Проблема ввоза в РФ новой крупной партии урановых отходов из Франции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каргаполова, А. А. Проблема ввоза в РФ новой крупной партии урановых отходов из Франции / А. А. Каргаполова, Ю. И. Хомякова, Д. А. Цыдыпова, Е. Л. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87082/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье авторы рассматривают проблемы последствий ввоза в Россию урановых отходов из Франции, а также возможные варианты мер, которые могут быть предприняты для устранения таких последствий.

Ключевые слова: отходы, уран, загрязняющие вещества, окружающая среда, экология.

7 мая 2018 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым Правительству Российской Федерации было поручено разработать и реализовать национальный проект в сфере охраны окружающей среды. В этом же Указе были определены основные цели национального проекта и те задачи, которые предстоит решить в ходе его реализации в период с 2018 г. до 2024 г. Соответствующий документ был разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и получил официальное название «Национальный проект «Экология». Паспорт проекта был утвержден 24 сентября 2018 г. Советом по стратегическому развитию при Президенте Российской Федерации [5].

Куратором Национального проекта назначен заместитель председателя Правительства Российской Федерации А. В. Гордеев, руководителем проекта — Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Н. Кобылкин, администратором — первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Г. Храмов Структурно Национальный проект «Экология» состоит из 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и др.

Каждый из этих проектов имеет свои цели и задачи, и в рамках каждого из них должен реализоваться целый комплекс мероприятий, разбитых по годам реализации — от 2018 г. до 2024 г. В соответствии с требованием Указа Президента Российской Федерации № 204, реализация Национального проекта «Экология» должна привести к кардинальному улучшению состояния окружающей среды и способствовать оздоровлению населения страны.

Как следует из паспорта Национального проекта, все его мероприятия носят системный, комплексный характер и увязаны между собой. Одновременно все целевые показатели и ожидаемые результаты проекта структурированы с учетом консолидированного социально-экономического эффекта от его реализации. Высокая эффективность результатов должна достигаться за счет совокупности применяемых при реализации проекта механизмов — нормативных правовых, финансовых и административных, методических и технологических, а также механизма общественного контроля. В целом на реализацию мероприятий Национального проекта предполагается затратить в течение шести лет более 4 трлн рублей.

Одна из важнейших задач федерального проекта «Чистый воздух», который возглавляют заместители руководителя Росприроднадзора А. М. Амирханов и Р. Х. Низамов, — снижение загрязнения атмосферного воздуха в городах, где экологическая обстановка относится к разряду наиболее напряженных. Недаром в резолюции Седьмого Международного форума «Здоровье человека и экология-2018», который состоялся 24 октября 2018 г. в Москве [1], отмечено, что загрязнение атмосферного воздуха в России приводит к 30‒50 тыс. случаев дополнительных смертей в год, что составляет 2‒3 % от общего числа летальных исходов. В приоритетный список городов с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха входит 51 населенный пункт с общим населением 19 млн. человек. Значительное ухудшение здоровья жителей страны, связанное с загрязнением атмосферного воздуха, проявляется во многих населенных пунктах России. Города Салават, Стерлитамак, Уфа, Мончегорск, Никель, Каменск-Уральский, Кунгур, Вольск, Красноуральск, Кировоград, Магнитогорск и Карабаш далеко не исчерпывают весь список неблагополучных населенных пунктов. В соответствии с паспортом федерального проекта «Чистый воздух» его реализация должна привести к снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее, чем на 20 % совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.

В целом только по этим городам предполагается снизить выброс загрязняющих веществ более, чем на 1,7 млн тонн, или почти на 43 %. 28 декабря 2018 г. куратор Национального проекта утвердил комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для всех двенадцати городов. Для каждого из городов предполагаемое снижение валовых выбросов установлено в зависимости от промышленной инфраструктуры и некоторых других местных особенностей. В этих городах, за исключением Липецка, Медногорска и Норильска, средняя величина снижения составляет около 20 %. Для Норильска, где основным загрязнителем атмосферного воздуха является Норильский горно-металлургический комбинат, этот показатель установлен на уровне 75 %. Для Липецка и Медногорска снижение выбросов должно составить соответственно 4,95 и 0,44 %.

С точки зрения здравого смысли не совсем понятно, почему в федеральный проект попали последние два города, в которых планируемое снижение загрязнения атмосферного воздуха имеет чисто символическое значение, тогда как есть, например, достаточно много населенных пунктов в Иркутской области из перечня Росгидромета (Зима, Иркутск, Лесогорск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов), выбросы предприятий в которых оказывают значительное негативное воздействие на население и на Байкальскую природную территорию. Если оценить удельные затраты на сокращение выбросов загрязняющих веществ в разных городах, то оказывается, что для большинства из них на тысячу тонн загрязнителей требуется 0,5‒2 млрд рублей инвестиций. На этом фоне резко отличаются мероприятия по сокращению выбросов как в Норильске и Нижнем Тагиле, так и в Медногорске. В первом случае на тысячу тонн достаточно около 100 млн рублей, а во втором — более 22 млрд рублей.

В соответствии с Приложением к протоколу № 3 заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21 декабря 2018 г., комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для всех городов должны включать ряд таких обязательных мероприятий:

— по снижению выбросов загрязняющих веществ от транспорта, в том числе мероприятия по переводу транспорта на газомоторное топливо (ГМТ) и обновление подвижного состава общественного транспорта (ПСОТ) по обновлению и развитию дорожной инфраструктуры;

— по снижению выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий на основе внедрение новых технологических решений, в том числе с использованием наилучших доступных технологий (НДТ) и современных пылегазовых очистных сооружений и т. д.;

— по снижению выбросов загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики и частного сектора (не газифицированного) за счет проведения мероприятий по газификации частного сектора, расселению аварийного жилья, модернизации и капитальному ремонту действующих мощностей теплоэнергетического комплекса;

— по мониторингу состояния (загрязнения) атмосферного воздуха, в том числе модернизации и реконструкции существующей наблюдательной сети за состоянием атмосферного воздуха, расширению проведения социально-гигиенического мониторинга, повышению автоматизации собираемых данных, переоснащению подведомственных лабораторий Росприроднадзору;

— иных мероприятий, оказывающих влияние на состояние атмосферного воздуха.

Соответственно, все эти составляющие значатся и в комплексных планах, утвержденных 28 декабря 2018 г. заместителем председателя Правительства Российской Федерации Гордеевым А. В. По данным Государственных докладов о состоянии и загрязнении окружающей среды, на качество атмосферного воздуха в городах во все большей степени влияют выбросы транспортных средств, использующих моторное топливо [2]. Поэтому неудивительно, что в федеральном проекте много внимания уделено организационно-техническим и иным мероприятиям по снижению выбросов от транспортного сектора. В целом предполагается сократить выбросы к 2024 г. на 47,62 тыс. тонн. При этом сокращение почти половины этого объема берет на себя Омск. Если разработка регулятивных мер, совершенствование транспортной инфраструктуры, обновление традиционных видов транспортных средств особой проблемы для администраций регионов не составит, то переход на газомоторное топливо (ГМТ), который может сократить выбросы на 15,2 тыс. тонн, потребует определенных усилий [3]. Пока система автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в стране развита слабо, мало сервисных станций, есть проблемы с малогабаритными баллонами для хранения сжатого или сжиженного газа, к тому же не все верят в безопасность ГМТ.

Основной вклад в снижение выбросов загрязняющих веществ должна внести реконструкция промышленных предприятий. В целом за счет этого предполагается сократить выброс на 1494,615 тыс. тонн, хотя основной результат (1296,98 тыс. тонн, или почти 87 %) планируется получить за счет Заполярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель».

Следует отметить, что и в большинстве других городов (Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Новокузнецк, Омск, Череповец, Красноярск) всё будут решать мероприятия на одном объекте. Похоже, что эти промышленные предприятия (и города, где они расположены) выбраны исходя из того, что их владельцы располагают необходимыми средствами для экологически ориентированной реконструкции. Кстати, все они относятся к предприятиям первой категории, на которых нужно внедрять НДТ [4]. Различным видам реконструкции планируется подвергнуть топливо потребляющие объекты, в результате чего выброс загрязняющих веществ должен сократиться на 72,561 тыс. тонн. Значительная часть этих преобразований связана с заменой твердого топлива на природный газ или заменой одного вида угля на другой. Изобилие в стране ископаемого органического топлива разных видов делает эти мероприятия вполне реализуемыми. Для оценки последствий и контроля над реализацией мероприятий, заложенных в комплексные планы, в федеральном проекте предусмотрена модернизация государственной сети наблюдений Росгидромета, а также приобретение лабораторного оборудования для контроля источников выбросов и состояния атмосферного воздуха территориальными органами Росприроднадзора. Однако само снижение выбросов загрязняющих веществ предприятиями, обозначенными в плане, или реализация новой транспортной стратегии, которые зафиксируют Росгидромет и Росприроднадзор, совсем не означает, что удастся достичь важнейшего показателя успешности федерального проекта, а именно, увеличения доли граждан, «удовлетворенных качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах».

Совсем не обязательно, что при снижении валовых выбросов загрязняющих веществ, при котором уменьшится фоновое содержание загрязнителей в зоне воздействия промышленных объектов (или, скорее, одного объекта), повысится уровень комфорта существования жителей в «спальных» районах или рекреационных зонах, где будут по-прежнему ощущаться дурнопахнущие или специфические вредные вещества. Поэтому для достижения реального комфорта жителей нужно не просто снижать валовые выбросы, но и проводить сводные расчеты (расчетный мониторинг), которые покажут, в каких точках (районах города, местах размещения социально значимых объектов) на самом деле должны быть уменьшены концентрации загрязняющих веществ, при этом следует специально выбрать эти вещества. Соответственно, к таким точкам и должна быть привязана система контроля качества атмосферного воздуха. Пока же в федеральном проекте подобный подход не прописан [6].

Литература:

  1. Седьмой Международный Форум «Здоровье человека и экология-2018» / Международный форум содействия модернизации и инновациям России [Электронный ресурс] URL: http://forumnova. ru/ forum-2018.
  2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 г. Государственный доклад. — М., Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. — 896 с.
  3. Подведены итоги конференции «Газомоторное топливо: инфраструктура 2018». / Портал MPlast. by [Электронный ресурс] URL:https://mplast.by/novosti/2018–06–06-itogi-gazomotornoe-toplivoinfrastruktura-2018/
  4. Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в российской федерации составляет не менее чем 60 процентов». Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.04.2018 № 154 (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 № 51494).
  5. Морина, В. А. Мониторинг реализации федерального проекта «Чистый воздух» / В. А. Морина, А. А. Юрьева // Актуальные вопросы современной экономики. — 2021. — № 10. — С. 171–183.
  6. Соловьянов, А. А. Федеральный проект «Чистый воздух» / А. А. Соловьянов // Сборник трудов Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды за 2019 / Гл. ред. С. Г. Фокин; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды ФГБУ «ВНИИ Экология». — Москва: ВНИИ Экология, 2019. — С. 199–219.
Основные термины (генерируются автоматически): атмосферный воздух, национальный проект, снижение выбросов, Российская Федерация, федеральный проект, вещество, город, Медногорск, окружающая среда, Норильск.


Задать вопрос