Деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.12.2021

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Ильчишин, И. А. Деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС / И. А. Ильчишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87399/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье автор пытается разобрать деятельность правоохранительных органов в условиях чрезвычайной ситуации, а также выяснить, какие нормативные правовые акты это регулируют.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, ЧС, нормативные акты, правоохранительные органы, права.

Деятельность правоохранительных органов всегда остается живой темой для различных дискуссий. Причиной данных дискуссий являются права, которыми наделены правоохранительные органы, ведь практически каждый день мы слышим в СМИ, радио, газетах о том, что органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, превысили свои полномочия. Наибольшей актуальностью пользуются случаи задержания митингующих правоохранительными органами, во время которых они применяют специальные средства для подавления общественных беспорядков. На основании обширных общественных резонансов происходят часто поправки в законодательстве, регулирующие деятельность тех или иных правоохранительных органов, чтобы сократить недовольство людей, если они считают, что правоохранительные органы обладают негуманными правами и методами осуществления своей правоохранительной деятельности.

Если сравнивать базу нормативных правовых актов регулирующих деятельность правоохранительных органов времен СССР и современной России, то можно сделать вывод о том, что в современной России средства, права и методы правоохранительных органов гуманные, сдержанные, при выполнении свойственным им задач.

Также для правоохранительных органов есть специальные законы, которые регулируют их деятельность в условиях ЧC. Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1].

В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности [2].

Группировками сил и средств ОВД в условиях ЧС выполняют следующие задачи: охрана общественного порядка и безопасности в зоне ЧС природного характера, в местах эвакуации населения, размещения вывезенных из зоны ЧС материальных и культурных ценностей, размещения спасателей и строительных бригад; охрана материальных и культурных ценностей в зоне ЧС природного характера; неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи; охрана имущества, оставленного без присмотра; участие в проведении карантинных мероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; содействие в выполнении решений по разбронированию резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС и т. д.

Основными функциями группировок ОВД в условиях ЧС природного характера являются: подготовка, корректировка оперативного плана объединенных сил и средств ОВД; определение состава и структуры объединенных сил и средств ОВД; назначение руководителя группировки ОВД; создание и поддержание в готовности пунктов управления, системы оповещения и связи; подготовка и поддержание в готовности сил и средств группировки ОВД для действий в условиях ЧС природного характера; поддержание необходимого ресурсного обеспечения деятельности объединенных в группировки сил и средств ОВД в условиях ЧС природного характера [3].

В данной ситуации правоохранительные органы наделяются полномочиями с расширенной функциональностью для стабилизации обстановки, предотвращения мародерства и иных противоправных действий.

В качестве глобального примера можно привести деятельности правоохранительных органов после взрыва ЧАЭС. Правоохранительные органы были наделены полномочиями досмотра машин, проведение санитарной дезинфекции, установление комендантского часа, уничтожения зараженных вещей, в том числе и вещей, принадлежащих частному лицу. Также они имели право на обыск, задержание, применение физической силы или огнестрельного оружия, даже в тех случаях, в которых в обычное время было категорически запрещено. Взрыв ЧАЭС стал толчком для формирования нормативной правовой базы в случаях ЧC.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других министерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенцией надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; а также акты специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо обозначить, что нормативными правовыми актами Российской Федерации в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компетенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Рассмотрев деятельность правоохранительных органов и нормативные правовые акты, которые регулируют данную деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС можно заметить, что не все так хорошо, как казалось на первый взгляд: Конституция РФ, конституционные и федеральные законы, указы президента и иные нормативные правовые акты образуют систему пробелов и противоречий в регламентации деятельности правоохранительных органов в условии ЧС, что в экстренных ситуациях приводит к разногласию в структуре исполнительной власти. Федеральные министерства, службы, агентства в данном вопросе не до конца стабилизированные.

Для решения данной проблемы нужно: в Конституцию РФ вписать чрезвычайный орган, который будет регулировать деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС и подчиняться будет только Конституции, основываясь на защите человеческой жизни и исключающий рисковать жизнью человека, взамен на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Контролировать деятельность данного органа будет президент, т. к. согласно Конституции он является ее гарантом. Подчиняясь только Конституции, другие нормативные правовые акты будут носить рекомендательный характер, не являясь источником права для данного органа. Формирование кадров для данного органа будет осуществляться указом президента. Главная задача данного органа будет — в кратчайший срок перестроить деятельность правоохранительных органов на защиту человеческой жизни и стабилизацию в условиях ЧС. Такой орган полностью решит коллизию нормативных правовых актов и дестабилизацию в структуре исполнительной власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС КонсультантПлюс
  2. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / Плохих Г. И.; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск, с. 350.
  3. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. Учебник для вузов / Под ред. Михайлова Л. А. — СПб.: Питер, 2008. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, деятельность, акт, правоохранительная деятельность, исполнительная власть, Конституция РФ, ситуация, указ президента, человеческая жизнь, чрезвычайная ситуация.


Задать вопрос