Ювенальная юстиция в Швейцарии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 3563 раза

Библиографическое описание:

Добрынина, О. А. Ювенальная юстиция в Швейцарии / О. А. Добрынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4572/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ювенальная юстиция – это правосудие по делам несовершеннолетних, включающее в себя особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов, а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей[1. с.845].

В наши дни отношение к этому правовому институту неоднозначное. С одной стороны, к малолетним преступникам как к особой группе граждан и подход нужен особенный. Дети больше подвержены влиянию, более доверчивы и порой не понимают, что совершают преступление. Долг государства – защитить их и помочь исправиться. Но с другой стороны, из-за того, что зло причинил ребенок, оно не становится автоматически меньше. Многие специально пользуются своим юным возрастом, и предоставляемыми в связи с этим поблажками, чтобы совершать преступления, при этом не нести серьезной ответственности. В этом случае защита нужна уже не детям, а то детей!

В этой статье я предлагаю Вам познакомиться с тем, как ювенальная юстиция организована в Швейцарии.

Если говорить о подходах, то швейцарцы занимают умеренную позицию: они не уделяют такого большого внимания к чисто процессуальным вопросам, как это происходит, например, во Франции, главное – личность преступника. В Швейцарии существует система социальных работников, психологов и других специалистов по работе с несовершеннолетними. В то же время, система швейцарской ювенальной юстиции строится на учете интересов не только ребенка, но и потерпевших.

Система судов для несовершеннолетних появилась в Швейцарии довольно давно. Изначально, развитие этой системы шло в разных частях страны по-разному: в кантонах французской Швейцарии была создана автономная ювенальная юстиция, в «немецкой» – функции судов по делам несовершеннолетних выполняли опекунские суды, в Женеве создавались специализированных составы судей. [2.]

В настоящее время существует единая для всех кантонов система. Она, прежде всего, основывается на положениях Конвенции ООН о правах ребенка. Швейцария подписала эту Конвенцию в 1997 году, но с некоторыми ограничениями. Согласившись с запретом на применение высшей меры наказания в отношении детей, пыток, издевательств, унизительных действий, она не приняла, в частности, статью 40 и некоторые другие. Что касается внутреннего швейцарского законодательства, то его можно поделить на общегосударственное и кантональное. Основополагающие принципы и документы, например УК, относятся к компетенции конфедерации, а все, что касается процедуры, мер пресечения, мер наказания – к компетенции кантонов. Иными словами, система нормативно-правовых актов, регулирующих ювенальную юстицию, в Швейцарии выглядит следующим образом: во главе – Уголовный Кодекс 1937 года, а наряду с ним существуют 27 процессуальных Кодексов, которые регулируют свои вопросы в каждом отдельном кантоне.

Сейчас уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 10 лет (ранее минимальный возраст субъекта преступления был 7 лет, практика показала, что ранее 10 лет случаи правонарушений, а тем более преступлений крайне редки). Ювенальные суды рассматривают преступления, совершенные человеком до наступления 20-и летнего возраста. То есть, на скамье подсудимых может оказаться и 21-летний, если он нарушил закон, скажем, в 18- 20 лет или ранее.

Каждое, совершенное подростком, преступление должно быть исследовано в особом порядке.

После совершения преступления в судьбу ребенка вмешивается один из следующих органов: ювенальный судья, административные органы или учреждения частной сферы.

Рассмотрим вышесказанное более подробно. Суд является основным органом, рассматривающим дела малолетних преступников. Для того, чтобы начать судебное разбирательство, преподаватель, воспитатель, прокурор или любое другое лицо, должны сообщить судье о факте нарушения закона несовершеннолетним. Судья рассматривает это сообщение и, в зависимости от его серьезности, принимает решение, в соответствии с которым, несовершеннолетний должен предстать перед ним немедленно (у ребенка нет права прийти в другой день или опоздать) или в течение определенного срока (м.б. неделя, месяц и т.д.). Для судьи крайне важно рассмотреть доводы потерпевших, мнение сотрудников опеки и других лиц, которые могут дать характеристику ребенка, а также объяснение самого «виновника торжества». Если преступление или правонарушение действительно имеет место быть, то судья возбуждает следствие и уведомляет об этом прокуратуру, органы опеки и другие государственные органы.

Судьи тесно взаимодействуют с административными органами и учреждениями частной сферы. Если судья считает, что причина совершенного преступления или правонарушения находится в обстановке в семье, отношениях с родителями или климатом в семье, он может принять решение воспитательного характера. [3. с. 67]Такое решение приводится в исполнение административными органами (в каждом кантоне собственный орган, общешвейцарского не существует), которые имеют в своем штате социальных работников и наделены определенными полномочиями. Кроме социальных работников с несовершеннолетним работают психологи, психиатры, они должны представлять судье доклады об изменениях (или их отсутствии) в поведении ребенка. Судья устанавливает определенную периодичность таких докладов, но законом установлен минимум – не реже 1 раза в год. После того, как специалисты соберут всю необходимую информацию, они формируют досье несовершеннолетнего и передают его судье. На этом этап следствия заканчивается, и начинается судебное разбирательство.

Если же противоправное поведение ребенка вызвано его наркотической, токсической, алкогольной или иной зависимостью, судья обращается в учреждения частной сферы. Это специальные учреждения, в которых подсудимому будет оказана как психологическая и психиатрическая, так и медицинская помощь. После прохождения несовершеннолетним курса лечения, в ходе разбирательства, судья принимает решение: вернуть ребенка в семью или применить к нему определенные меры воздействия.

После проведения следствия, судья приглашает обвиняемого, его родителей или опекунов и потерпевшего. [3. с. 69]В присутствии всех этих лиц он объявляет приговор и дает по нему разъяснения.

В основном, швейцарские ювенальные судьи стараются завершить дело примирением сторон. Это возможно при наличии трех условий: признания вины, небольшой тяжести правонарушения и обоюдного согласия сторон на примирение. Данная процедура завершается подписанием специального соглашения, в котором предусматривается все от возмещения ущерба, до того, кто возьмет на себя судебные издержки.

Если же по характеру правонарушения или другим причинам примирение невозможно, то применяются меры наказания.

Во-первых, к несовершеннолетнему обязательно прикрепляют социального работника, который может осуществлять наблюдение или оказывать семье помощь в воспитании ребенка.

Наблюдение применяется, когда правонарушение не является серьезным. Они, как правило, вызваны недостатками воспитательного характера. Прикрепленный к семье соцработник периодически приходит и проверяет, как строятся взаимоотношения членов семьи, указывает на ошибки и помогает их исправить. Судья, кроме регулярных отчетов социальному работнику, может обязать родителей пройти курс бесед с психологом. Данный метод воздействия считается наиболее предпочтительным т.к. ребенок остается в семье и не лишается свободы, а кроме того, родители начинают более ответственно относиться к своим обязанностям по воспитанию.

Возможны случаи, когда простого посещения не достаточно, например, родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка и осознают это, но никаким образом не желают это исправить. Тогда, социальный служащий или воспитатель ведет более интенсивную работу непосредственно с ребенком. В этом и состоит главное отличие данной меры от предыдущей: при наблюдении основной упор делается на родителей, а они уже корректируют поведение детей, при оказании помощи в воспитании, поведение ребенка должно меняться под влиянием специалиста. Хотя, нельзя сказать, что в первом случае со стороны государства ребенку не уделяется внимание, а во втором – совсем не проводится работа с родителями. Объект и там, и там – несовершеннолетний, совершивший правонарушение и его семья (именно вместе). Важно в каждом конкретном случае выбрать подходящую меру воздействия, где-то родители могут исправить сложившуюся ситуацию, где-то – эту задачу выполняет соцработник.

Если данные меры по какой-то причине не имеют успеха или ведутся неэффективно, судья может принять решение об изъятии ребенка из семьи. Он помещается в приемную семью или, как в большинстве случаев, в специальное учреждение. Например, это могут быть:

  • Учреждения школьного типа

  • Специальные центры профессиональной подготовки (для лиц, старше 16)

  • Учреждения отдельной направленности (лечение наркомании, токсикомании и т.д.)

  • При медицинских учреждениях существуют отделения для подростков с психическими расстройствами [3. с. 71]Если состояние позволяет, то в отношении них проводятся и меры воспитательного характера. Чаше всего такой мерой становятся привлечение к общественно-полезным работам в той же больнице.

Во-вторых, несовершеннолетнего могут обязать пройти курс лечения, при этом, согласие родителей не имеет значения. Подросток или проходит его амбулаторно, или помешается в одно из указанных выше лечебных учреждений. В дополнение к данной мере, могут применяться наблюдение и содействие в воспитании.

В-третьих, практически всегда, виновный должен загладить материальный вред, причиненный преступлением. Это происходит путем уплаты штрафа (из собственного дохода ребенка вычитается определенная сумма) или выполнением работ в пользу потерпевшего.

Помимо всего выше сказанного, суд может наложить запрет на посещение определенных мест, например, клубы, другие увеселительные заведения или места, нахождение в которых будет способствовать развитию у ребенка криминальных черт. За соблюдением этого правила строго следят специальные органы и полиция.

И, наконец, последняя и самая суровая мера – лишение свободы. Она применяется крайне редко (и то, при ее назначении 8 из 10 случаев – условно), в исключительных случаях. Основанием ее назначения является совершение наиболее тяжких преступлений: убийство, изнасилование и вооруженное ограбление. Максимальный срок для несовершеннолетних преступников – 1 год, досрочное освобождение возможно через ½ назначенного срока.

Тюрем для несовершеннолетних, в нашем понимании, и швейцарцев нет, у них существуют, так называемые «воспитательные дома». Там могут содержаться лица до 25 лет, но все же, отдельно от тех, кому еще нет 18. Швейцария не признает полной изоляции детей-преступников от семьи. Во многих тюрьмах непосредственное заключение длится всего 14 дней: раз в две недели их отпускают на выходные, причем ездят туда без всякого сопровождения. Однако такое позволено далеко не всем. За время заключения они занимаются по общеобразовательной программе и осваивают одну из предлагаемых специальностей, зарабатывают деньги. Часть отдается на руки, а часть кладется на специальный счет в банке.

Несмотря на такие «мягкие» условия, побеги случаются очень редко [5.]


Литература:

  1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / А. Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 858с.

  2. Пиджаков А. Ю. Исторические корни ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – №1. – С. 2-4.

  3. Рива П. Профилактика преступности несовершеннолетних (опыт Швейцарии) // Материалы международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. – Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. – 66 – 74 с.

  4. Рива П. Презентация системы ювенальной юстиции в Швейцарии. Законодательная база осуществления ювенальной юстиции. // Материалы международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» / Под ред. Е.Л. Вороновой. – Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2002. – 32 – 57 с.

  5. Материалы сайта: http://newtimes.ru/articles/detail/25044



Основные термины (генерируются автоматически): швейцария, судья, ребенок, воспитательный характер, преступление, родитель, семья, учреждение, частная сфера, ювенальная юстиция.


Задать вопрос