В социальном контексте XXI века под влиянием интенсивной глобализации наблюдается процесс поликультурализации среды в школах Вьетнама. В связи с этим социо-эмоциональная компетентность (СЭК) как адаптивная к поликультурности в школах становится неотъемлемой в структуре профессиональных компетентностей учителей, на что должно быть ориентироваться вьетнамское педагогическое образование. Исследования по SEL (Social & Emotional Learning), применяемые в ряде стран, таких как США, Великобритания и Сингапур, подтверждали, что в состав ключевых компетентностей современных человека входят: 1) компетентность развития самосознания как необходимое условие для высокой эффективности организации обучения и жизни; 2) способность к социальной осведомленности, пониманию разнообразия культур и происхождения своих сообществ и уважение существующих ценности у всех этнических групп; 3) способность к владению языком, к эффективному сотрудничеству, активному общению в семье, школе и обществе; 4) умение принятия ответственных решений и поступков в личных и школьных ситуациях с развитием познания в этических нравах общества [7, с .49]. Все это подтверждает актуальность и необходимость развития социо-эмоциональной компетентности у студентов-учителей, которое должно организоваться осознанно, систематически и целенаправленно. Значит речь идёт о разработке программ развития социо-эмоциональной компетентности для студентов педвузов.
Между тем, для того, чтобы такие программы были эффективными, они должны быть проектироваться в соответствии со способностями и интересами преподавателей и студентов педагогических вузов. В рамках нашего научного исследования была проведена анкета с интервью для 41 преподавателей и 162 студентов Ханойского педагогического университета (Вьетнам) с целью выявления их субъективных представлений о развитии СЭК студентов педвузов. Основными понятиями нашего исследования являются: понятия «субъективные представления, педагогическая компетентность, СЭК и развитие СЭК. Согласно с Юрковой И. Г., субъективные представления продуктивно рассматривать как минимум на двух уровнях. Первый — это так называемые базовые представления (термин Э. Шейна), основные допущения об устройстве мира, которые в большинстве случаев слабо осознаны, поскольку у человека обычно редко возникает необходимость подвергать их рефлексии. Именно поэтому они достаточно устойчивы, сравнительно медленно изменяются. К ним, в частности, можно отнести представления о природе человека. Второй уровень — ценностные ориентации и установки личности, которые легче изменяются в процессе взаимоотношений и трудовой деятельности [1, с. 112–113]. Рассматривая СЭК как педагогическую компетентность, мы попытались раскрыть сущность второго понятия, которое во многом играют ключевую роль в процессе обучения. Она важна для эффективного преподавания и учения, устойчивого развития качественного образования, отзыва на требования обучаемых, развития человеческих ресурсов, а также для удовлетворения потребностей общества [3, с. 801]. Касающаяся к понятию СЭК, в соответствии с программой CASEL, она включает в себя пять ключевых элементов: 1) самосознание; 2) саморегуляцию; 3) социальную компетентность; 4) способность устанавливать и поддерживать позитивные взаимоотношения с другими людьми; и 5) компетенцию ответственного принятия решений [5]. На наш взгляд, развитие СЭК студентов-учителей — это система непрерывных целенаправленных педагогических воздействий и мероприятий в соответствии с целью, сущностью педагогического образования, направленных на создание качественных изменений личности студентов, чтобы помочь им уметь выражать эмпатию к чувствам людей в разнообразных отношениях будущей учительской профессии, а также уметь ответственно принимать и реализовывать решения при организации учебно-воспитательной деятельности студентов в роли школьного учителя [6, с. 16). С целью проектирования программ развития СЭК для студентов-педагогов в нашем исследовании были выявлены представления преподавателей и студентов Ханойского педагогического университета об этом.
a ) Представление преподавателей и студентов о цели и значении развития СЭК у студентов-педагогов
В опросе мы спросили респондентов о цели и значении повышения уровня СЭК студентов с четырьмя вариантами: 1 — «Не согласен», 2 — «Частично согласен», 3 — «Согласен», 4 — «Полностью согласен». Результаты обрабатываем в процентах (см. таблицу 1).
Таблица 1
Представление респондентов о цели и значении развития СЭК студентов (% в строках)
№ |
Цели и значении развития СЭК студентов |
% студентов |
% преподавателей |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Повысить уровень СЭК выпускников педвузов |
5 |
15 |
35 |
45 |
2 |
17 |
37 |
44 |
2 |
Удовлетворять основные требования, отраженные в профессиональных стандартах школьного учителя |
7 |
16 |
47 |
30 |
3 |
10 |
28 |
59 |
3 |
Помочь студентам быть готовыми и постепенно адаптированными к ролям и деятельности школьного учителя |
4 |
12 |
32 |
52 |
0 |
13 |
24 |
63 |
4 |
Формировать и воспитать у студентов, будущих учителей ценное отношение к выбранной педагогической профессии, а также любовь к детям |
6 |
15 |
30 |
49 |
2 |
14 |
22 |
62 |
Полученные данные в таблице 1 показывают, что преподаватели и студенты всесторонне осознают смысл и цель развития СЭК у студентов. Проценты их выборов по вариантам «Согласен» и «Полностью согласен» достаточно высоки (более 70 %).
b ) Представление преподавателей и студентов о необходимости развивать составляющие СЭК студентов
Практика подтверждает факт, чем человек более глубоко осознает необходимости той или иной деятельности, тем он более активно участвует в ней. Опирая на это положение мы предложили респондентам вопрос «Как вы оцениваете необходимость развития составляющих компетенций СЭК для студентов?» с пятью уровнями: 1 — не нужно, 2 — мало нужно, 3 — нормально, 4 — нужно, 5 — очень нужно. Результаты опроса были обработаны по среднему значению (Mean) (см. таблицу 2).
Таблица 2
Оценка студентов и преподавателей о необходимости развития составляющих СЭК студентов
№ |
Составляющие СЭК |
Mean группы преподавателей |
Mean группы студентов |
11 |
Способность самосознания |
4.4 |
3.7 |
22 |
Способность социального осознания |
4.3 |
3.5 |
33 |
Способность самоуправления |
4.5 |
4.1 |
44 |
Способность устанавливать и поддерживать социальные отношения. |
4.7 |
3.7 |
5 |
Способность принимать решения ответственно перед собой и перед обществом |
4.8 |
3.8 |
Вышеприведенная таблица данных показывает, что преподаватели оценивают в основном на уровне «Очень нужно», а студенты — в основном на уровне «Нужно». В ходе анкетирования мы установили, что, хотя студенты не в полной мере понимают сущность СЭК, но большинство из них должным образом осознали необходимость развития всех составляющих СЭК, посредством которого, как по их словам, можно саморазвиваться и самосовершенствоваться.
c ) Представление преподавателей и студентов о путях развития СЭК для студентов-педагогов
Как правило, для того, чтобы определить пути развития СЭК студентов в соответствии с пожеланиями и способностями обучаемых и обучающие, следует обосновать их мнения по данной проблеме. Результаты опроса обобщены в таблице 3.
Таблица 3
Мнение преподавателей и студентов об эффективности путей развития СЭК (1 — не эффективно, 2 — малоэффективно, 3 — нормально, 4 — эффективно, 5 — очень эффективно
№ |
Пути развития СЭК |
Преподаватели |
Студенты |
||
Mean |
Ранг |
Mean |
Ранг |
||
1 |
Через реализацию специализированных программ обучения СЭК (SEL) |
4.7 |
2 |
3.98 |
2 |
2 |
Через интеграцию СЭК в программу обучения в педвузах |
4.9 |
1 |
3.75 |
3 |
3 |
Через постоянную деятельность по повышению педагогической квалификации |
4.6 |
3 |
4.2 |
1 |
4 |
Через культурно-образовательную среду педвузов |
4.5 |
4 |
3.3 |
5 |
5 |
Через самообучение и самоподготовку студентов |
4.3 |
5 |
3.5 |
4 |
В ответах респондентов было выявлено расхождение во мнениях преподавателей и студентов. В частности, преподаватели оценивают в основном по двум уровням «Эффективно» и «Очень эффективно» (средний балл по группе колеблется от 4,3 до 4,9 баллов), в то время как студенты оценивают в основном по двум уровням: «Нормально» и «Эффективно» (средний диапазон варьируется с 3.3 до 4.2 баллов). Если преподаватели придают большое значение интеграции развития СЭК в программу обучения педвузов (самый высокий средний балл — 4.9), то в тоже время студенты придают большое значение развитию СЭК через постоянную деятельность по повышению педагогической квалификации (самый высокий средний балл — 4.2).
Результаты исследования нам позволяют прийти к следующим выводам:
Во-первых, необходимо разнообразить пути развития СЭК студентов, поскольку каждый путь имеет свои преимущества и недостатки. Синхронная реализация всех путей развития СЭК помогает образовательные воздействия дополнять друг друга, создавая наиболее оптимальный эффект. Тот факт, что большинство студентов-респондентов оценивали вариант «Через культурно-образовательную среду педвузов» на уровне «Нормально», свидетельствует о том, что они не до конца осознали значение школьной культурной среды для развития своей социо-эмоциональной компетентности. Это ставит перед педагогам задачу о том, что при разработке и применении мероприятий по развитию СЭК студентов, необходимо создавать условия для способствования студентам понимать и использовать культурно-образовательную среду как средство обучения, переживания и выражения СЭК.
Литература:
- И. Г. Юркова. Субъективные представления личности как фактор профессиональной самореализации. Журнал «Человек. Сообщество. Управление», 2006, № 3, С. 106–117.
- Axelrod J. (2010) Collaborative for Academic, Social and Emotional Learning (CASEL). In: Clauss-Ehlers C. S. (eds) Encyclopedia of Cross-Cultural School Psychology. Springer, Boston, MA
- Chandan Kumar Sahana. Pedagogical competence: quality education for future. International Journal of Research in Social Sciences. Vol. 8 Issue 9, 2018, p. 796–802. URL: https://www.ijmra.us/project %20doc/2018/IJRSS_SEPTEMBER2018/IJMRA-14465.pdf
- Karen Aldrup, Bastian Carstensen, Michaela M. Köller and Uta Klusmann. Measuring Teachers’ Social-Emotional Competence: Development and Validation of a Situational Judgment Test. Front. Psychol., 2020. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00892.
- Weissberg, R. P., Goren, P., Domitrovich, C., & Dusenbury, L. (2013). CASEL guide effective social and emotional learning programs: Preschool and elementary school edition. Chicago, IL: CASEL.
- Đào Thị Ngọc Anh. Phát triển năng lực cảm xúc-xã hội cho sinh viên trường Đại học Sư phạm Hà Nội đáp ứng yêu cầu nâng cao chất lượng đào tạo giáo viên THPT. Đề tài khoa học và công nghệ cấp trường năm 2019–2020. Mã số: SPHN19–09TT. (Дао Тхи Нгок Ань, Развитие социо-эмоциональной компетентности студентов Ханойского педагогического университета в соответствии с требованиями повышения качества подготовки учителей средней школы. Научное исследование под руководством Дао Тхи Нгок Ань. Код: SPHN19–09T. Ханой: 2019 -2020 г.)
- Đào Thị Linh Giang. Giáo dục năng lực cảm xúc, xã hội cho sinh viên khoa giáo dục mầm non, trưửng đại học sưu phạm, đại học đà nằng theo mô hình sel. Tạp chí thiết bị giáo dục — số 245 kỳ 2–7/2021, trang 49 50. Url: https://sti.vista.gov.vn/tw/lists/tailieukhcn/attachments/324098/cvv326s2452021049.pdf. (Дао Тхи Линь Занг. Воспитание социо-эмоциональной компетентности у студентов факультета дошкольного образования университета Науки и Образования при Данангском университете по модели SEL. Журнал «Образовательное оборудование» — № 245, 7/2021, стр. 49–50. URL: https://sti.vista.gov.vn/tw/lists/tailieukhcn/attachments/324098/cvv326s2452021049.pdf)