Роль социальных стереотипов в межкультурной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Ковалева, Ю. А. Роль социальных стереотипов в межкультурной коммуникации / Ю. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87994/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор раскрывает понятие стереотипа, их роль и влияние на межкультурную коммуникацию. Отмечается их отражение на поведении и восприятии человека как с положительной, так и с отрицательной стороны. Приводятся причины, по которым стереотипизация может приводить к национальной напряженности или конфликтам.

В настоящее время многие ученые из таких областей как лингвистика, социология, психология, этнография уделяют достаточно много внимания на то как воспринимается одна культура другой. Тема достаточно актуальная для современного мира во времена, так называемого, сотрудничества наций и «глобализации», особенно эта тема актуальна в многонациональных республиках России. Однако, как показывают исследования, вековые традиции, разобщенность культур, история, языковые различия — все это в совокупности очень сильно влияет на взаимопонимание между представителями разных культур и, соответственно, на их взаимоотношения в целом. В такой ситуации остро встает вопрос толерантности, с которой тесно связано такое явление как стереотипы и стереотипизация. Стереотипы крепко встраиваются в системы ценностей людей и определяют зависимость между культурной принадлежностью человека и приписываемыми ему определенных особенностей поведения, внешнего вида, манере речи и характера. Обычно такое составленное мнение не является корректным, адекватным, а порой и абсолютно противоречивым. Люди, принадлежащие различным культурам, имеют разное представление о мире, а вернее сказать, имеют другую, отличную, картину мира. Они обладают разным пониманием и восприятием мира. Человек основывается на нормах и ценностях, которые соответствуют и принадлежат его культуре. Это напрямую влияет на качество, эффективность и характер коммуникации представителя одной культуры с представителем другой.

Стереотипы меняются очень долго и медленно, потому как люди сохраняют их даже несмотря на явные противоречия, поэтому в ситуации с межкультурной коммуникацией появляется необходимость эффективной работы со стереотипами.

Существует большое множество понятий, дающее определение стереотипу. Наиболее общим и часто употребляющимся, является следующее определение: «Стереотип — это схематический, стандартизированный, образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенное и обладающее устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. [3: 447]

Определение стереотипу В. В. Красных дает как «некоторое ― представление фрагмента окружающей действительности, фиксированная ментальная картинка, являющаяся результатом отражения в сознании личности типового фрагмента реального мира, некий инвариант определенного участка картины мира» [2: 177–178]

Е. Бартминский называет стереотип основным элементом языковой картины мира какого-либо сообщества. По мнению ученого основанием стереотипов становятся познавательные функции, а сами по себе стереотипы нейтральны, но способны изменяться и использоваться в различных целях как имеющих положительные качества, так и отрицательные. «Освободиться от них невозможно, как невозможна и сама окончательная победа над ними» [1: 11]

Впервые термин «социальный стереотип» был введет в 1922 году американским социологом, журналистом У. Липпманом — создателем теории стереотипизации, что означает упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте. «Стереотипизация служит одной из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного и отражает схематизированность, аффективную окрашенность, свойственную этой форме социальной перцепции. [5: 207]

В человеческом сознании имеются две установки, которые способствуют рождению стереотипов: 1) конкретизация — абстрактные понятия ассоциируются с какими-либо конкретными образами; 2) упрощение — выделение нескольких признаков в качестве основных для обозначения нескольких явлений. Они могут формироваться как в процессе свободного межнационального общения, основываются на предубеждениях, корни которых уходят глубоко в историю, описываются в художественной литературе и фольклоре.

Сама по себе система социальных стереотипов любой культуры демонстрирует некоторые особенности их представителей. Отчего и возникает особый интерес для исследование данного явления. Правда стереотипы могут работать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Они могут препятствовать так называемому «культурному шоку» давая некоторое распространенное представление о чужой культуре, что позволяет человеку подготовиться к процессу общения.

А. В. Павловская склонна отмечать положительную роль стереотипов, ведь они содержат первоначальные знания о других народах и других культурах. «Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира» [6]. Благодаря именно наличию стереотипов человек способен сократить время реагирования на изменяющуюся реальность и ускорить процесс познания.

Феномен стереотипа рассматривается с разных сторон и в разных проявлениях, так и отношение к стереотипу имеет неоднозначный характер. К примеру, филолог О. А. Леонтович считает, что «стереотипы — упрощенные ментальные репрезентации различных категорий людей, преувеличивающие моменты сходства между ними и игнорирующие различия. Стереотипизация предполагает статичный взгляд на общество и человека, неумение воспринимать уникальность человеческой личности, стремление свести всех людей к ограниченному числу типов со стандартным набором характеристик». [4: 236]. Так нередки случаи, когда искаженное либо в корне неверное представление о чужой культуре способно не только вызывать негативные установки у общества, но и нередко приводит к национальной напряженности либо даже конфликту.

Вслед за А. В. Павловской Н. В. Сорокина особо подчеркивает ориентирующую функцию стереотипов, которая снижает тревожность перед вступлением в коммуникацию, так как создает у человека впечатление, что он обладает некоторой информацией о другой культуре и ее носителях. Стереотипы четко разграничивают «своих» и «чужих» и выступают в качестве некоего барьера, за которым человек чувствует себя в безопасности. «В процессе межкультурной коммуникации стереотипы используются для обобщения инокультурной информации, прогнозирования и интерпретации ситуации, а также для выстраивания собственного коммуникативного поведения» [7: 13].

В большинстве работ отечественных ученых стереотип рассматривается как стратегия поведения, обусловленная набором потребностей и мотивов. В этом случае, как пишет В. В. Красных, стереотип интерпретируется как коммуникативная единица определенного этноса, которая через презентацию социально санкционированных потребностей оказывает воздействие на сознание личности и формирует соответствующие мотивации. Стереотипы делятся на два вида: стереотипы-поведения и стереотипы-представления, последние, в свою очередь, делятся на стереотипы-ситуации, которые предопределяют стереотипы поведения, и стереотипы-образы. Стереотипы-поведения хранятся сознании в виде штампов и являются инвариантами деятельности. Они определяют коммуникативное поведение, то есть выполняют прескриптивную функцию.

Стереотипы-представления хранятся в сознании в виде клише и выполняют предикативную функцию, то есть «предсказывают не столько само поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму, их выражающую» [2: 177–180]. «Стереотип-представление хранится в сознании в виде фрейм-структуры, гранями которой являются клише/штампы сознания» [2: 180].

Если рассматривать национальные стереотипы, то на них больше всего влияния оказывают описательные и оценочные признаки. Стоит отметить, что описательные признаки являются основополагающими или центральными в содержании стереотипов. Ученый Е. Бартминский обозначает такие области, так называемые «домены» в охарактеризовании представителей различных культур. Это в первую очередь признаки, связанные с внешним миром, какие-либо жизненные принципы и ценности, ситуации бытового характера, психосоциальные факторы и даже пищевые привычки.

Причинами стереотипизации на уровне коммуникации являются акценты, постановка ударения, особенности интонации, темп речи, выбор лексики, синтаксические особенности, коммуникативные стратегии и прочее. К числу стереотипов, которые способны создать помехи в межкультурной коммуникации, относятся: расовые, этнические, географические, гендерные, социальные, политические, профессиональные и т. д. [7: 327–328].

Литература:

  1. Бартминский Е. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре. — сборник статей. Москва, 2009.
  2. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. — М.: Гнозис, 2001.
  3. Краткий политический словарь. — М.: Политиздат, 1989.
  4. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. — М.: Гнозис, 2005.
  5. Липпман У. Общественное мнение. –Нью-Йорк, 1966.
  6. Павловская А. В. Проблемы общения культур. — М.: Москва, 1998.
  7. Сорокина Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации. — М.: ИНФРА-М, 2014.
  8. https://cyberleninka.ru/article/n/stereotip-v-yazykovom-soznanii-psiholingvisticheskiy-aspekt???history=4&pfid=1&sample=39&ref=0
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, межкультурная коммуникация, культура, национальная напряженность, сознание личности, чужая культура.


Похожие статьи

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация». Культура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм...

Культурно-национальные стереотипы в речевом поведении...

Культурно-национальные стереотипы в речевом поведении носителей немецкоязычного мира.

Взаимодействие между партнерами как в рамках своей культуры, так и в межкультурной коммуникации строится в основном на знании стереотипов.

межкультурная коммуникация, культура, коммуникация...

Межкультурная коммуникация есть «процесс непосредственного взаимодействия культур, а весь процесс такого взаимодействия осуществляется в рамках несовпадающих (частично, в существенной степени, а иногда и полностью) национальных стереотипов мышления и...

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

То, как люди убеждают других и какие аргументы приводят, на прямую зависит от национальных религиозных, философских, образовательных традиций.

Межкультурное общение как процесс межличностного...

Межкультурная коммуникация — это общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам. Таким образом, становится понятно, что для успешной коммуникации с носителями других языков необходимо владеть не только...

Воспитание личности в условиях межкультурного общения...

Использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания личности. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает. Обучение иноязычному общению в...

Межкультурное общение | Статья в сборнике международной...

межкультурная коммуникация, какая страна, межкультурное общение, ритуальная коммуникация, центр внимания, культура, общение. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению. иностранный язык, межкультурная коммуникация...

Особенности межкультурной коммуникации в современном мире

 Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную...

Формирование толерантной личности студента средствами...

Иностранный язык, процесс обучения, культура, межкультурная коммуникация, родная культура, толерантная личность студента, язык, иноязычная культура, культурный шок, межкультурное общение. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению.

Похожие статьи

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация». Культура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм...

Культурно-национальные стереотипы в речевом поведении...

Культурно-национальные стереотипы в речевом поведении носителей немецкоязычного мира.

Взаимодействие между партнерами как в рамках своей культуры, так и в межкультурной коммуникации строится в основном на знании стереотипов.

межкультурная коммуникация, культура, коммуникация...

Межкультурная коммуникация есть «процесс непосредственного взаимодействия культур, а весь процесс такого взаимодействия осуществляется в рамках несовпадающих (частично, в существенной степени, а иногда и полностью) национальных стереотипов мышления и...

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

То, как люди убеждают других и какие аргументы приводят, на прямую зависит от национальных религиозных, философских, образовательных традиций.

Межкультурное общение как процесс межличностного...

Межкультурная коммуникация — это общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам. Таким образом, становится понятно, что для успешной коммуникации с носителями других языков необходимо владеть не только...

Воспитание личности в условиях межкультурного общения...

Использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания личности. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает. Обучение иноязычному общению в...

Межкультурное общение | Статья в сборнике международной...

межкультурная коммуникация, какая страна, межкультурное общение, ритуальная коммуникация, центр внимания, культура, общение. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению. иностранный язык, межкультурная коммуникация...

Особенности межкультурной коммуникации в современном мире

 Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную...

Формирование толерантной личности студента средствами...

Иностранный язык, процесс обучения, культура, межкультурная коммуникация, родная культура, толерантная личность студента, язык, иноязычная культура, культурный шок, межкультурное общение. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению.

Задать вопрос