Инвестиционная привлекательность региона — это один из основных показателей, характеризующих уровень его развития. Применение новейших методов и подходов к оценке привлекательности региона и определение приоритетных направлений в развитии региона, на данный момент является актуальным. Для того чтобы более точно определить оценку инвестиционной привлекательности, необходимо разобраться в самом понятии.
Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].
Таким образом можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность — это привлекательность территории в целях вложения денежных средств и извлечения прибыли.
Практически каждый автор применяет в определении инвестиционной привлекательности следующие термины: факторы, условия, признаки, характеристики. В контексте указанного определения можно считать данные термины синонимичными и разделить их на следующие основные группы:
1) научно-исследовательский фактор;
2) фактор инвестиционного потенциала;
3) фактор инвестиционного риска.
Первый фактор, научно-исследовательский, отражает следующие показатели: развитие науки и инноватики, сферы культуры и образования, инфраструктурное развитие региона (инженерные сети, транспортное сообщение, наличие свободных площадок для ведения предпринимательской деятельности, автомобильные дороги), географическое положение, наличие и доступность природных ресурсов, показатель состояния экологии.
Фактор инвестиционного потенциала демонстрирует показатели экономической и социально-политической стабильности, степень взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства, систему льгот и институтов развития, предусмотренных для инвесторов, производственный и финансовый потенциал.
Одним из самых весомых факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность территории, является фактор инвестиционного риска. Для любого инвестора первоочередным вопросом при инвестировании, выступает вопрос возврата денежных средств и получения оптимального дохода. Поэтому важно изучить устойчивость региональной власти (политический аспект), экономических процессов в регионе (экономический аспект), уровни преступности (криминальный аспект), загрязнения окружающей среды (экологический аспект), напряженность регионального бюджета (финансовый аспект), совокупность налоговых льгот и ограничений (законодательный аспект), а также общественное мнение и взгляд населения по вопросу политических и экономических трудностей (социальный).
Тюменская область — несомненно, стратегически важный и в инвестиционном плане очень привлекательный регион Российской Федерации, отличающийся именно экономической и социальной стабильностью, наиболее высокими темпами роста объема выпуска промышленной продукции и, в частности, инвестиций в основной капитал. В настоящее время в Тюменской области имеются все нужные ключевые предпосылки для эффективного и активного международного экономического партнерства и привлечения инвестиций. По объему инвестиций на душу населения Тюменская область стабильно входит в десятку регионов-лидеров.
Основной нефтегазоносный район России и один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, который также занимает 3-е место в «рейтинге социально-экономического положения регионов России» и 2-е место по масштабу экономики в России. Большая часть российской нефти добывается в Югре, газа — в Ямало-Ненецком автономном округе.
Также Тюменская область представлена крупнейшими в Российской Федерации запасами торфа (2,6 млрд. тонн). Запасы древесины в Тюменской области оцениваются в 924 млн. кубометров, потенциально возможный объем заготовок составляет 15,6 млн. кубометров в год. Запасы лечебных минеральных вод составляют 25 тыс. кубометров в сутки), на юге области открыты более десяти термальных (горячих) источников. В Тюменской области представлены значительные запасы строительного песка (442 млн. кубометров), глины (397 млн. кубометров).
Немаловажное ресурсное значение имеет качество автомобильных дорог. По данному направлению в Тюменской области по данным статистки наблюдаются следующие показатели: за десять лет построено и реконструировано 500 км региональных и муниципальных дорог, 47 мостов, 21 транспортная развязка, отремонтировано более 4 тысяч километров дорог регионального и местного значения. На протяжении нескольких лет Тюменская область является лидером по объемам ввода жилья в расчёте на одного человека. Данный показатель стабильно превышает общероссийский и показатель по Уральскому федеральному округу в 1,5-2 раза [2].
Таким образом, необходимо отметить положительную динамику развития инфраструктуры Тюменской области за последние десять, а значит и по финансовому потенциалу в целом. На положительное развитие этих факторов также указывает реализация 49 крупных инвестиционных проектов в Тюменской области в последние пять лет, в том числе с участием иностранных инвесторов. Например, такие проекты, как:
— строительство завода «Тобольск-Полимер» (комплекс по производству пропилена дегидрированием пропана и полипропилена мощностью 500 тысяч тонн), инвестором выступила компания «Сибур», объём инвестиций составил 67,3 млрд. рублей, создано 376 новых рабочих мест;
— завод «Шлюмберже» (производство электропогружных центробежных насосов, комплектующих для перфораторного оборудования), инвестором выступила французская компания Schlumberger («Шлюмберже́»), объём инвестиций составил 4,2 млрд. рублей, создано 700 новых рабочих мест;
— «Бейкер Хьюз», (производство нефтепогружного силового кабеля), инвестором выступила американская компания «Baker Hughes» объем инвестиций составил 1,5 млрд. рублей, создано 150 рабочих мест [3].
По истории Тюменской области можно наблюдать, как активные действия правительства по улучшению инвестиционной привлекательности приводили к увеличению прироста инвестиций более чем на 110 % ежегодно.
В 2021 году Агентство стратегических инициатив (далее — АСИ) объявило итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и Тюменская область заняла третью позицию рейтинга, совершив значительный рывок, по сравнению с 2020 годом — 12 место [4].
Инвестиционная привлекательность субъекта РФ складывается не только из таких факторов, как: наличие природных ресурсов и стратегически выгодное географическое положение. Для инвестора основными показателями успешного развития территории является возможность ведения бизнеса по наиболее упрощенной его модели, с минимизацией предпринимательских рисков, с наличием различных форм и видов поддержки со стороны государства и субъекта, с наименьшим количеством различных регламентирующих процедур при строительстве объектов и их подключении к коммуникациям.
Рассмотрим подробно данные инструменты, применение которых, в том числе, привело Тюменскую область к первой позиции в Национальном рейтинге.
1) Налоговые льготы.
— Законом Тюменской области от 31.03.2015 № 20 «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области» установлены налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей до 2020 года.
— снижение региональной части налога на прибыль;
— снижение ставки по налогу на имущество организаций (0 % до трех лет с момента ввода в эксплуатацию при объеме инвестиций от 300 млн. рублей для всех категорий обрабатывающих отраслей промышленности);
— предоставление льгот по земельному и транспортному налогу.
2) Финансовая поддержка также представлена комплексом различных мер:
— возмещение части затрат по инфраструктурно-инженерному обустройству до 50 %;
— лизинг по льготной ставке 3 %;
— субсидирование первого взноса по лизингу оборудования (до 50 % от стоимости оборудования) и процентной ставки по лизинговым платежам, а также процентной ставки по кредитам;
— инвестиционные замы под 3 %;
— займы под 0 % для резидентов индустриальных парков Тюменской области.
3) Административное сопровождение.
— Правительством Тюменской области совместно с органами власти в муниципальных образованиях региона сформированы проектные команды в 26 муниципальных образованиях Тюменской области (за каждым муниципалитетом закреплены ответственные сотрудники от Правительства региона и Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» для совместной работы по развитию экономики муниципалитетов);
— определены конкретные проекты, которые могут сдвинуть и активизировать муниципальную экономику, выбраны площадки для их реализации;
— разработаны планы совместных действий по определению инвесторов и запуску этих проектов;
— организована ежедневная работа проектных команд по реализации планов.
4) Ресурсное обеспечение.
Наиболее частые вопросы возникают у инвестора по наличию площадок для размещения предприятия или производства при реализации инвестиционного проекта. В этой связи органами власти Тюменской области ресурсному обеспечению будущих проектов уделяется значительное внимание. Так, сформирован областной реестр инфраструктурных площадок для реализации инвестиционных проектов, включающий предложения по возможным земельным участкам для ведения бизнеса во всех двадцати шести муниципальных образованиях области. Наряду со стандартной процедурой предоставления земельных участков по итогам проведения аукционов на право аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в Тюменской области возможно проведение процедуры предоставления земельного участка без торгов. Такой вариант возможен при признании инвестиционного проекта масштабным. Масштабный инвестиционный проект — проект, соответствующий критериям, установленным Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».
5) Работа с муниципальными образованиями.
Важным фактором положительных изменений в показателях Национального рейтинга является построение комплексной работы на муниципальном уровне. В качестве примера можно привести опыт Тюменской области в данном направлении. Работа органов власти по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в Тюменской области строится по системе «7 шагов». Данная система была представлена Губернатором Тюменской области на пятнадцатом Сочинском инвестиционном форуме в 2016 году.
Таким образом, в Тюменской области представлен целый комплекс мероприятий, предпринятых органами власти Тюменской области в целях развития инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата, привлечения инвесторов.
Однако имеются и возможные точки роста инвестиционной привлекательности Тюменской области.
- Большой инвестиционный потенциал Тюменской области заложен в сфере развития туризма. Данная точка роста представлена практически в каждом муниципальном образовании Тюменской области, но не раскрыта в полной мере.
- Реализация различных проектов в сфере сельского хозяйства актуальна в настоящее время. Необходима кооперация крестьянских хозяйств и субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих проекты в сфере сельского хозяйства. Согласно официальным данным статистики в Тюменской области более трети населения живет в сельской местности. Развитие агропромышленного комплекса также является основой стабильности и социально-экономического развития деревень и сел региона.
- В Тюменской области имеется обширная научно-техническая база, удобное географическое положение, близкое расположение нефтегазовых промыслов. Также в настоящее время государство предпринимает ряд мер по импортозамещению продукции для нефтегазового комплекса. Таким образом, целесообразно наладить на территории Тюменской области производство высокотехнологичного подземного, скважинного оборудования и фонтанной аппаратуры. Одной из рыночных предпосылок реализации подобных проектов в масштабе Российской Федерации, является тот факт, что доля импорта такой продукции в стране составляет 65 %.
- Реализация проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства также может стать очередным вектором развития Тюменской области.
Рассмотренные возможные точки роста Тюменской области, можно также отнести к инструментам повышения инвестиционной привлекательности региона, развитию и улучшению инвестиционного климата, поддержанию благоприятной социально-экономической ситуации, сложившейся в Тюменской области на данном временном этапе.
Литература:
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. — Текст: электронный // Информационно правовой портал Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/12114699/ (дата обращения: 06.12.2021).
- Инвестору о Тюменской области. — Текст: электронный // Инвестиционное агентство Тюменской области: [сайт]. — URL: https://www.iato.ru/investoru/o-tyumenskoy-oblasti/ (дата обращения: 06.12.2021).
- Реестр инвестиционных проектов России [сайт]. ‒ URL: https://investprojects.info (дата обращения: 02.12.2021).
- Национальный инвестиционный рейтинг [сайт]. ‒ URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 02.12.2021).