированный в школьные годы, значительно облегчает процесс переподготовки, приобретения новых знаний и умений (Ф.И. Перегудов).
Рядом авторов отмечается влияние интереса на развитие целостной личности: интерес «способен воздействовать на интегративные свойства личности (такие, как мировоззрение, убеждения,.. свободу личности в выборе средств и целей деятельности)» ( В.С.Ильин), «интерес богат свойствами, а значит, и своим влиянием на личность» ( Ф.К.Савина), становление многих характеристик личности в познавательной деятельности находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса (И.Я.Ланина).
Несмотря на важность познавательных интересов в структуре личности учащихся в реальности наблюдается значительный их спад по сравнению с 70-80ми годами прошлого столетия : в те годы, по данным Г.И.Щукиной, на низком уровне познавательные интересы находились у 41% учащихся, на среднем – 39%, на высоком – у 20%. Наше изучение уровня познавательных интересов учащихся общеобразовательной школы №57 г.Ульяновска дало следующие результаты: у 60%; 35% и 10% учащихся познавательные интересы находятся на низком, среднем и высоком уровнях развития соответственно. Каковы причины падения познавательных интересов учащихся?
Объективная причина этого в социально-экономической обстановке в нашей стране, невостребованности специалистов, падение престижа образования, смещение интересов людей на утилитарные ценности, обладание которыми не зависит от полученного человеком образования.
Анализ работы учителей-практиков показывает, что они широко используют приемы стимулирования и средства развития познавательных интересов, описанных в педагогической литературе. По всей видимости, в изменившихся современных условиях прежние средства формирования познавательных интересов не являются оптимальными, адекватными ориентации на учащегося как на субъект учебной деятельности, на личность.
Таким образом, в педагогической науке и практике определилась проблема поиска новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на ученика как на личность, субъект учебной деятельности.
Новый взгляд на познавательный интерес привносит развивающаяся концепция личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков), основной идеей которой является востребование личностных функций – то есть «тех проявлений, которые и реализуют феномен «быть личностью» в процессе обучения.». В.В. Сериков выделяет в качестве одной из личностных функций мотивирующую ( принятие и обоснование деятельности), а интерес является важной побудительной силой, внутренним мотивом деятельности, «интегральным проявлением многообразных процессов мотивационной сферы». (А.К.Маркова).
Основной процессуальной характеристикой личностно-ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Личностно ориентированная ситуация выступает как своеобразная игра, смысл которой, в отличие от «дела», не в достижении цели, а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи», освободившись от утилитарных целей. Игра обеспечивает реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, состязания (В.В.Серников).
Вывод специалистов об игровой природе личностно ориентированных технологий обучения позволил предположить, что не только и не столько дидактическая игра, сколько ее методическое обеспечение является эффективным средством формирования познавательных интересов учащихся в современных условиях.
Реализация стоящих перед школой задач влечет за собой необходимость совершенствования процесса обучения и в частности, учебников, как одного из важнейших его компонентов. Одним из наиболее перспективных путей совершенствования учебных текстов является реализация в них идей развивающего обучения. Проведенные мною и моими коллегами исследования показали, что качество преподавания сложнейшего в школе предмета «математика», как и другого предмета, зависит во многом от удачно сконструированного и преподнесенного учащимся текста, отвечающего таким основным обязательным требованиям: полнота, строгость, глубина, научность, непрерывность, ритмичность(музыкальность) и др. На мой взгляд ритм математических текстов в стихотворной форме для учебной литературы – это тот центральный нерв поэтической структуры учебного текста, уловив пульс которого к их научной уникальности пробьешься, до самой глубины научного смысла доберешься.
Исследуя учебные тексты в плане их использования и построения, дидакты пришли к следующему заключению, что тексты являются для теории ее отражением. Теория же в тот или иной период времени лежит в основе процесса обучения. Любая педагогическая теория может считаться вполне завершенной, если она реализуется на практике, обеспечивая при этом совершенствование процесса обучения. Один из наиболее эффективных путей проникновения педагогической теории в практику обучения идет через учебник. Обсуждая и анализируя учебники, в частности по математике, замечают, что школьные учебники академичность и сухость отличают, высокая степень абстракции, изобилие информации. На мой взгляд, в учебниках по математике при их великолепной научности психологическая составляющая страдает. Авторы интересом учащегося не управляют, не стремятся его недоумение предварять, любопытство у учащегося возбуждать. Поэтические тексты, служащие приложением к научному описанию, по-моему, снимают целый ряд негативного отношения учащихся к поэтическим учебным текстам, а затем и в целом к предмету, например математике.
Целесообразность поэтического изложения определяется как внутренними, так и внешними факторами. Под внутренними факторами мы понимаем все, что касается содержания учебного материала и его функций. Под внешними- все, что касается учащихся, для которых это поэтическое изложение предназначено.
Приступая к организации поэтического учебного текста, требуется прежде всего выделить из информационного блока основную информацию, усвоение которой обязательно. Именно на ней в дальнейшем строится организация поэтического учебного текста.
Рассмотрим фрагмент поэтического учебного текста по теме «Аксиомы стереометрии, базирующегося на учебном сообщении по учебнику «Геометрия» для 10-11 класса Л.С.Атанасяна».
А1 Через три точки такие:
Не на прямой все, любые,
Плоскость проходит, она
Одна и только одна.
А2 Если две точки прямой
В плоскости данной лежат,
То и все точки прямой
Плоскости принадлежат.
«Ритмическое ожидание» подсказывает учащимся, чем закончится начатое определение, а «метрическое ожидание» предскажет слуху, привыкшему к силлабо-тоническому русскому слуху, что последние слоги каждой строчки должны быть ударными, судя по первой строке (А1 и А2 ). От того, насколько подтверждаются или нет эти ожидания зависит художественный эффект стиха, положительное эмоциональное восприятие изучаемого материала, а значит, и быстрое усвоение его и запоминание, вырабатывается «слуховое» внимание.
«Поэтический текст ( как особая разновидность художественного текста) – это естественная причина, процесс и результат языковой деятельности. Текст как система содержит в себе – в видоизмененном… виде – преобразованные в процессе художественной коммуникации основные части языковой системы. И утверждение А.Л.Шарандина о том, что «поэтический язык представляет собой высшую форму языкового сознания»…показывает особую связь языка и текста, а также возможность и необходимость сохранения языковой энергии в рамках поэтического текста как «языковой», метаморфозной системы. М.М.Бахтин был прав, говоря о том, что только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, что поэзия как бы «выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого». Закон сохранения языковой энергии осуществляется и наиболее эффективно функционирует в рамках поэтического текста, когда единицы языка под воздействием «креативной (созидательной) функции» (Лотман,1999) «впадают в поэтическое состояние»,т.к. преобразуются в единицы текста и становятся готовыми выражать смыслы различного качества и свойства (природы): смыслы языковые, культурные и даже духовные (глубинные)». (Ю.В.Казаран,2004). Буало в поэме «Поэтическое искусство» почти прямо номинирует явление «энергии поэзии» лексемой ВЛАСТЬ:
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
(Буало 1957; 61)
Поэтический текст не только сохраняет, но и увеличивает энергию языка как одного из основных источников порождения такого текста. Об энергии поэтического текста говорил Сальваторе Квазимодо (1901 – 1968; нобелевская премия за 1959); «Поэзия обладает силой способной побеждать сухие абстракции….». Французский поэт Сен-Жон Перс (1887-1975; нобелевская премия за 1960г.) выделяет основные качества поэтической энергии, присущие только и непосредственно поэтическому тексту: «Поэзия – это действие, страсть, мощь, вечное обновление, раздвигающее пределы достигнутого» (с.269). здесь отличается сила эмоционально-психологического воздействия поэтических текстов.
Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес к изучаемому материалу – задача любого учителя-предметника. Каждый ее решает по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности, к деятельности левого полушария мозга.
Не случайно столь востребованы сегодня технология проблемного обучения, развития, критического мышления, метод проектов, поисковый, исследовательский методы и т.д. Альтернативой этому может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления – всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере эмоций и воображения. Именно в этом направлении уже работают некоторые словесники - как методисты, так и учителя.
Мне хочется предложить еще один метод, основанный на сфере эмоций, не исключая интеллектуальной сферы личности – это обучение на всех уроках, без исключения, с помощью поэтических учебных текстов. Он основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся, с одной стороны, психологии восприятия искусства (в данном случае учебного текста в стихотворной форме), с другой, закономерностей развития мышления и воображения детей. (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М., 1991; Он же «Психология искусства», М.,1968). Несомненно, что содержание в подлинном произведении искусства (а поэтический учебный текст – это его разновидность) не просто отделимо от его формы (в данном случае стихотворной), а именно ею и определяется, из нее «прорастает» и вне этой формы практически не существует. Не случайно Л.Н.Толстой на просьбу пересказать коротко содержание одного из его романов ответил, что не может сократить его ни на одну фразу. Тем более это относится к произведению поэтическому. Предполагается мною методика, основанная на выше изложенном методе, требует преимущественно внимания именно к его художественной (стихотворной) форме: к структуре поэтического учебного текста, к его ритмической звуковой организации, рифме, особой интонации, паузам и т.д. Анализ формы поэтического учебного текста позволяет войти на самые глубинные, потайные слои содержания учебного материала, постигнуть его во всей своей сложности и объемности. И в то же время не «засушить» учебный материал, а напротив, включить интуицию прямого значения каждого слова.
В чем плюсы предлагаемого метода? Прежде всего, в его универсальности, доступности любому возрасту и любому уровню развития. Каждый дойдет до «своей глубины поэтического учебного текста, но при этом «включит» воображение, придумает свои ассоциации, даст свою интерпретацию прочитанному тексту. Причем, каждый сделает это с удовольствием - положительная мотивация несомненно! Энергетичность поэтического учебного текста поспособствует его быстрому усвоению и запоминанию, значит, улучшится усвоение знаний на уроках. На наш взгляд, такой подход позволяет рассматривать поэтический учебный текст в единстве его формы и содержания, не отрывая одного от другого, тем самым приблизить «школьную» математику (физику, литературу, историю и др.предметы) к научной дисциплине – без ненужного усложнения. В то же время регулярное использование этой технологии улучшает память, развивает воображение и мышление, позволяет углубиться в текст, воспринять более сложные его смыслы. Т.о. технология может быть отнесена к развивающим.
Итак, мы рассмотрели теоретическое обоснование нового метода в обучении с помощью поэтических учебных текстов.
В приложении предлагаются вниманию читателей (на примере математических дисциплин) некоторые фрагменты текстов, переконструированных из прозаических в поэтические учебные тексты. Очень хочется надеяться, что этот скромный труд хоть в малой степени поможет учителям решать наболевшую проблему обучения , прибегнув к помощи поэтических учебных текстов.
Буду благодарна тем учителям, кто приняв предложенную методику, сделает следующие шаги в разработку поэтического учебного текста по другим предметам и поделится результатами своей педагогической деятельности в данной области.
Литература
- Геометрия 10-11: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – 15-е изд. доп. – М.: Просвещение, 2006.- 256с.:ил.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.- Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1988. – 192с.
- Вишневский К.Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха. Пособие для учащихся / Под редакцией Л.И.Тимофеева, М.
- Просвещение 1979, 176с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. с 156-158.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991. с.13-14.
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2006 – 112с.
- Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М.:
- Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 432с.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. М., Педагогика, 1999.
- Шрангина Л.И. Логика воображения. М., 2001.
- Современный словарь по педагогике./ Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.; «Современное слово»,
- 2001. – 928с.