Влияние СМИ на политическое сознание граждан в публичном пространстве Волгоградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Бережнова, Е. О. Влияние СМИ на политическое сознание граждан в публичном пространстве Волгоградской области / Е. О. Бережнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 284-285. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88297/ (дата обращения: 24.11.2024).



Ключевые слова: политическое сознание, средства массовой информации, публичное пространство, политический институт, гражданское общество, власть, Волгоградская область.

В современном мире роль средств массовой информации определяется возможностью создания «благоприятной обстановки для поиска решения актуальных общественных проблем, знакомства широких кругов населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития» [1]. На всех этапах своего развития средства массовой информации в Российской Федерации взаимодействовали с системой учреждений, осуществляющих властные полномочия и для утверждения которых требовалось использование каналов для получения и передачи информации. В периоды политических, социальных и экономических трансформаций изменялась роль средств массовой информации в обществе, которые в одно время выражались в усилении контроля над средствами массовой информации, а в другие периоды появилась тенденция к ослаблению контроля, что привело к формированию средств массовой информации как общественно-политического института гражданского общества, целью которого стала артикуляция интересов разных социальных когорт.

В исторической ретроспективе средства массовой информации всегда были нацелены на взаимодействия между обществом и государством. В информационном обществе СМИ приобретают колоссальное значение в политическом процессе, создавая информационное поле, они влияют на общественное мнение и политическое сознание. Дефиниция «четвертая власть» имеет под собой все основания — СМИ могут обеспечивать гармоничную интеграцию граждан в общество, либо порождать общество конфликтное. Ввиду подобного мощного рычага общественного управления на средства массовой информации как общественно-политический институт налагается ответственность осуществлять свою деятельность в рамках законности, гражданственности и толерантности.

Наряду с традиционными функциями (познавательная, коммуникативная и т. п.) с развитием интернет-технологий СМИ приобретают новые возможности, расширяя свой функционал. Появились новые функции, такие как информационный обмен, диалог сторон и др. В России действия средств массовой информации регламентируются федеральным законодательством в рамках социальной концепции развития СМИ, которая допускает медиаплюрализм с наличием альтернативных источников информации. Вместе с тем имеется ряд тем, освещение которых в СМИ ограничено — это вопросы национальной безопасности страны, а также нарушающие российское законодательство деяния.

Средства массовой информации выступают главным источником и информационного обеспечения электорального процесса, выполняя мобилизационную функцию. Именно через них граждане узнают об очередных выборах, их участниках и программах кандидатов — информационная функция СМИ. Также этот общественно-политический институт формирует представления индивидов о политической ситуации, идеальных моделях политического устройства, т. е. реализует уже мировоззренческую функцию, формирующую политическое сознание граждан.

Одной из ведущих задач СМИ в публичном пространстве Волгоградской области является объективное информирование населения о реализации приоритетных направлений социально-экономического развития региона, рассмотрение актуальных, насущных проблем, а также взаимодействие с различными уровнями власти для их решения.

В ходе исследования были выделены следующие функции средств массовой информации «информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная» [2]. При этом стоит отметить, что все вышеуказанные функции СМИ в той или иной степени наделены воздействующим свойством, целью которого является донесение новой информации о той или иной ситуации, моделирование сознания и ценностных ориентиров, в совокупности «посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т. е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей» [3].

На территории Волгоградской области в настоящее время осуществляют деятельность 253 государственных и коммерческих СМИ. В последние годы Волгоград стал местом проведения ряда крупных мероприятий медийной сферы всероссийского и международного уровня, организованных с участием администрации региона. Волгоградская область является единственным регионом, где два года подряд проводился образовательный форум «Союза журналистов России» «Инфорум», в рамках проведения которого принимали участие более 300 человек, а также отраслевые эксперты федерального уровня, что в целом позволило получить высокую оценку в российской медиасфере.

На территории Волгоградской области районные СМИ характеризуются низкой степенью читабельности среди потенциальной целевой аудитории, однако пользуются высокой степенью доверия у постоянных читателей, оказывая влияние на их политическое сознание.

Более 75 % публикуемой информации в районных газетах охватывают региональную и федеральную информационную повестку, которая редко пересекается с жизнью муниципалитета. Такая ситуация происходит по нескольким причинам: малое количество инфоповодов на территории муниципалитетов; низкая заинтересованность сотрудников СМИ; отсутствие массового запроса на местные новости со стороны жителей; бюрократические издержки.

Также следует отметить роль «независимых» СМИ в публичном пространстве Волгоградской области таких как: Информационное агентство V1.RU, Блокнот Волгоград (Волжский, Камышин и т. д.), Остров Свободы, СоцИнформБюро, которые имеют большое влияние на политическое сознание в региональной повестке как среди региональных элит, так и среди жителей региона. На ведущую роль данных СМИ повлияли такие факторы как: присутствие на всех информационных площадках, в том числе в Телеграмм, V1.RU имеет собственное мобильное приложение, подача актуальной и противоречивой информации с громкими заголовками, нередко в ярко агрессивной форме, а также высокий уровень доверия аудитории.

Таким образом, в своей деятельности СМИ не просто транслируют информацию об окружающей действительности, уделяя пристальное внимание происходящим вокруг событиям, но в скрытом или открытом виде так или иначе оказывают весомую долю влияния на политическое сознание граждан, а также на все социальные и политические процессы в публичном пространстве Волгоградской области, а их роль в регионе определяется комплексом функций, которые они реализовывают.

Литература:

  1. Митрофанова, И.В., Коробов, О. В. Печатные средства массовой информации в Волгоградской области: тенденции и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 20. — С. 56–63.
  2. Васильева, Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». — Благовещенск: АмГУ, 2010. — С. 109–112.
  3. Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — С. 126–159.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, Волгоградская область, политическое сознание, публичное пространство, общественно-политический институт, Волгоград, гражданское общество, политическое сознание граждан, СМИ.


Похожие статьи

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Роль СМИ в освещении экологических вопросов

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Доверие населения к власти как фактор развития государства

В настоящей статье рассматривается доверие как инструмент оценки деятельности органов власти, говорится о проблеме повышения доверия населения к власти и обозначаются пути решения данной проблемы.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Общая характеристика связей с общественностью и PR-инструментов формирования и управления имиджем в органах местного самоуправления

Похожие статьи

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Роль СМИ в освещении экологических вопросов

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Доверие населения к власти как фактор развития государства

В настоящей статье рассматривается доверие как инструмент оценки деятельности органов власти, говорится о проблеме повышения доверия населения к власти и обозначаются пути решения данной проблемы.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Общая характеристика связей с общественностью и PR-инструментов формирования и управления имиджем в органах местного самоуправления

Задать вопрос