Некоторые недостатки положений закона о саморегулируемых организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Григорян, А. А. Некоторые недостатки положений закона о саморегулируемых организациях / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86900/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются некоторые противоречия и недостатки базового Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также предложения по их разрешению.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, инициатива, добровольное членство, обязательное членство.

В настоящее время система саморегулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации (далее РФ) регламентируется и регулируются Конституцией РФ, базовым Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее-Закон о СРО) и, фрагментарно, иными федеральными законами и кодексами.

Применение правовых положений иных законодательных актов в отношении различных СРО зависит от отрасли экономики, в рамках которой предусмотрена возможность создания некоммерческих объединений физических и юридических лиц в саморегулируемые организации.

Такая возможность прямо предусмотрена Законом о СРО в соответствии с ч. 2 ст.1 «Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона», где говорится о том, что особенности регулирования в части саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами.

Также настоящий Закон дает определение понятию «саморегулирование» как инициативной и самостоятельной деятельности, содержащей в себе разработку и установление стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляемой ее субъектами (индивидуальные предприниматели и юридические лица), а также осуществление ими контроля за соблюдением принятых правил и стандартов.

Саморегулирование как деятельность осуществляется указанными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности путем формирования субъекта саморегулируемой деятельности — саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией (далее — СРО), в соответствии со ст. 3 Закона о СРО, признается объединяющая субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по принципу отраслевого или профессионального единства и основанная на членстве некоммерческая организация. Объединение в СРО субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности определенного вида на обязательном условии может предусматриваться федеральными законами.

В соответствии же с ч. 2 ст. 5, иными федеральными законами может быть закреплено обязательное саморегулирование.

Таким образом, из Закона о СРО следует, что деятельность является инициативной, а членство в организациях добровольным, но единовременно допускается обязать субъекты объединяться и вступать в СРО.

С точки зрения автора, в указанном контексте положения Закона о СРО противоречат друг другу. Стоит отметить, что в определении понятия «саморегулируемые организации» отсутствует слово «добровольные», что соответствует допущению обязательного саморегулирования.

Как же исключить в положениях указанное противоречие понятий «обязательное» и «добровольное»/«инициативная»?

По мнению автора, существует необходимость изменения формулировок в ч. 1 ст. 2 и ч.1 ст. 5, соответственно [1]:

– «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»;

– «Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным , за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи» .

В результате изменения формулировок предложенным образом противоречие между положениями будет исключено. СРО с добровольным и обязательным членством будут разграничены в рамках норм и определений, содержащихся в базовом Законе.

Другая проблема, которую автор считает существенной, также связана с случаями обязательно саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.

В настоящее время, базовым Законом о СРО никак не закреплен вопрос определения критериев для признания необходимым введение обязательного саморегулирования для конкретных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, содержащем Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования такие принципы указаны, но это несет в себе характер фрагментарности законодательства о саморегулировании.

Также положениями указанного Распоряжения установлено, что Концепция должна быть осуществлена в три этапа. В рамках осуществления первого этапа в 2016г. необходимо было установить общих принципов саморегулирования (внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»). Основная цель этапа — на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля.

Однако, распоряжения Правительства РФ не имеют нормативный характер, в отличии от Закона о СРО.

Необходимо отметить, что в настоящее время, и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ содержатся положения, устанавливающие критерии определения лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 2, а обязательное саморегулирование преимущественно введено в отраслях, где ранее действовало лицензирование. Следовательно, считаем допустимым использовать ФЗ № 99-ФЗ по аналогии в качестве примера.

Таким образом, по мнению автора, критерии введения обязательного саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности относятся к общим принципам саморегулирования, что соответствует Распоряжению, и должны быть закреплены в базовом Законе о СРО, имеющим нормативный характер. Так, будет достигнут принцип открытости системы саморегулирования в Российской Федерации и будет установлен определенный порядок введения обязательного саморегулирования в отраслях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях»;
  2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;
  3. Распоряжение от 30 декабря 2015 г. № 2776-р// Правительство РФ// Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, обязательное саморегулирование, СРО, Российская Федерация, мнение автора, нормативный характер, общий принцип саморегулирования, обязательное членство, предпринимательская деятельность, саморегулируемая организация.


Ключевые слова

саморегулируемые организации, саморегулирование, инициатива, добровольное членство, обязательное членство
Задать вопрос