Возникновение мировых финансовых кризисов выявило несовершенство систем регулирования финансового рынка как на национальном, так и на наднациональном уровне, в связи с чем возникает необходимость преобразований, построения более эффективных механизмов и инструментов регулирования деятельности банков, соответствующих требованиям современной экономики и новым наднациональным стандартам. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть Центральный банк России как мегарегулятор финансового рынка. Поставленная цель определила необходимость решения следующей задачи: разработать рекомендации по совершенствованию деятельности в области мегарегулирования. Исследование базируется на использовании таких методов, как системный подход, анализ и синтез, математическое моделирование. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами повышения эффективности банковской деятельности. Информационной базой исследования являются данные Международного валютного фонда, Базельского комитета, Банка России.
Основные выводы по результатам исследования:
—предлагается на микропруденциальном уровне использовать непрямое регулирование менее значимых банков с использованием SSM, на макропруденциальном уровне — прямое регулирование значимых системных банков с поддержкой ЕЦБ в формате SSM;
—предлагается учитывать императивный уровень регулирования, уровень интеграционных объединений и наднациональный уровень;
—определены особенности применения наднациональных стандартов в ЕС и ЕАЭС, учитывающие имплементирующее законодательство регионов в форме технических исполнительных мер, координацию регулирующих и надзорных органов с упором на более высокий уровень сотрудничества между национальными надзорными органами; контроль за соблюдением и исполнением законодательства;
—обозначены возможности внедрения наднациональных стандартов регулирования банковской деятельности для России — проведение регулярного мониторинга; расширение области применения современных финансовых технологий при осуществлении регулирования и надзора, анализе рисков и т. д.;
—на основании методов пространственного моделирования комплекс институциональных инструментов, формирующих нормативную основу национальной банковской политики во взаимосвязях с внешней средой, предлагается использовать систему программно-целевых и регуляторных документов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования . Возникновение мировых финансовых кризисов выявило несовершенство систем регулирования финансового рынка как на национальном, так и на наднациональном уровне, в связи с чем возникает необходимость преобразований, построения более эффективных механизмов и инструментов регулирования деятельности банков, соответствующих требованиям современной экономики и новым наднациональным стандартам.
Постепенно стандартами наднационального регулирования стала охватываться и деятельность банков, платежных и расчетных систем, рынка ценных бумаг, а также практика страхования вкладов и некоторые иные виды деятельности и процессы. Рассматриваемые стандарты в основном затрагивали вопросы микроуровня (регулирования деятельности определенных финансовых институтов с целью обеспечения защиты интересов индивидуальных заемщиков, вкладчиков и инвесторов).
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос создания эффективных механизмов и инструментов регулирования финансового рынка на мегауровне.
Проведенное исследование и обобщение имеющихся данных отображает, что теоретически недостаточно разработаны качественные изменения используемых механизмов и инструментов мегарегулирования финансового рынка, что в свою очередь предопределило выбор цели и задач настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам ужесточения требований к деятельности банков со стороны регулирующих органов в условиях роста финансовых и операционных рисков посвящены работы Ф. Алена, А. Бегера, Р. Херринга. Проблемам внедрения в банках новых механизмов и инструментов регулирования их деятельности посвящены работы Г. Гизе, А. Дервиза, М. Труссара, Г. Шульте-Маттлер.
Проведенное исследование и обобщение имеющихся данных отображает, что теоретически недостаточно разработаны качественные изменения используемых механизмов и инструментов мегарегулирования финансового рынка, что в свою очередь предопределило выбор цели и задач настоящего исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть Центральный банк России как мегарегулятор финансового рынка.
Поставленная цель определила необходимость решения следующей задачи: разработать рекомендации по совершенствованию деятельности в области мегарегулирования.
Объектом исследования выступают финансово-экономические отношения, связанные с регулированием финансового рынка.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты Центрального банка России как мегарегулятора финансового рынка.
Методологическая основа исследования. Исследование базируется на использовании таких методов, как системный подход, анализ и синтез, математическое моделирование.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами повышения эффективности банковской деятельности.
Информационной базой исследования являются данные Международного валютного фонда, Базельского комитета, Банка России.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— на основе изучения теоретических аспектов и концептуальных основ стандартов регулирования финансового рынка разработан механизм мегарегулирования рынка и проведена оценка эффективности предлагаемого механизма;
— предлагается ряд модификаций механизма, разработанного В. Данильченко, И. А. Зубрицкой, К. В. Якушенко.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в предложении организационно-экономического механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе раскрытия современных проблем мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка определены актуальные тенденции формирования механизма мегарегулирования применительно к России.
Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в области мегарегулирования
В рамках рекомендаций по совершенствованию деятельности в области мегарегулирования предлагается организационно-экономический механизм мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка в России.
К институциональным субъектам механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка относятся: органы наднационального регулирования, уполномоченные государственные органы (Министерства и ведомства), банковские организации, организации инвестиционной экосистемы, а также организации системной интеграции.
К объектам организационно-экономического механизма относятся виды банковских услуг, инвестиции, используемые организациями на внутреннем и внешнем рынках.
Внешними факторами, влияющими на развитие организационно-экономического механизма, являются:
— технико-технологические средства глобальных мегатрендов;
— спрос на продукцию банковской отрасли на внутреннем и внешнем рынках;
— др.
К внутренним факторам, препятствующим развитию организационно-экономического механизма, относятся:
— противостояния преобразованиям банковской отрасли (человеческий фактор);
— потенциальные угрозы экономической безопасности;
— ограниченные ресурсы банковских организаций банковской отрасли;
— низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли и т. д.
Цели и задачи организационно-экономического механизма определены следующими принципами: целенаправленность, системность, адаптивность, комплексность, инновационность, согласование интересов субъектов организационно-экономического механизма.
Структура организационно-экономического механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка включает три уровня: наднациональный; национальный; корпоративный.
Институциональная среда наднационального уровня организационно-экономического механизма адаптации производителей и покупателей машиностроительной продукции формируется на основе современного нормативно-правового института развития Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) и базируется на нормативных документах, принятых Высшим евразийским экономическим советом, которые основаны на следующих стратегиях создания цифрового пространства ЕАЭС:
— общее видение, стратегия и политика для повестки ЕАЭС;
— укрепление «аналоговых» основ (управление и институты, правовые вопросы, навыки и предпринимательство);
— построение инфраструктуры и общих инвестиционных платформ;
— внедрение инвестиционных решений для отраслевой, межотраслевой и правительственной трансформации.
Разработанная структура организационно-экономического механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка (наднациональный уровень) предоставит банковским организациям институциональные инструменты, такие как:
— системы межведомственного взаимодействия стран;
— организации банковской отрасли;
— организации инвестиционной экосистемы (интеграционная цифровая платформа, интеграционные шлюзы, интеграционная цифровая сеть для привлечения инвестиций);
— функциональные и обеспечивающие системы.
С целью эффективного развития организационно-экономического механизма и обеспечения информационной поддержки со стороны интеграционного объединения, целесообразно расширение доступа банков через интеграционный шлюз к цифровой интеграционной платформе для ЦБ РФ, АСВ для усиления межведомственного равноправного взаимодействия и гармонизации институциональных инструментов на уровне конкретной банковской организации.
Предлагаемый процессный подход к обеспечению организационно-экономического механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка на наднациональном уровне предполагает дальнейшее развитие функциональных и обеспечивающих подсистем интеграционного объединения, которые должны включать: интеграционную цифровую платформу, обеспечивающую информационную связность формирующихся инвестиционных экосистем; нормативно-справочную базу реестров и регистров продуктов банковских организаций банковской отрасли и сопроводительных документов; статистику и анализ межстрановых экономических показателей; управление проектами и программами; анализ рисков; историю судебного делопроизводства; специализированный документооборот; информацию о таможенном тарифном и нетарифном регулировании; возможность технического регулирования процессов; гарантии обеспечения информационной безопасности; проведение мониторинга и управления и др.
Данные инструменты могут использоваться на уровне конкретной банковской организации. Реализация механизма связана с необходимостью предоставления конвергентных стандартов регулирования и надзора. Эта структура включает четыре уровня принятия решений:
— Уровень 1: законодательство, устанавливающее законодательные принципы и возможности решения вопросов ЕАЭС в соответствии с законодательной процедурой ЕАЭС, известной как совместное решение.
— Уровень 2: имплементирующее законодательство в форме технических исполнительных мер, которые должны быть направлены на обеспечение высокой степени гармонизации и гибкости нормативной базы.
— Уровень 3: координация регулирующих и надзорных органов с упором на более высокий уровень сотрудничества между национальными надзорными органами.
— Уровень 4: контроль за соблюдением и исполнением, предназначенный для обеспечения более строгого соблюдения законов ЕАЭС.
Реализация механизма наднационального регулирования осуществляется при условии применения следующих элементов: единые правила, включая подробные технические стандарты («единый свод правил»); единый механизм банковского надзора; единый механизм санации банков; единая схема страхования вкладов; и обычная фискальная поддержка для санации банков, и страхования вкладов.
Информационное обеспечение организационно-экономического механизма и формирование институциональной среды происходит путем обмена информацией с интеграционным объединением через интеграционный шлюз, который подключается к национальной системе межведомственного взаимодействия по вопросам инвестиций.
Институциональные инструменты организационно-экономического механизма на национальном уровне коррелируют с институциональными инструментами наднационального уровня и распределены по группам в соответствии со спецификой их воздействия на социально-экономические отношения субъектов механизма:
— корректирующие и формирующие институциональную среду, способствующую регулированию банков в РФ;
— утверждающие и распространяющие новые эффективные формы контрактов между субъектами;
— создающие и распространяющие новые эффективные формы взаимодействия между субъектами в области регулирования банков.
Эффективные формы взаимодействия между субъектами организационно-экономического механизма трансфера рассматривается как сбалансированная система интересов государственных и частных банковских организаций, которые согласовываются с помощью институциональных инструментов государственного регулирования. Эффективное согласование экономических интересов государственных и частных банков при осуществлении мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка будет способствовать масштабному внедрению технико-технологических средств глобальных мегатрендов в производственную деятельность народного хозяйства и расширению сектора банковской отрасли за счет активизации государственно-частного партнерства посредством перераспределения бюджетных ресурсов и льготного кредитования между субъектами финансового рынка.
Автором данного исследования предлагается ряд модификаций предложенного В. Данильченко, И. А. Зубрицкой, К. В. Якушенко механизма. На основании методов пространственного моделирования комплекс институциональных инструментов, формирующих нормативную основу национальной банковской политики во взаимосвязях с внешней средой, автор данного исследования предлагает формализовать в виде трехуровневой пирамиды.
Верхний уровень пирамиды образует «Стратегия развития банковской отрасли РФ», который является программно-целевым документом. Стратегия содержит оценку предполагаемого эффекта от выполнения постановлений и решений на наднациональном уровне, отраженных в нормативно-правовых документах, принятых промышленным департаментом Евразийской комиссии, а также влияние системных программных документов (Государственная программа развития банковской отрасли РФ), принятых на национальном уровне.
Основные целевые индикаторы при этом формулируются с точки зрения совокупной факторной производительности, уровня научно-технических компетенций, доли наукоемкой продукции в добавленной стоимости и сравнительной эффективности.
Второй уровень структуры представлен Программами трансформации банковской отрасли, которые построены на международных стандартах трансформации банковской деятельности с расстановкой приоритетов внедрения технико-технологических средств по отраслям и на основании мониторинга мирового опыта банковского развития.
Третий уровень регуляторной политики предполагает разработку перспективных планов трансформации банков и задач для платформы «Обобщенные модули трансформации банковской деятельности» как симбиоза интерактивного взаимодействия информационно-коммуникационных, научных и научно-технических субъектов с производственными и образовательными организациями в рамках мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка и создания готовых решений и обобщенных модулей в соответствии со стратегическими и тактическими задачами национальной политики в банковской отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом за последние годы деятельность Банка России в качестве мегарегулятора показывает неплохие результаты. На текущем этапе сравнительно интенсивно и длительно осуществляется санация и централизация все денежно-кредитной системы. Приведенные в работе официальные данные Банка России позволили наглядно увидеть воздействие используемых инструментов на развитие экономики страны в целом.
К институциональным субъектам механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка относятся: органы наднационального регулирования, уполномоченные государственные органы (Министерства и ведомства), банковские организации, организации инвестиционной экосистемы, а также организации системной интеграции.
К объектам организационно-экономического механизма относятся виды банковских услуг, инвестиции, используемые организациями на внутреннем и внешнем рынках.
Внешними факторами, влияющими на развитие организационно-экономического механизма, являются: технико-технологические средства глобальных мегатрендов; спрос на продукцию банковской отрасли на внутреннем и внешнем рынках и др. К внутренним факторам, препятствующим развитию организационно-экономического механизма, относятся: противостояния преобразованиям банковской отрасли (человеческий фактор); потенциальные угрозы экономической безопасности; ограниченные ресурсы банковских организаций банковской отрасли; — низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли и т. д.
Цели и задачи организационно-экономического механизма определены следующими принципами: целенаправленность, системность, адаптивность, комплексность, инновационность, согласование интересов субъектов организационно-экономического механизма.
Структура организационно-экономического механизма мегарегулирования ЦБ РФ финансового рынка включает три уровня: наднациональный; национальный; корпоративный.
При проведении оценки эффективности наднационального регулирования были оценены инвестиции в наднациональное регулирование, которые на основе модели оказывают существенное влияние на выручку банковских организаций в РФ.
Основные выводы по результатам исследования:
— предлагается на микропруденциальном уровне использовать непрямое регулирование менее значимых банков с использованием SSM, на макропруденциальном уровне — прямое регулирование значимых системных банков с поддержкой ЕЦБ в формате SSM;
— предлагается учитывать императивный уровень регулирования, уровень интеграционных объединений и наднациональный уровень;
— определены особенности применения наднациональных стандартов в ЕС и ЕАЭС, учитывающие имплементирующее законодательство регионов в форме технических исполнительных мер, координацию регулирующих и надзорных органов с упором на более высокий уровень сотрудничества между национальными надзорными органами; контроль за соблюдением и исполнением законодательства;
— обозначены возможности внедрения наднациональных стандартов регулирования банковской деятельности для России — проведение регулярного мониторинга; расширение области применения современных финансовых технологий при осуществлении регулирования и надзора, анализе рисков и т. д.;
— на основании методов пространственного моделирования комплекс институциональных инструментов, формирующих нормативную основу национальной банковской политики во взаимосвязях с внешней средой, предлагается использовать систему программно-целевых и регуляторных документов.
Литература:
- Авакьян СА. Конституционное правоприменение: некоторые проблемы теории и практики. Юридический вестник ДГУ, 2018. том 28, № 4. С. 122–125
- Андрианов К. Н., Чернышева Т. К., Марков А. К. Денежнокредитная политика Центрального банка и развитие российской экономики // Вестник Екатерининского института. 2020. № 2 (50). С. 4–12.
- Андрюшин С. А. Денежно-кредитная политика Центральных банков в условиях и после COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 223–234.
- Андрюшин С. А. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях и после COVID-19 //Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 223–234.
- Балашев Н. Б., Фельдшер А. В. Результаты таргетирования инфляции в России к концу 2020 года // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11–3. С.93–96
- Банк России // Цели и принципы денежно -кредитной политики — Режим доступа: https://www.cbr.ru/dkp/obiective and principles/
- Воронина Ю. С. Влияние процентной политики Центрального банка на кредитную политики коммерческих банков // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 12. С. 7–13.
- Гордиенов, О. Е. Эволюция инструментов денежно-кредитного регулирования экономики / О. Е. Гордиенов / Вестник Омского университета. Серия «Экономика» — Омск, 2017. — №. 4. — С. 26–33.
- Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Консультант Плюс: справочная правовая система: [сайт]. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 31.05.2021).