В статье рассмотрены преимущества применения международных программ обмена в образовании школьников. Участие в международных школьных обменах позволит добиться лучших результатов в обучении иностранному языку, повысить мотивацию школьников и, в конечном итоге, будет способствовать формированию иноязычных речевых компетенций школьников, что также повлияет на успешность, уровень и репутацию школьников.
Ключевые слова: программа обмена, языки, школа, общение, культура, социализация, международный обмен, ФГОС, образование, иностранный язык, школьный обмен.
Сегодня жизнь быстро меняется, и вызовы современности устанавливают новые нормы общения между людьми разных стран и национальностей. Мир стремится к преобразованию и объединению, процессы культурной интеграции затронули все сферы жизни современного общества, а особенно молодежи, от которой требуется умение ловко адаптироваться к новым условиям окружающей действительности и активно включаться в коммуникативный процесс.
Усиленное расширение международного сотрудничества в разных сферах деятельности людей определяет необходимость свободного и активного владения иностранными языками. А для успешного общения необходимы знания не только самого языка, но и иноязычной культуры. В противном случае использовать язык в качестве инструмента общения практически невозможно.
В системе современного образования иностранный язык занимает особое место. Он, в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, является способом не только общения, но и познания окружающего мира, расширения его границ. Изучение иностранного языка — эффективное средство социализации личности и её интеллектуального, эмоционального и нравственного развития.
Будучи президентом Российской Федерации, Д. А. Медведев в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определил политику государства следующим образом: «Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [8].
В соответствии с направлениями модернизации образования в школах изучение иностранного языка определяют как приоритетную область изучения и уделяют этому большое внимание. Изменения в экономической и культурной среде способствовали установлению требований ФГОС, согласно которым обучение иностранному языку предполагает формирование толерантного отношения к ценностям других культур, развитие целостного национального самосознания, совершенствование коммуникативной компетенции, расширение знаний, лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение речевой культурой и достижение определенного уровня владения иностранным языком.
В наше время знание иностранного языка — это не просто показатель образованности и интеллектуального развития. Это жизненная необходимость.
Итак, иностранный язык — это дорога в новый мир. И, без сомнения, стоит пойти этой дорогой.
В связи с этим произошли существенные изменения в системе изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными школами и активно разрабатываться совместные общеобразовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области международного образования и развития школьников, по участию в международных проектах.
Таким образом, задачи современной школы — это воспитание людей, обладающих целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии народов, культур, религий.
Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика к изучению иностранных языков. Если главной целью обучения иностранному языку в прошлые годы было простое заучивание правил и выполнение языковых упражнения и
ЯЗЫК = СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС + НЕОБХОДИМЫЕ СТРУКТУРЫ,
то сейчас важно не просто научить учащегося говорить на иностранном языке, важно научить его общаться, то есть мыслить и делиться своими мыслями с окружающими. Ученые называют такое состояние «коммуникативные компетенции».
Школьные обмены являются эффективным методом изучения языка, погружения в среду изучаемого языка и общения с носителями данного языка. Этот способ помогает не только улучшить грамматические знания, обогатить лексический запас, но и узнать многое о культуре народа, его обычаях, традициях, истории. Организация международных программ обмена школьников как нельзя лучше способствует пониманию у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Кроме того, такие обмены помогают избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации, а, следовательно, и овладению языком.
Чуть больше двух десятилетий назад было сложно представить, что подростки из России смогут путешествовать по всему миру, жить в принимающих семьях и учиться в иностранных школах. Сейчас все двери для этого открыты. У школьников есть возможность отправиться на учебу по обмену за границу, окунуться в культуру другой страны, пообщаться с местными жителями, получить полезный опыт самостоятельного проживания за границей, улучшить уровень владения иностранным языком.
На основе различных материалов о международных программах школьного обмена и мнений участников можно смело сказать, что ученики с удовольствием принимали участие в этих проектах, ведь им выпала отличная возможность применить свои знания на практике, узнать новое от носителей языка, посмотреть много интересных мест. Ребята поверили в себя и свои возможности, обрели новых друзей.
Наконец, исследовав всю специфику программ международного школьного обмена можно сформулировать их значимость:
Таблица 1
Значение программ международного школьного обмена
Для ученика: |
Для школы: |
— Улучшение языковых навыков; Обретение зарубежных друзей и установление крепких контактов; — Способствование индивидуальному росту учащегося и открытие новых, раннее незнакомых, жизненных перспектив; — Приобретение таких важных черт характера, как способность самостоятельно принимать решения, социальная гибкость и внимательность к окружающим; — Знакомство с достопримечательностями и культурой страны изучаемого языка. |
— Реализация требований ФГОС; — Расширение международных контактов; — Возможность обмена опытом; — Повышение престижа школы; — Приобретение опыта межкультурного общения у учащихся и учителей школ; — Внесение разнообразия в жизнь школы; — Воспитание у школьников гостеприимности, открытости и уважения к людям из других стран. |
Таким образом, участие в международных школьных обменах позволит достичь более высоких результатов в обучении иностранному языку, повысит мотивацию школьников и, в конечном счете, поспособствует формированию иноязычных речевых компетенций школьников, что также скажется на успешности, уровне и репутации учебных заведений.
Каждый школьный обмен — это большой шаг, который мы делаем навстречу будущему без границ, без недоверия к другим культурам и народам. Ученики из обеих стран видят, как живут люди в разных странах не из туристического автобуса, а сидя за завтраком, собираясь в школу со своим партнером-иностранцем по обмену. Между детьми стираются грани различий, завязывается настоящая, крепкая дружба. Обеспечивая доброжелательный прием иностранных школьников, школы помогают устранять барьер непонимания между людьми и, тем самым, вносят посильный вклад в становление народной дипломатии.
Школьный обмен даёт молодому человеку не только возможность учить язык благодаря полному погружению в языковую среду, но в первую очередь, испытать себя, открыть новые качества и новые возможности своей личности. Эта программа — одновременно школа и проверка самостоятельности и зрелости. Порой она меняет взгляды на жизнь и видение собственного будущего.
Литература:
- Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка [Текст] / Р. А. Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009;
- Гущина М. В. Социализация подростков посредством изучения английского языка [Электронный ресурс] — URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/10/sotsializatsiya-podrostkov-posredstvom;
- Долинский А. В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт [Текст] // Вестник МГИМО № 2;
- Кочергина, И. Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку [Текст] / И. Г. Кочергина // Иностранные языки в школе. — 2009;
- Ломакина Г. Р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 491–493;
- Мушкина М. Н. Школьный обмен как разновидность проектной деятельности при изучении иностранного языка [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 169–173;
- Новицкая И. Э. «Школьный обмен как средство расширения образовательного пространства» Электронный журнал «РОНО» [Электронный ресурс] — URL: https://sites.google.com;
- Национальная образовательной инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271).