В статье анализируются актуальные вопросы, связанные с определением существенных условий договора поставки. Осуществляется анализ срока договора поставки с учетом сложившейся юридической практики. В качестве примеров используются арбитражные дела, проводятся расследования.
Ключевые слова: договор поставки, существенные условия, судебная практика, срок поставки.
Срок действия договора поставки — это согласованный сторонами срок, до которого обязательства сторон выполняются и условия договора вступают в силу.
После истечения срока действия договора поставки важно согласовать как срок договора, так и условия надлежащего выполнения обязательств после истечения срока действия договора [5, c. 109].
Пример:
Настоящее соглашение действует до тех пор, пока стороны не выполнят взятые на себя обязательства должным образом.
Срок договора поставки определяется с учетом ст. 190, 191 ГК РФ, и может быть направлена:
— на конкретную календарную дату.
Соглашение действительно до 31 декабря 2021 года.
— на момент истечения срока.
Настоящее Соглашение заключено сроком на один год.
Действует в течение не согласованного с договором поставки срока до момента исполнения обязательств (ст. 325 ГК РФ).
Поэтому, как уже было сказано выше, срок договора поставки лучше определять либо в конкретную дату, либо в конце срока.
Чтобы правильно согласовать эти условия, необходимо обратить внимание на следующие моменты.
— способы определения срока действия договора поставки;
— порядок исполнения обязательств сверх срока договора поставки.
Если срок договора поставки не согласован. В этом случае контракт остается в силе до окончания исполнения обязательств сторонами, определенных в нем условий.
Если договор поставки был заключен на условиях поставки партии, но ни срок действия договора поставки, ни сроки поставки не были согласованы, доставка товара должна быть осуществлена в разумные сроки.
Обратная сила гражданско-правового договора поставки (обратная сила договора) — это применение условий заключенного гражданско-правового договора к отношениям, возникшим до его заключения (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Чтобы применить обратную силу договора поставки, стороны договора поставки должны в договоре поставки или другом соглашении договориться о распространении условий договора поставки на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора поставки. Это состояние часто называют ретроактивным резервированием [4, c. 39].
В случае несогласия с датой поставки договор будет признан разовой сделкой по поставке со всеми последствиями.
Срок поставки товара — обязательное условие договора поставки. Это так важно, потому что позволяет точно установить, когда продавец должен предоставить товар(-ы) покупателю, и тем самым исключить случаи недоразумений.
При разрешении споров, связанных с этим моментом, суды имеют различные позиции, но практика подсказывает, что лучше назначать точные даты, особенно если вы собираетесь заключать стандартный разовый договор, а не рамочный. Особенность последнего в том, что помимо него составляется еще конкретизирующий договор, и в нем уже указывается график приема продукции. Это не очень удобно, так как выполнение взятых на себя обязательств в этом случае может несколько затянуться.
При неустановлении сроков в соответствии с п. 2 п. 314 статьи ГК РФ [1] поставщик обязан по первому требованию заказчика предоставить согласованный объект в течение 7 календарных дней с момента подачи заявки потребителя (если действующими таможнями не предусмотрено иное).
Если другая сторона молчит, продавец имеет право проявить инициативу. А это четко указывает на то, является ли срок обязательным условием договора поставки. Конечно, он играет ключевую роль, потому что, если он не определен, исполнитель становится очень зависимым от клиента, который может задерживать платеж или вообще потеряет интерес. Признание важности данного пункта снимает неуверенность, но часто превращается в проблему еще на стадии согласования — когда одна из сторон не желает брать на себя «дополнительные» обязательства. Участники сделки ставят свои подписи, не подтверждая этот момент, и тогда один из них начинает нарушать договор поставки. Например, потребитель не принимает уже привезенную партию, потому что спрос на эти вещи резко упал, но он называет причиной незавершение сделки, а продавец терпит убытки, вынужден идти в арбитраж и защищать его дело [7, c. 67].
Чтобы таких неприятностей не было, нужно быть четче в формулировках — согласовать конкретные даты и четкие временные рамки.
Таким образом, срок является существенным условием, исходя из определения доставки, данного Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 506). Несмотря на общие нормы статьи 314 ГК РФ, предусматривающие исполнение обязательств в разумные сроки при отсутствии крайнего срока в договоре, законодатель при регулировании отношений поставки вероятно, исходит из того, что на практике компенсировать такое отсутствие в договоре поставки достаточно сложно.
Многие цивилисты указывают на то, что перед заключением договора поставки сторонам рекомендуется обратиться к своему контрагенту с просьбой предъявить свидетельство о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, данный факт оправдан, так как в судебной практике немало случаев признания договора поставки недействительным из-за того, что одна из сторон не была зарегистрирована в установленном законодательством порядке. Также известны случаи, когда договор поставки был заключен от имени несуществующего юридического лица. В таких случаях, даже если поставка товаров по договору осуществляется, это не подтверждает правовой статус юридического лица, и договор считается недействительным [2, c. 45].
Действительно, почти всегда в долгосрочном контракте на поставку трудно ограничиться только существенными условиями при его заключении и дать законодателю право регулировать положения, не установленные договором. Поэтому на практике разрабатываются типовые образцы договоров поставки, причем их разрабатывают не только сами правоохранители договора поставки, но и государственные органы. Например, рекомендации по составлению контрактов, подготовленные еще в 1995 году Комитетом по торговле РФ, остаются в силе.
Существенным условием договора поставки следует считать срок поставки (срок действия договора). Этот вывод подтверждается самим определением договора, который обязывает поставщика передать товар «в оговоренные сроки или в установленные сроки». Кроме того, утверждение этого условия необходимо для адекватного применения положений пункта 1 статьи 508, пункта 1 статьи 511, статьи 521 Гражданского кодекса. В то же время судебная и арбитражная практика в этом вопросе неоднозначна. По большей части суды не рассматривают срок как существенное условие договора поставки (например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 марта 2017 г. № A29–1934 / 00e; Постановление ФАС РФ Западно-Сибирский округ от 25 мая 2016 г. № F04–3040 / 2016 (22831-A45–12); Постановление ФАС Приволжского округа от 8 сентября 2019 г. № А55–13550 / 2019–18; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 мая 2018 г. № F08–1814 / 2018). Однако есть примеры обратного (например: Постановление Федеральной антимонопольной службы по Волго-Вятскому округу от 13 декабря 2020 г. № А79–3412 / 01-СК2–2991) [6, c. 43].
Основным принципом исполнения договора поставки (ст. 309 ГК РФ) является принцип надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями договора и требованиями закона [3, c. 32].
Например, администрация подписала договор поставки строительных материалов на строительство многоквартирного дома. В ходе строительства девелопер выявил невозможность завершения строительства в сроки, установленные договором. В связи с этим стороны подписали дополнительное соглашение, по которому ввод объекта в эксплуатацию отложен, а также прекращена поставка строительных материалов.
Прокурор обратился в суд, который посчитал, что это дополнительное соглашение не соответствует требованиям Закона, и попросил признать соглашение недействительным. Суд первой инстанции в иске отказал. Эту позицию поддержал апелляционный суд.
Необходимо точно определить срок нарушения срока поставки товара, длительность неисполнения договорного обязательства, при выявлении существенного нарушения срока неисполнения абстрактные убытки подлежат компенсации, например, если вместо нарушенного договора поставки заключена другая сделка и цена товара соответствует текущей.
Итак, срок договора (ст. 425 ГК РФ) не следует отождествлять со сроком исполнения обязательств по договору (ст. 314 ГК РФ). Эти понятия не равнозначны, имеют разные юридические последствия и могут не совпадать. Срок исполнения обязательств — это период, в течение которого должно быть выполнено то или иное обязательство, предусмотренное договором.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; СЗ РФ. — 2019. — № 51 (часть I). — Ст. 7482.
- Андрющенко, И. В. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договора поставки в контексте общетеоретического исследования // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2016. — № 11.
- Белов, В. А. Об отдельных проблемных вопросах взыскания убытков по договору поставки железнодорожным транспортом // Вестник арбитражной практики. — 2016. — № 2. — С.54–64.
- Венедиктов, А. В. Государственная социалистическая собственность /А. В. Венедиктов. — М., 1988. — 543 с.
- Витрянский, В. В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформирования гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. -2012. -№ 1. — С.34–54.
- Денисова, М. О. Неустойку по договору поставки снизить может только суд // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. -2012.- № 2. — С.56–66.
- Дружинина, Л. Поставка: трудности квалификации // ЭЖ-Юрист. — 2016. -№ 14. –С. 48–58.