Жизнь современного общества ставит актуальные задачи в области воспитания и обучения представителей нового поколения 21 века. Государству и обществу нужны всесторонне здоровые, мужественные, инициативные, самоорганизованные и грамотные люди, которые были бы готовы трудиться на его благо и при случае встать на защиту государственных рубежей.
«Патриотическое воспитание — целенаправленная комплексная деятельность, объединяющая все сферы жизни общества, опирающаяся, прежде всего, на институты образования. Главный вектор патриотического воспитания — формирование в молодой личности гуманистических ценностных ориентиров для национального возрождения любого государства, а России как великой державы» [3]. Наличие общечеловеческой значимости проблем патриотизма, патриотического и военно-патриотического воспитания с раннего возраста, существует для каждого государства в любой исторической эпохе [4]. А проблема сформированных патриотических ценностей у подрастающего поколения — фундамент, в осознании единства народов, как в отдельно взятой стране, так и в масштабе человечества в целом. Данный процесс преследует наличие общей культуры, и культуры межнационального общения, обеспечивающее построение отношений в обществе, основанных на взаимопонимании, принятии и терпимости [5].
Механизм комплексного подхода в патриотическом воспитании молодежи широко используется в методах современной педагогики, и он состоит из обобщенных междисциплинарных знаний, основанных на мыслительной деятельности студентов. Цель его использования — «преобразование действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора тем патриотизма, и принятия решений для удовлетворения общественных и человеческих потребностей. Интеграция, один из элементов механизма комплексного подхода, (от лат. integratio — соединение) — процесс объединения частей в целое» [1].
По мнению Н. С. Сердюковой, «интеграция в педагогике — это процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более общему знанию, однако, несмотря на разные мнения, в основе рассматриваемого понятия неизменно лежат процессуальные характеристики. Именно поэтому интеграция в педагогике — хорошо структурированная, многокомпонентная и прекрасно организованная связь всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка» [9]. Обобщим понятия «интеграции в педагогике» — это суммарная характеристика основных целей воспитания, применяемых педагогических технологий и методов, взаимоиспользуемых в процессе образования, для разностороннего развития личности. Интеграционный механизм в педагогике — «психолого-педагогический инструмент с функцией управляемого патриотического воспитания молодежи путем изложения истории России, на примерах Великих подвигов народа, организационно-деятельностных игр патриотического содержания, исторических реконструкций и др. методов,на основе интеграции информационных, консультационных, организационных и управленческих структур; современных средств коммуникации; действий педагогов и учащихся высших учебных заведений, направленный на приобретение особых качеств, а именно — патриотизма с целью устойчивого развития личности в благоприятных условиях, (выживания в неблагоприятных) с передачей знаний последующим поколениям, с требуемыми свойствами по процессу (своевременность, технологичность, экономичность) и результату (измеримость, целенаправленность и возможность оценить качество на основе практической эффективности и положительного уровня социального восприятия внедряемых концепций)» [6].
У военно-патриотического воспитания молодежи особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы, а именно — подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям при защите Отчизны — к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную работу за сохранение мира. Критерии военно-патриотического воспитания:
– наличие у обучающихся знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной;
– высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите Отечества;
– личная примерность в военно-патриотической деятельности;
– самовоспитание и саморазвитие как показатели осознанного отношения молодых людей к своему гражданскому и военному долгу.
Несмотря на то, что в 2015 году в Министерстве обороны Российской Федерации озвучили «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, основная масса студентов первого курса УрФУ, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность». Министр обороны РФ — генерал армии Сергей Шойгу констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации остается недостаточным. Причинами, в первую очередь, он назвал «слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом» [8].
Систематическое тестирование уровня подготовленности обучающихся студентов-первокурсников в службе, говорит о том, что физическая готовность молодых людей значительно ухудшилась. В целом, 30–40 % потенциальных призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств и военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость не сформирована у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска молодых людей с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности. Перед кафедрой Общевоенной подготовки военного учебного центра при УрФУ стоит задача: подготовка умелых и сильных защитников Родины. Для этого, профессорско-преподавательским составом военной кафедры, ведется военно-патриотическая работа по трем основным направлениям:
– « воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил (мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины — участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях; проведение экскурсий по музеям Боевой славы, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий; празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций; сообщения о героических событиях Отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта);
– участие в военно-спортивных играх и соревнованиях (проведение строевого смотра и военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту; соревнования по силовой подготовке);
– развитие социального партнёрства (работа по данному направлению осуществляется на протяжении всего курса обучения через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований)» [2].
Таким образом, система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, имеет системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности студентов и представляет механизм комплексного подхода в образовании. А «для удовлетворения национальных интересов России, необходимо, чтобы социальные государственные институты, образовательные учреждения могли оказывать системное воздействие на реализацию проектор и программ патриотического, военно-патриотического воспитания молодежи, с целью формирования в сознании молодых людей гуманистических ориентиров, патриотических ценностей, способных помочь укрепить истинные ценности, грамотно анализировать проблемы, тенденции развития общества и вопросы государственной безопасности» [7]. «Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки моделей и механизмов формирования у молодежи современного поколения, граждан России, опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите» [4].
Литература:
1. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в теории и практике [Текст]: монография / В. С. Безрукова; Свердл.гос.инж. -проект. ин-т. — Екатеринбург,1994. — 152с.
2. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. — М.: Патриот, 2011. — 210 с.
3. Глебов, A. A. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пособие /A. A. Глебов. — Волгоград: Перемена, 2004. — 102 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493
5. Иванова, С.Ю., Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. — С.241
6. Милованова, И. Г. Методическое сопровождение системы патриотического воспитания граждан и студенческой молодежи: методические рекомендации / И. Г. Милованова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2018, — 35 с.
7. Милованова, И.Г., Моисеева, Л. В. Формирование культуры межнационального общения у молодежи, посредством игровых форм патриотического воспитания /И. Г. Милованова, Л. В. Моисеева// Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева / Bulletin of the M. Kozybayev North Kazakhstan State University. Шығарылым № 1 (38). — Петропавл.: М. Қозыбаев атындағы СҚМУ, 2018. — 310 б. С. 231–240
8. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2007. — 463 с.
9. Сердюкова, Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //Начальная школа. 1994. № 11.С45–49