Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 1667 раз

Библиографическое описание:

Гафурова, А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А. Д. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: Бенджамин Сэмюель Блум, таксономия образовательных целей

Бенджамин Сэмюель Блум родился 21 февраля 1913 года в Лансфорде, штат Пенсильвания, умер 13 сентября 1999г. Он получил степень бакалавра и магистра в Университете штата Пенсильвания в 1935 году и степень доктора философии в области образования в Чикагском университете в марте 1942 года. Он стал сотрудником экзаменационной комиссии Чикагского университета в 1940 году и проработал на этой должности до 1943 года, после чего стал экзаменатором университета, эту должность он занимал до 1959 года. Он служил советником по вопросам образования при правительствах Израиля, Индии и многих других стран. Бенджамин Блум был влиятельным академическим психологом-педагогом. Его основной вклад в область образования заключалась в овладении навыками, его модели развития талантов и его Таксономии образовательных целей в когнитивной области.

Он сосредоточил большую часть своих исследований на изучении образовательных целей и, в конечном счете, предположил, что любая конкретная задача отдает предпочтение одной из трех психологических областей: когнитивной, аффективной или психомоторной. Когнитивная область имеет дело со способностью осмысленно обрабатывать и использовать (в качестве меры) информацию. Аффективная область связана с отношениями и чувствами, которые возникают в результате процесса обучения. Наконец, психомоторная область включает в себя манипулятивные или физические навыки.

Блум возглавлял группу когнитивных психологов в Чикагском университете, которые разработали таксономическую иерархию когнитивного поведения, которое считается важным для обучения и измеряемых способностей. Например, цель, начинающаяся с глагола «описать», поддается измерению, а цель, начинающаяся с глагола «понять», — нет.

Его классификация образовательных целей, «Таксономия образовательных целей. Руководство 1: Когнитивная область» опубликованная в 1956 году, рассматривает когнитивную область в сравнении с психомоторной и аффективной областями знаний. Она была разработана, чтобы обеспечить более надежную процедуру оценки студентов и результатов образовательной практики. Таксономия Блума обеспечивает структуру, в которой можно классифицировать цели обучения и оценку обучения. Его таксономия была разработана, чтобы помочь учителям и разработчикам учебных программ классифицировать учебные цели и задачи.

Таксономия Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. Ее часто используют при разработке учебных и образовательных процессов.

Таксономия — это вариант классификации педагогических целей. Впоследствии Блум написал книгу под названием «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Таким образом, если вы педагог или ставите целью научить кого-нибудь чему-нибудь, таксономия Блума может оказаться очень полезной. Она не только позволяет понять, чему стоит обучать, но и отслеживает прогресс.

Блум выделяет три области образовательной деятельности:

— Когнитивная: знания, ментальные навыки.

— Аффективная: эмоциональные реакции.

— Психомоторная: физические умения и навыки.

Рассмотрим когнитивную и аффективную области.

Когнитивная область включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.

Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:

— Знание. Запоминание и воспроизведение ранее выученной информации.

— Понимание. Понимание смысла, перевод, интерпретация проблемы. Умение описать проблему собственными словами.

— Применение. Использование изученного материала в новой ситуации или по своему усмотрению. Применение знаний, полученных в классе, на практике.

— Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними

— Оценка. Формирование суждений о ценности информации.

— Создание. Выбор двух несвязанные между собой частей и создание нечто нового.

Эти категории когнитивного процесса можно рассматривать как степени сложности при подаче нового материала.

Аффективная область — это все, что связано с настроением, эмоциями и чувствами в процессе обучения.

— Восприятие. Избирательное внимание, готовность услышать, осведомленность.

— Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию.

— Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в уникальную систему, разделяя их по значимости.

— Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, контролирующую его поведение. Такое поведение является последовательным и предсказуемым.

Для каждого уровня иерархии существует ряд активностей (глаголов, которые сопутствуют процессу):

Знание (запоминание)

Глаголы: Перечислите, запомните, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите.

Понимание

Глаголы: Обсудите, определите, расскажите, объясните, суммируйте, опишите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

Применение

Глаголы: Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Анализ

Глаголы: Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

Синтез

Глаголы: Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

Оценка

Глаголы: заключите, оцените, поддержите, одобрите, рекомендуйте, покритикуйте, одобрите, сделайте выводы.

Каждый уровень пирамиды Блума основывается на предыдущем. Внизу лежит запоминание, а наивысшей точкой когнитивных способностей и целей обучения лежит способность к независимой оценке.

В 2001 году группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ, исследователей и преподавателей и специалистов по оценке тестирования во главе с Лорин Андерсоном, коллегой Кратвола и бывшим студентом Блума, стремилась реорганизовать и создать пересмотренную таксономию Блума. Это включало в себя составление ряда более динамичных концепций системы классификации по сравнению с оригинальными статическими, одномерными уровнями образовательных целей.

На рисунках 1 и 2 приведены оригинальная и пересмотренная таксономии.

.

Рис. 1.

.

Рис. 2.

Литература:

  1. Элиот В. Эйснер. Бенджамин Блум.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная область, аффективная область, глагол, таксономия, Чикагский университет, знание, когнитивный процесс, область образования, пересмотренная таксономия, способность.


Ключевые слова

Бенджамин Сэмюель Блум, таксономия образовательных целей

Похожие статьи

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Наиболее известна таксономия Б. Блума — иерархическая шестиуровневая структура, в которой когнитивные навыки расположены по степени сложности мыслительных операций (знание, понимание, применение, анализ, синтез оценка). В 1999 году была создана уточнённая таксономия Л. Андерсона, в которой также 6 уровней (помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать, создавать) [6]. В таксономии Андерсона каждая категория дополнена когнитивными навыками и способами работы с информацией. Шестой уровень — создавать подразумевает конструирование учащимися творческих проектов и решение учебно-познавательных задач на основе самостоятельно разработанных алгоритмов деятельности. Наблюдается комплексный подход к пониманию учебной задачи, в которой обычно задействуется нескольких мыслительных операций или процедурных знаний.

Инновационные методы эффективного использования...

Именно применение таксономии Блума можно разделить на два возможных достижения в обучении: первое — четкое и ориентированное на результат определение целей обучения; второй — добиться формирования и развития практических навыков в теоретических знаниях, приобретаемых студентами.

— последовательное и системное использование определенных методов обучения для эффективной организации процессов на каждом этапе Блума; — учет факторов, направленных на обеспечение достижения каждого этапа таксономии Блума; Конечно, для того, чтобы объективно и достоверно определить и оценить усвоение студентами знаний по предмету, необходимо использовать определенные задания. На этом пути целесообразно эффективно использовать нестандартные тестовые задания для контроля и оценки уровня осведомленности по таксономии Блума.

Особенности использования и принципы функционирования...

Категории после Знания были представлены как «навыки и способности», с пониманием, что знание являлось необходимым условием для применения этих навыков и умений на практике. Несмотря на то, что каждая категория содержала подкатегории, располагающиеся от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, таксономия запомнилась в соответствии с шестью основными категориями. Позднее, группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ, исследователей и специалистов по тестированию и оценке, опубликовала переработанную версию таксономии Блума, назвав ее Таксономия

Подход перевернутого класса использовался в течение многих лет в преподавании некоторых дисциплин, в частности в области гуманитарных наук. Барбара Вальвоорд и Вирджиния Джонсон Андерсон содействовали популяризации использования этого подхода в своей книге Эффективное оценивание (1998).

Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды

Согласно таксономии компании Metaari на рынке электронного образования существует шесть основных типов когнитивных обучающих продуктов том числе: тренажеры мозга (Cognitive Edugames and Brain Trainers), психометрические тесты (Psychometric-based Assessment), интеллектуальные обучающие системы на основе искусственного интеллекта (AI-based Intelligent Tutors), платформы для социально-эмоционального обучения (Social and Emotional Learning Platforms

модификации поведения (Cognitive Remediation and Behavior Modification Platforms) и роботизированные средства когнитивного вмешательства на основе искусственного интеллекта (AI-based Robotic Cognitive Intervention Products). Существуют и другие классификации образовательных онлайн -ресурсов. Так, по характеру монетизации выделяют платные и бесплатные обучающие ресурсы (платные — продают образовательный продукт или систему...

Признаковая и метафорическая модели концепта adventure на...

Метафора в когнитивной лингвистике. Смешение ментальных пространств в подсознании человека образует новое значение в результате концептуального блендинга. Дефиниционный и этимологический анализы фразеологического значения вербализаторов в построении модели концепта.

Таким образом, сущность когнитивной метафоры предполагает категориальный сдвиг и заключается в постижении явлений одного рода через явления другого рода. При метафорическом переносе одна концептуальная область отображается на другую (или, другими словами, проецируется в нее).

В процессе анализа мы попытаемся выявить, какие слоты парадигмальной фреймовой структуры в диахронической таксономии концепта ADVENTURE получили вербализацию ФЕ в романе XXI века и какие дополнительные терминальные узлы пополнили модель анализируемого концепта в авторском понимании и представлении.

Коннективистская теория обучения | Статья в журнале...

Периферии областей знаний являются пористыми, что позволяет создавать междисциплинарные связи. Сименс утверждает [5], что способность видеть связь между областями, идеями и концепциями является основным навыком. Каким же образом развивалась теория коннективизма?

Лейв и Венгер [8] исследовали процесс приобретения знаний в повседневной жизни и предложили типологию «сообщества заинтересованных сторон», которая основывается на том, что люди являются социальными существами, и что знания приобретаются в результате активного участия в важных событиях в

Текущие исследования в области образования взрослых показывает, что уровень доверия, автономность ученика и дисциплина, имеют решающее значение для участия в персонализированном обучении, и отсутствие этих факторов затрудняет обучение онлайн для большинства участников.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

На наш взгляд, В. А. Толочек предложил конструктивный путь описания феномена «акме» и выделения его свойств через понимание его как психического состояния или группы состояний. Тогда необходимо выделение двух аспектов проявлений данного феномена — внешнего и внутреннего: «акме» есть состояние, обусловленное сочетанием процессов, сопровождающих профессиональное и личностное становления человека...

Обобщая, мы даем следующее определение «акме» — психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающих физическое, профессиональное и социальное становление человека, определяющее его относительно стабильную успешность. Использование терминов самореализация, самоактуализация, самопознание не ново для акмеологии, так как многие положения гуманистической психологии (где данные понятия и...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Память (mеmогу; Gedächtniss) — когнитивная способность удерживать в голове информацию о мире и о самом себе, сохранять накопленный опыт и знания в виде определенных «следов» (энграмм) — когнитивных и ментальных репрезентаций как определённых структур представления знаний и оценок, упорядочивать весь этот массив знаний, чтобы облегчить легкий доступ к нему, «складировать» и систематизировать все сведения, пришедшие к человеку по разным каналам и в известной мере интегрировать.

Способность понять и оценить ситуацию вытекает из возможности сравнить ее с соответствующими ситуациями в прошлом опыте, сличить её с тем, что хранится в памяти. Функциональное описание памяти связано с ее участием во всех речемыслительных процессах.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном...

 В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе.

Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка.

Похожие статьи

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Наиболее известна таксономия Б. Блума — иерархическая шестиуровневая структура, в которой когнитивные навыки расположены по степени сложности мыслительных операций (знание, понимание, применение, анализ, синтез оценка). В 1999 году была создана уточнённая таксономия Л. Андерсона, в которой также 6 уровней (помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать, создавать) [6]. В таксономии Андерсона каждая категория дополнена когнитивными навыками и способами работы с информацией. Шестой уровень — создавать подразумевает конструирование учащимися творческих проектов и решение учебно-познавательных задач на основе самостоятельно разработанных алгоритмов деятельности. Наблюдается комплексный подход к пониманию учебной задачи, в которой обычно задействуется нескольких мыслительных операций или процедурных знаний.

Инновационные методы эффективного использования...

Именно применение таксономии Блума можно разделить на два возможных достижения в обучении: первое — четкое и ориентированное на результат определение целей обучения; второй — добиться формирования и развития практических навыков в теоретических знаниях, приобретаемых студентами.

— последовательное и системное использование определенных методов обучения для эффективной организации процессов на каждом этапе Блума; — учет факторов, направленных на обеспечение достижения каждого этапа таксономии Блума; Конечно, для того, чтобы объективно и достоверно определить и оценить усвоение студентами знаний по предмету, необходимо использовать определенные задания. На этом пути целесообразно эффективно использовать нестандартные тестовые задания для контроля и оценки уровня осведомленности по таксономии Блума.

Особенности использования и принципы функционирования...

Категории после Знания были представлены как «навыки и способности», с пониманием, что знание являлось необходимым условием для применения этих навыков и умений на практике. Несмотря на то, что каждая категория содержала подкатегории, располагающиеся от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, таксономия запомнилась в соответствии с шестью основными категориями. Позднее, группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ, исследователей и специалистов по тестированию и оценке, опубликовала переработанную версию таксономии Блума, назвав ее Таксономия

Подход перевернутого класса использовался в течение многих лет в преподавании некоторых дисциплин, в частности в области гуманитарных наук. Барбара Вальвоорд и Вирджиния Джонсон Андерсон содействовали популяризации использования этого подхода в своей книге Эффективное оценивание (1998).

Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды

Согласно таксономии компании Metaari на рынке электронного образования существует шесть основных типов когнитивных обучающих продуктов том числе: тренажеры мозга (Cognitive Edugames and Brain Trainers), психометрические тесты (Psychometric-based Assessment), интеллектуальные обучающие системы на основе искусственного интеллекта (AI-based Intelligent Tutors), платформы для социально-эмоционального обучения (Social and Emotional Learning Platforms

модификации поведения (Cognitive Remediation and Behavior Modification Platforms) и роботизированные средства когнитивного вмешательства на основе искусственного интеллекта (AI-based Robotic Cognitive Intervention Products). Существуют и другие классификации образовательных онлайн -ресурсов. Так, по характеру монетизации выделяют платные и бесплатные обучающие ресурсы (платные — продают образовательный продукт или систему...

Признаковая и метафорическая модели концепта adventure на...

Метафора в когнитивной лингвистике. Смешение ментальных пространств в подсознании человека образует новое значение в результате концептуального блендинга. Дефиниционный и этимологический анализы фразеологического значения вербализаторов в построении модели концепта.

Таким образом, сущность когнитивной метафоры предполагает категориальный сдвиг и заключается в постижении явлений одного рода через явления другого рода. При метафорическом переносе одна концептуальная область отображается на другую (или, другими словами, проецируется в нее).

В процессе анализа мы попытаемся выявить, какие слоты парадигмальной фреймовой структуры в диахронической таксономии концепта ADVENTURE получили вербализацию ФЕ в романе XXI века и какие дополнительные терминальные узлы пополнили модель анализируемого концепта в авторском понимании и представлении.

Коннективистская теория обучения | Статья в журнале...

Периферии областей знаний являются пористыми, что позволяет создавать междисциплинарные связи. Сименс утверждает [5], что способность видеть связь между областями, идеями и концепциями является основным навыком. Каким же образом развивалась теория коннективизма?

Лейв и Венгер [8] исследовали процесс приобретения знаний в повседневной жизни и предложили типологию «сообщества заинтересованных сторон», которая основывается на том, что люди являются социальными существами, и что знания приобретаются в результате активного участия в важных событиях в

Текущие исследования в области образования взрослых показывает, что уровень доверия, автономность ученика и дисциплина, имеют решающее значение для участия в персонализированном обучении, и отсутствие этих факторов затрудняет обучение онлайн для большинства участников.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

На наш взгляд, В. А. Толочек предложил конструктивный путь описания феномена «акме» и выделения его свойств через понимание его как психического состояния или группы состояний. Тогда необходимо выделение двух аспектов проявлений данного феномена — внешнего и внутреннего: «акме» есть состояние, обусловленное сочетанием процессов, сопровождающих профессиональное и личностное становления человека...

Обобщая, мы даем следующее определение «акме» — психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающих физическое, профессиональное и социальное становление человека, определяющее его относительно стабильную успешность. Использование терминов самореализация, самоактуализация, самопознание не ново для акмеологии, так как многие положения гуманистической психологии (где данные понятия и...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Память (mеmогу; Gedächtniss) — когнитивная способность удерживать в голове информацию о мире и о самом себе, сохранять накопленный опыт и знания в виде определенных «следов» (энграмм) — когнитивных и ментальных репрезентаций как определённых структур представления знаний и оценок, упорядочивать весь этот массив знаний, чтобы облегчить легкий доступ к нему, «складировать» и систематизировать все сведения, пришедшие к человеку по разным каналам и в известной мере интегрировать.

Способность понять и оценить ситуацию вытекает из возможности сравнить ее с соответствующими ситуациями в прошлом опыте, сличить её с тем, что хранится в памяти. Функциональное описание памяти связано с ее участием во всех речемыслительных процессах.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном...

 В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе.

Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка.

Задать вопрос