Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.01.2022

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Полунина, Е. Д. Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку / Е. Д. Полунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 241-242. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87407/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольного возраста, выделяет принципы обучения, анализирует методы. В статье также представлен анализ возможностей обучения иностранному языку с перспективы формирования межкультурной компетенции.

Ключевые слова: раннее обучение, дошкольный возраст, психологические особенности дошкольников, иностранный язык, методы обучения.

На сегодняшний день в условиях глобализации все чаще в различных контекстах упоминается важность формирования межкультурной личности обучающегося.

В условиях современной системы образования в России есть возможность формирования межкультурной личности на различных ступенях образования. Ее реализацию предполагает и федеральных государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ предполагает целенаправленное, целостное развитие личности, готового к эффективному вступлению в межкультурное взаимодействие, участию в диалоге культур, в том числе на иностранном языке.

Раннее обучение иностранным языкам является предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых, таких как В. Н. Мещерякова, И. Л. Шолпо, З. Я. Футерман, М. А. Хасанова, Кэрол Рид и Диана Вэбстер. Ученые и методисты так и не сошлись в едином мнении, что следует понимать под ранним обучением иностранному языку.

Одна группа ученых, среди которых И. Л. Шолпо, М. А. Хасанова, считает, что раннее обучение можно обсуждать только в том случае, если имеется в виду «знакомство» с иностранным языком детей дошкольного возраста, то есть раннее обучение — это обучение, в основе которого заложен интуитивно-практический подход в период от этапа рождения ребенка до его поступления в школу [3].

Вторая группа ученых полагает, что раннее обучение иностранному языку — это обучение детей младшего школьного возраста. Среди них Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко, которые предлагают разделять раннее дошкольное и раннее школьное обучение [1].

Необходимо отметить при этом, что цель обучения иностранному языку как в первом, так и во втором случае заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Благодаря данной компетенции обучающиеся приобретают способность осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с представителями культур изучаемого языка.

В условиях раннего обучения иностранным языкам в фокусе внимания необходимо держать определенные целевые ориентиры. В рамках предметных результатов необходимо формирование элементов языковой и речевой компетенции, т. е. овладение элементарными рецептивными, репродуктивными и продуктивными навыками и умениями. Кроме того, необходимо уделять внимание формированию элементов социокультурной компетенции, а именно, формированию картины мира в родном языке и приобщению ребенка к культуре изучаемого языка.

Важным компонентом дошкольной возрастной группы является отчетливо выраженная языковая память, которая позволяет быстро обогатить словарный запас, овладеть элементарными грамматическими конструкциями и развить коммуникативные способности на всех уровнях языка.

Для того чтобы обучение у дошкольников проходило наиболее эффективно важно учитывать ряд психологических характеристик, которыми обладают обучающиеся данной возрастной группы. Исходя из данных особенностей были выведены следующие положения:

1) Дети благодаря своей непосредственности и спонтанности способны испытывать восторг, их увлекают игровые действия.

2) Для понимания дети нуждаются в определенных наглядных материалах. Абстрактное значение они могут воспринимать, начиная с определенного возраста. Ситуативные методы обучения, а также методы, ориентированные на совершение действий, имеют, в соответствие с этим, решающее значение для достижения успехов в учебе и для мотивации к учебе.

3) Дети могут концентрировать свое внимание на короткое время; как правило, хорошую детскую память следует использовать и развивать в игровой форме [2].

Обучение дошкольников рекомендуется осуществлять с использованием метода полного физического реагирования (Total Physical Response). Говоря о данном методе, следует отметить, что речь идет о методе аудирования и аудиодействия. При применении данного метода обучающиеся не должны высказываться, а лишь только выполнять инструкции. Они могут делать это как в группе, так и индивидуально. Преимущество данного метода заключается в том, что дети могут слушать язык. При этом учитывается их собственный темп обучения — нет принуждения к воспроизведению речи. Подобный метод обучения, заключается в повторении речевых образцов.

Помимо использования метода полного физического реагирования в процессе обучения должна прослеживаться направленность на практическое действие: речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности. Рассказы и рифмовки, песни и танцы, игры и поделки сменяют друг друга в процессе урока.

Для облегчения дошкольникам понимания изучаемого материала рекомендуется также использовать наглядность. Наглядность может быть предоставлена с помощью картинок, плакатов и раскрасок. На наглядном материале изображаются ситуации, которые служат опорой при рассказе историй.

Важнейшим принципом обучения иностранному языку на раннем этапе является аналогичность с изучением родного языка. При изучении родного языка у дошкольника на первый план выступает необходимость запоминать слова. К говорению дети приходят постепенно и сами. У каждого ребенка индивидуальный темп обучения, и свои первые фразы на иностранном языке каждый ребенок произнесет в свое время. Поэтому очень важно не принуждать ребенка к говорению.

Литература:

  1. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. -240 с
  2. Лащикова, И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка [Текст] / И. И. Лащикова // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 6. — С. 48–51.
  3. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учеб. пособие по методике преподавания англ. яз. для пед. вузов, колледжей и училищ по спец. «Преподаватель иностранного языка в детском саду». — СПб.: Спец. лит, 2009. — 155 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, раннее обучение, дошкольный возраст, ребенок, родной язык, использование метода, полное физическое реагирование, принцип обучения, формирование элементов, язык.


Ключевые слова

методы обучения, иностранный язык, дошкольный возраст, раннее обучение, психологические особенности дошкольников
Задать вопрос