Сущность понятия «познавательное развитие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 6942 раза

Библиографическое описание:

Румянцева, Н. В. Сущность понятия «познавательное развитие» / Н. В. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86150/ (дата обращения: 21.11.2024).



Познавательное развитие детей дошкольного возраста — одно из самых важных направлений в педагогике, которое направлено на развитие личности всесторонней, любознательной. Говоря про познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста, мы подразумеваем развитие всех сфер личности ребенка с помощью познания себя, других людей, природу, животных и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день ФГОС под познавательным развитием подразумевает «развитие любознательности, познавательной деятельности, интересов детей во всех сферах жизни; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности, воображения и фантазии; формирование первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях (цвет, форма, материал и т. д.), о своей малой Родине, представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме всех живущих людей, об особенности ее происхождения, природы, многообразии стран и народов мира» [5].

Начиная с дошкольного возраста в ребенке формируются все важные качества его личности, происходит становление и развитие большинства способностей детей. По мере взросления ребенка личность внутри него растет, развивается, двигается, получает больше опыта, а значит все становления его личности будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из особо важных способностей ребенка — способность к познанию. Зачастую, ребенок учится и развивается с помощью предметов окружающего мира, а только потом на опыте, перенятым от взрослых (родителей или педагогов). Задача педагогов использовать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий. Необходимо развивать у ребенка познавательный потенциал, дать возможность ребенку с помощью взрослого найти информацию. Все это нужно для того чтобы развить познавательный потенциал дошкольника, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно добывать информацию, чтобы использовать ее в различных жизненных ситуациях. Исходя из задач познавательного развития в дошкольном возрасте, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательный процесс дошкольник должен быть ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Взаимодействие между педагогом и ребенком должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на познавательную активность, интерес к познанию, на реализацию познавательных задач дошкольника. Нужно сделать все, чтобы познавательный процесс ребенка шел непринужденно и увлекательно, но в тот же момент ребенок с удовольствием принимал нужную информацию и находил ее самостоятельно с помощью любых источников окружения. Познавательная самостоятельность — вот, что должно сформироваться у ребенка, необходимо, чтобы дошкольник сам проявлял инициативу познавать, тогда познавательный процесс станет интереснее и легче как для самого дошкольника, так и для педагога.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин и др.

В педагогике познавательному развитию детей особую роль уделял Я. А. Коменский. В основе своей книги «Материнская школа» Ян Амос положил принцип энциклопедичности знаний: он считал, что ребенок воспринимает мир целостно, не ограничиваясь какими-либо отдельными сторонами действительности. Он говорил о том, что «знания детей должны быть разнообразными и считал, что познавательное развитие — это естественное стремление детей к познанию» [2, с. 76].

Л. С. Выготский в рамках культурно-исторической теории считал, что познавательное развитие представляет собой взаимное сотрудничество между неопытным ребенком и опытным педагогом, который организует учебный процесс. «Идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка» [1, с. 180].

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития которого следует:

— развивать творческие способности и воображение детей, создавать для этого условия;

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

Можно выделить условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников — это создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Следует не допускать факторы, которые тормозят развитие детской познавательной активности:

— авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;

— угроза наказания за неуспешное действие;

— оценочный подход к действиям и личности ребенка;

— постоянная критика в адрес ребенка;

— эмоциональное отвержение ребенка;

— отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе

«Ж. Пиаже предполагает под познавательным развитием — процесс постепенного понимания человеком окружающей действительности, а приобретение знаний как эволюционный процесс, который является средством достижения адаптации» [4, с. 38].

«Как считает Ж. Пиаже, темпы познавательного развития ребенка определяются:

— уровнем его активности, степенью созревания нервной системы;

— опытом его взаимодействия с воздействующими на него объектами внешней среды;

— языком и воспитанием.

Таким образом, исходя из теории Ж. Пиаже, все дети по-разному проходят все стадии познавательного развития, но результат, полученный на каждом уровне будет отличаться у всех детей, так как способы прохождения уровней у всех детей протекают по-разному в зависимости от того, насколько ребенок развит интеллектуально и как это скажется в различных условиях развития интеллектуальных достижений» [4, с. 38].

Ориентацией образовательного процесса на познавательное развитие можно рекомендовать исследовательскую или проектную деятельность. Именно такая деятельность сможет способствовать активизации направления ребенком на возможность достижение познания самостоятельно, добывая информацию через различные источники.

В тоже время Л. В. Трубайчук считает, что «под познавательным развитием принято понимать раскрытие ребенком познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем» [3, с. 157].

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становлением личности ребенка, его познавательной культуры и образованности. В связи с этим, познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста становится приоритетным направлением в педагогической деятельности воспитанников. Этот возраст самый лучший для познания, в этом возрасте у ребенка просыпается интерес к окружающим его предметам, расширяется кругозор и интеллект ребенка.

Познавательное развитие способствует формированию общего развития ребенка: развиваются устойчивые личностные качества ребенка, такие как, интеллект, познание, нравственность. Мир, который видит дошкольник прекрасен, необъятен и велик, ребенка интересует все, но ему сложно понять взаимодействия предметов между собой и их взаимосвязи. В среднем дошкольном возрасте у ребенка просыпается интерес к живой и неживой природе, к познаниям о своем родном крае. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Нельзя анализировать познавательное развитие ребенка, не учитывая его индивидуальность и особенность личности. Л. С. Выготский говорил: «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши побуждения и интересы, наши эмоции и аффекты» [1, с. 128]. Как только раскрывается «аффективная и волевая тенденция» ребенка, только в том случае можно понять особенности его познавательного развития.

Запорожец А. В., Божович Л. И. отмечали, что с окончанием дошкольного периода развитие ребенка усовершенствуется, становится целой системой взаимосвязанных качеств мыслительной деятельности, улучшается аналитико-синтетическая, познавательная деятельность, заметно качество приобретения новых личностных сфер деятельности, включая познавательные интересы.

Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основу входят все естественные реакции ребенка на те или иные жизненные ситуации: на изменение предметно-пространственного мира, на изменение обстановки, появление в помещении или на улице чего-то яркого, красочного, эмоционально-привлекательного. Проявляется интерес к обществу, к сверстникам, взрослым людям. Занков Л. В. писал о том, что «мыслительные процессы на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта» [9, с. 122].

Любопытство является источником появления любознательности. Так у ребенка со временем формируется любознательность и у ребенка появляются новые вопросы, ребенок стремится проникнуть за пределы увиденного, представить картину в еще более ярких красках. Вопросы ребенка направлены на существенные характеристики предмета и объекты окружающего мира.

В познании выделяются два компонента, которые взаимосвязаны между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. К первому компоненту относится: интерес ребенка к окружающему миру, способ получения информации для устойчивого познания ребенка, переработка ребенком полученной информации, сбор и систематизация полученной информации.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познание является само отношение ребенка к информации. Дети больше всего хотят познавать то, что им больше всего интересно и то к чему они хорошо относятся. Если дети плохо к чему относятся они категорически не хотят воспринимать информацию, а значит познавать что-либо.

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной деятельности ребенка. Познавательное развитие подразумевает развитие всех психических процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Они называются познавательными процессами. К ним относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Л. С. Выготский показал, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет логику своего развития и преобразуются путем интеграции в высшую психическую функцию, которая носит произвольный характер. Если ребенку интересен сам конечный результат, на который нацелена его деятельность и ему понятны все приемы познавательной деятельности, то произвольность в психической сфере формируются легче и быстрее.

Рассмотрим такие понятия, как восприятие, внимание, воображение.

Восприятие — это познавательный процесс, в ходе которого человек получает информацию о каком-либо предмете. Информация поступает в головной мозг через органы чувств, после чего у человека формируется целостный образ воспринятого предмета. По мнению Запорожца А. В. можно выделить следующие положения о развитии восприятия у детей в процессе деятельности:

— восприятие — культурно-обусловленный процесс, который связан с освоением системы сенсорных эталонов;

— восприятие дошкольника носит деятельностный характер и характеризуется применением ребенком сенсорных эталонов в процессе выполнения системы перцептивных действий.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Психолог Р. С. Немов отмечает, что «развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или отдельным свойствам, в частности — повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объема. Под развитием внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам от врожденных к приобретенным его видам» [8, с. 118]. Особенностью внимания является то, что оно существует в процессе осуществляемых человеком действий, например, когда ребенок не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания».

Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.

В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности».

Е. Е. Кравцова считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции:

— опора на наглядность,

— использование прошлого опыта,

— особая внутренняя позиция.

Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

H. Е. Веракса пришел к выводу, что «индивидуальные особенности развития познавательной сферы детей обусловлены спецификой средств, которые дошкольники осваивают в различных видах деятельности». Кроме этого, Н. Е. Веракса считает, что «индивидуальная траектория познавательного развития ребенка дошкольника в значительной степени может быть гармонизирована в ходе специально организованной образовательной работы» [6, с. 73].

Литература:

1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. — 379 с.

2. Коменский, Я. А. Ян Коменский: Учитель учителей. Избранное / Я. А. Коменский. — М.: Карапуз. — 2008. — 288 с.

3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.

4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже [пер. с фр.]. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с. — Доп. тит. л. фр., англ. — Библиогр.: с. 646- 659. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. № 1155 г. Москва.

6. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М.: Мозайка-Синтез. — 2014

7. Люблинская, А.А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская. — М.: «Просвещение». — 1971.

8. Немов, Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р. С. Немов. — М.: Просвещение. — 1990. — 324с.

9. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л. В. Занков. — Москва: Знание, 2007. -162 с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательное развитие, дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, интерес, информация, образовательный процесс, познавательное развитие детей, познание, дошкольное детство.


Задать вопрос