Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 2203 раза

Библиографическое описание:

Гафурова, А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А. Д. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/ (дата обращения: 27.10.2024).



Ключевые слова: Бенджамин Сэмюель Блум, таксономия образовательных целей

Бенджамин Сэмюель Блум родился 21 февраля 1913 года в Лансфорде, штат Пенсильвания, умер 13 сентября 1999г. Он получил степень бакалавра и магистра в Университете штата Пенсильвания в 1935 году и степень доктора философии в области образования в Чикагском университете в марте 1942 года. Он стал сотрудником экзаменационной комиссии Чикагского университета в 1940 году и проработал на этой должности до 1943 года, после чего стал экзаменатором университета, эту должность он занимал до 1959 года. Он служил советником по вопросам образования при правительствах Израиля, Индии и многих других стран. Бенджамин Блум был влиятельным академическим психологом-педагогом. Его основной вклад в область образования заключалась в овладении навыками, его модели развития талантов и его Таксономии образовательных целей в когнитивной области.

Он сосредоточил большую часть своих исследований на изучении образовательных целей и, в конечном счете, предположил, что любая конкретная задача отдает предпочтение одной из трех психологических областей: когнитивной, аффективной или психомоторной. Когнитивная область имеет дело со способностью осмысленно обрабатывать и использовать (в качестве меры) информацию. Аффективная область связана с отношениями и чувствами, которые возникают в результате процесса обучения. Наконец, психомоторная область включает в себя манипулятивные или физические навыки.

Блум возглавлял группу когнитивных психологов в Чикагском университете, которые разработали таксономическую иерархию когнитивного поведения, которое считается важным для обучения и измеряемых способностей. Например, цель, начинающаяся с глагола «описать», поддается измерению, а цель, начинающаяся с глагола «понять», — нет.

Его классификация образовательных целей, «Таксономия образовательных целей. Руководство 1: Когнитивная область» опубликованная в 1956 году, рассматривает когнитивную область в сравнении с психомоторной и аффективной областями знаний. Она была разработана, чтобы обеспечить более надежную процедуру оценки студентов и результатов образовательной практики. Таксономия Блума обеспечивает структуру, в которой можно классифицировать цели обучения и оценку обучения. Его таксономия была разработана, чтобы помочь учителям и разработчикам учебных программ классифицировать учебные цели и задачи.

Таксономия Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. Ее часто используют при разработке учебных и образовательных процессов.

Таксономия — это вариант классификации педагогических целей. Впоследствии Блум написал книгу под названием «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Таким образом, если вы педагог или ставите целью научить кого-нибудь чему-нибудь, таксономия Блума может оказаться очень полезной. Она не только позволяет понять, чему стоит обучать, но и отслеживает прогресс.

Блум выделяет три области образовательной деятельности:

— Когнитивная: знания, ментальные навыки.

— Аффективная: эмоциональные реакции.

— Психомоторная: физические умения и навыки.

Рассмотрим когнитивную и аффективную области.

Когнитивная область включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.

Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:

— Знание. Запоминание и воспроизведение ранее выученной информации.

— Понимание. Понимание смысла, перевод, интерпретация проблемы. Умение описать проблему собственными словами.

— Применение. Использование изученного материала в новой ситуации или по своему усмотрению. Применение знаний, полученных в классе, на практике.

— Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними

— Оценка. Формирование суждений о ценности информации.

— Создание. Выбор двух несвязанные между собой частей и создание нечто нового.

Эти категории когнитивного процесса можно рассматривать как степени сложности при подаче нового материала.

Аффективная область — это все, что связано с настроением, эмоциями и чувствами в процессе обучения.

— Восприятие. Избирательное внимание, готовность услышать, осведомленность.

— Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию.

— Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в уникальную систему, разделяя их по значимости.

— Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, контролирующую его поведение. Такое поведение является последовательным и предсказуемым.

Для каждого уровня иерархии существует ряд активностей (глаголов, которые сопутствуют процессу):

Знание (запоминание)

Глаголы: Перечислите, запомните, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите.

Понимание

Глаголы: Обсудите, определите, расскажите, объясните, суммируйте, опишите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

Применение

Глаголы: Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Анализ

Глаголы: Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

Синтез

Глаголы: Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

Оценка

Глаголы: заключите, оцените, поддержите, одобрите, рекомендуйте, покритикуйте, одобрите, сделайте выводы.

Каждый уровень пирамиды Блума основывается на предыдущем. Внизу лежит запоминание, а наивысшей точкой когнитивных способностей и целей обучения лежит способность к независимой оценке.

В 2001 году группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ, исследователей и преподавателей и специалистов по оценке тестирования во главе с Лорин Андерсоном, коллегой Кратвола и бывшим студентом Блума, стремилась реорганизовать и создать пересмотренную таксономию Блума. Это включало в себя составление ряда более динамичных концепций системы классификации по сравнению с оригинальными статическими, одномерными уровнями образовательных целей.

На рисунках 1 и 2 приведены оригинальная и пересмотренная таксономии.

.

Рис. 1.

.

Рис. 2.

Литература:

  1. Элиот В. Эйснер. Бенджамин Блум.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная область, аффективная область, глагол, таксономия, Чикагский университет, знание, когнитивный процесс, область образования, пересмотренная таксономия, способность.


Ключевые слова

Бенджамин Сэмюель Блум, таксономия образовательных целей

Похожие статьи

Учение Лео Штрауса в рамках американской школы политической философии

Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения

Три модели достижения образовательных целей с помощью перевернутого обучения

В этой статье разобраны три модели, с помощью которых может быть организовано перевернутое обучение, а также рассмотрены особенности каждой модели и варианты, в которой та или иная модель может быть применима.

К вопросу о мотивации школьников

В статье автор рассматривает возможность мотивации учащихся посредством применения пирамиды А.Маслоу в обучении.

Вклад Чарльза Хэнди, Тома Питерса, Питера Сенге в менеджмент

Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США

Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу

Эволюция подходов к изучению здоровья в социогуманитарном контексте

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи

Определимо ли искусство в концепциях М. Вейца и Дж. Дики

В данной статье рассматривается проблема дефиниции искусства с точки зрения Мориса Вейца и Джорджа Дики. Статья исследует цели определения искусства и аргументы в пользу его определимости или неопределимости, рассматривая при этом природа подобного д...

Похожие статьи

Учение Лео Штрауса в рамках американской школы политической философии

Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения

Три модели достижения образовательных целей с помощью перевернутого обучения

В этой статье разобраны три модели, с помощью которых может быть организовано перевернутое обучение, а также рассмотрены особенности каждой модели и варианты, в которой та или иная модель может быть применима.

К вопросу о мотивации школьников

В статье автор рассматривает возможность мотивации учащихся посредством применения пирамиды А.Маслоу в обучении.

Вклад Чарльза Хэнди, Тома Питерса, Питера Сенге в менеджмент

Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США

Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу

Эволюция подходов к изучению здоровья в социогуманитарном контексте

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи

Определимо ли искусство в концепциях М. Вейца и Дж. Дики

В данной статье рассматривается проблема дефиниции искусства с точки зрения Мориса Вейца и Джорджа Дики. Статья исследует цели определения искусства и аргументы в пользу его определимости или неопределимости, рассматривая при этом природа подобного д...

Задать вопрос