Движения протеста в разных обществах имеют разную форму, с одной стороны можно наблюдать восстания, общественные протесты, а также революции, которые имеют корни в массовом обществе. В подобных обществах члены общества действуют автомотически (atomizer) и эта общественная автоматизация становится причиной выявления многочисленных кризисов, в том числе личных и общественных, в результате чего в таких обществах появляются каризматические лидеры. С другой стороны, протесты в цивилизованном обществе проявляются в цивилизованной форме. Подобного рода протесты являются прямой противоположностью массовым протестам массового общества. Цивилизованные протесты не преследуют своей целью полного свержения государства, а выступают за проведение реформ, что полностью противостоит массовым протестам, имеющим свергающий и резкий характер.
Необходимо отметить, что проведение исследований в области общественных кризисов и протестов является весьма сложным и обширным. Эти протесты в каждом обществе имеют разные особенности и меняются в зависимости от общества. В данной статье будет изучена взаимосвязь между цивилизованным и массовым обществами в Иране.
Ключевые слова: цивилизованное общество, массовое общество, модернизм, традиционизм.
Взаимосвязь между цивилизованным и массовым обществами в Иране может быть разделена и описана в разные периоды: а) до президентских выборов 1997 года в Иране б) после президентских выборов 1997 года.
В этой связи необходимо указать на особую роль иранской интеллигенции, в том числе литераторов, деятелей кино и театра в просвещении иранского цивилизованного общества. Согласно этому разделению на периоды можно более подробно проанализировать взаимосвязь цивилизованного и массового обществ в Иране:
Диалог в цивилизованном обществе
Основные атрибуты цивилизованного общества в основном были представлены бывшим президентом Ирана Мохаммадом Хатеми, который имел особый подход к этому вопросу. Идеи Хатеми и стиль их представления заменили в обществе политический подход культурным подходом. Он в отличие от прежних политических деятелей, которые в основном выступали за экономическое развитие, уделял особое внимание политическому и культурному развитию общества. Необходимо отметить, что политика прежних руководителей, сосредоточенная на экономическое развитие, не пользовалась особой поддержкой иранского народа.
В то же время противоположная сторона, то есть массовое общество в Иране в период президентских выборов 1997 года, а также в 2001 году никогда не затрагивали тему цивилизованного общества. Также необходимо отметить, что народ и даже самые рьяные сторонники цивилизованного общества не имели ясного представления и точной формулировки основопологающих понятий цивилизованного общества. В этом же свете известные теоретики реформаторского движения в Иране стремились удовлетворить культурную потребность иранского общества и заполнить существующий пробел. Эти усилия, которые предпринимались в рамках существующих ранее в стране диалогов можно коротко сформулировать слудующим образом:
1-1) С начала конституционного периода 1906 года в Иране сформировался демократический диалог.
1-2) Результатом диалога массового общества в Иране является: диалог идеологического традиционизма + абсолютный модернизм династии Пехлеви + традиционная наследственность (patrimonial).
1-3) Диалог традиционной наследственности в Иране состоит из трех разных теорий: теория иранского королевства, теория халифата, теория племенного патриархата.
1-4) Идеологический принцип демократического диалога состоит: 1- законность, 2- ограниченность и конституционность власти, в особенности политической власти, 3- необходимость политического участия, 4- конкуренция, толлерантность и умеренность, 5- нововведения, 6- свободная интерпретация текстов, в особенности религиозных текстов (ислама, шиизма и т.д.).
В Иране диалог цивилизованного общества сформировался после Исламской Революции вслед за президентскими выборами 1997 года и начала реформаторского движения в стране.
Основной политический принцип цивилизованного общества в Иране полностью противоречит убеждениям и принципам массового общества и традиционных лидеров в Иране. Именно поэтому в иранском обществе два вида диалога противостоят друг другу. Каждый из них имеет свои принципы и, настойчиво настаивая на них, стремятся внедрить в иранское общество.
Основные принципы цивилизованного и массового общества
Основные принципы цивилизованного общества Ирана состоят:
2-1 законность подобная конституционному движению в Иране 1906 года
2-2 борьба с гегемонизмом подобная движению за национализацию нефти в Иране 1943 года
2-3 демократическая интерпретация ислама и шиизма подобная религиозной интеллигенции 1978 года
Необходимо отметить, эти принципы диалога цивилизованного общества являются также идеологическими принципами демократического диалога. То есть диалог цивилизованного общества в Иране полностью совпадается с демократической идеологией. Теоретики реформаторского движения в Иране и сторонники цивилизованного общества отмечают: Диалог цивилизованного общества основывается на народовластии и демократии и в основном политические реформы были своего рода реакцией. Известный иранский теоретик Баширие называет диалог цивилизованного общества реакцией на глубокий идеологический кризис, который возник в политическом строе иранского общества (Баширие, 2002,71).
Об общественной роли диалога массового общества, который он называет традиционнным диалогом, пишет: «Конечно, диалог идеологического традиционизма, который распространился и господствует после в Иране после Исламской Революции, породил закрытое массовое общество, которое полностью противоречит идеологической конкуренции и другим проявлениям демократии» (Там же. 78).
Необходимо отметить, что диалог идеологического традиционизма в Иране, который является идеологической базой массового общества и имеет две важные особенности:
а) создание неофициальных фракций, групп давления и военных и безопасных полуформирований.
б) создание формирований политического ополчений и миллионных группировок в Иране.
3) Диалог политического развития, политических реформ, свободы и законности
Мохаммад Хатеми в своем первом предвыборном выступлении высказал новые идеи свободы и в частности отметил: «В Конституции Исламской Республики Иран государство принадлежит Богу и народ представляют Его волю, и наш народ свободно признал это. В Конституции ясно говорится о праве народа выбирать и тем самым наша Конституция закрывает путь наихудшему виду диктатуры, когда особая группа, ссылаясь на Бога, пренебрегает волей народа и его желанием.» (Бюллетень избирательного штаба, 1996).
Особенность диалога, предложенного Мохаммадом Хатеми, было обеспечение свободы прессе, невмешательство в дела прессы, законность в обществе, цивилизованное общество, проведение реформ в рамках Конституции, пресечение всякого рода диктатуры и идеологизма. В рамках диалога, предложенного Хатеми, предусматривалось полное уважение всех членов общества в независимости от политических и идеологических убеждений. (Там же).
4)Диалог религиозного народовластия и уделение особого внимания молодежи и женщинам.
Демократия в диалоге цивилизованнгого общества, принимая во внимание национальные особенности, время и расположение Ирана воедину соединилась с понятием религиозного народовластия и интерпретируется именно с этого угла зрения. В то же время молодежь играет в ней решающую роль. Диалог цивилизованного общества в отличие от традиционного общества считает необходимым активное участие женщин и молодежи во всех сферах политической и общественной жизни страны. То есть в цивилизованном обществе молодежь призывается самостоятельно решать проблемы и участвовать во всех программах. Подобный подход привел к тому, что молодежь приняла активное участие в выборах 1997 года (Пиран, 1997,31). В то же время уделение особого внимания женщинам в качестве представителей половины иранского общества, был важным девизом цивилизованного общества. Сторонникам диалога цивилизованного общества таким образом удалось привлечь к себе внимание женщин, которым они обещали активное участие в политической, общественной и культурной жизни страны. Цивилизованное общество Ирана отмечает, что женщины как и мужчины способны играть важную роль в обществе и несут большую ответственость в ней. Они могут занимать ключевые посты и нельзя пренебрегать их ролью и изолировать их.
Подобный подход иранского цивилизованного общества, с одной стороны привлек внимание женщин и их активное участие , а также поощрил их продемонстрировать свои способности занимать важные посты и принимать важные решения (Кавияни, 218). Такие лозунги цивилизованного общества, как «Да здраствуют мои противники» оказали огромное влияние на народные массы и свидетельствовали о толерантности лидеров цивилизованного общества. В общем можно сказать, что диалог цивилизованного общества в период с 1997 по 2002 годы имел огромный успех среди общества и прогрессировал.
Но вслед за этим периодом цивилизованному обществу не удалось внедрить в жизнь свои лозунги. О неудачливости цивилизованного общества было высказано множество мнений, как со стороны тех, кто является его сторонниками, как и со стороны тех, кто покинул это движение, а также представители массового общества. Большая часть критики была направлена в адрес бывшего президента Мохаммада Хатеми. Было сказано, что Хатеми не захотел и не смог стать лидером реформ, истинным реформатором, так как был убежден в том, что президент не имеет права возглавлять оппозицию в самой системе. (Хатеми, газета Хамшахри, 2004:3481).
Конечно, с точки зрения некоторых специалистов по вопросам цивилизованного общества Ирана, даже сам Хатеми во второй президентский период стал антиреформистом и шел против своих же убеждений. Дошло до того, что его близкие соратники и другие реформаторы подвергали его резкой критике, так как он отказался возглавить реформаторское движение и не проявил нужной стойкости и твердости перед массовым обществом. Они убеждены в том, что Хатеми не смог в ногу с остальным реформаторами внедрить в жизнь стратегию «покорения окопы за окопой». По убеждению этой группы Хатеми не использовал все существующие ресурсы, потенциалы и реформаторские способы и тем самым привел к ослаблению цивилизованного общества и обрек их на полное поражение.
Сторонники массового общества и его аналитики убеждены в том, что во второй президентский период Хатеми (2001-2005 гг) несмотря на желание президента он вел неверную политику, что, в свою очередь, привело к расколу в рядах реформаторского движения.
5) Средства массовой информации цивилизованного и массового общества
Средства массовой информации являются самыми важными столпами политического развтия каждой страны. В этой связи можно указать на важную деятельность цивилизованного общества в создании газеты Салам. Эта газета с самого начала была важным печатным органом для всех левых сил. Редакцию этой газеты возглавили бывшие сотрудники журнала Культурный Куйхан. Но вскоре уже в июле 1997 году такие группы как революционные религиозные деятели, руководители движения созидания и организация борцов исламской революции возглавиди СМИ цивилизованного общества в Иране. После формирования этой группы реформаторское движение шло по верному курсу и более прочными шагами. В первые месяцы работы президента Хатеми, заместитель министра культуры и исламской ориентации Ахмад Бургани подписал разрешение на создание множества газет и журналов. И каждый раз, когда по какой-то причине органы контроля закрывали газету или журнал, на следующий же день открывались новые газеты и журналы. Рост СМИ после июля 1997 года был весьма значительным. Ранее в стране издавалось 550 наименований газет и журналов тиражом 5.1 млн., это число возросло до 1000 наименований каждый тиражом 3 млн. (Джирани, газета Шарг, номер 221:2004).
Данная политика проводилась с целью установить свободу в прессе, общественной сфере, а также разрешить гражданам выражать свое мнение. Но в то же время некоторые представители СМИ стали идти против установленных традиций, а иногда не уделяли должного внимания религиозным убеждениям народа, что приводило к реакции религиозных органов, традиционного общества и религиозных лидеров страны.
Уделение особого внимания работе СМИ было важной обязанностью руководителей цивилизованного общества. Джалаи Пур – один из лидеров цивилизованного общества Ирана в связи с началом работы газеты Джамее и назначением Шамсоль Ваэзин на пост главного редактора, Мохсена Сазегара, исполнительным директором и основной целью данной газеты пишет: «Были приняты во внимание способности этих людей, а также их единомыслие и согласованность. Во-первых, все они были учениками Суруша (известный теоретик реформ Ирана) и все были единомышленниками. Во-вторых, все они верили в свободу и уважали ее. В-третьих, с политической точки зрения были умеренными, в убеждениях и культуре верили в плюрализм, во внутренней политики в демократию, во внешней политики в мирное международное сосуществование и в экономике в конкуренцию на мировом рунке. В-четвертых, все они были убеждены в цивилизованном обществе и не верили в политическую диктатуру». (Джалаи Пур 1999:44).
Можно сказать, что пресса стремилась играть роль политических партий в государстве. И, таким образом, этот общественный орган постепенно внедрялся в политическую структуру страны. Поэтому они начали создавать цепочную прессу.
Тактика создания цепочной прессы заключалась в том, что вместо каждой закрытой газеты открывалась новая газета и они как бы заменяли друг друга. Этому способствовали многочисленные разрешения, данные министерством культуры и исламской ориентации в тот период. Если такие газеты, как Джамее, Хордад, Нешат закрывались официальными органами традиционного общества из-за каких-либо нарушений сразу вместо этих газет открывались такие, как Тус, Фатх и Азадеган с теми же кадрами и ред.коллегией.
Представители массового общества, которые придерживаются традиционных убеждений считают, что нельзя доверять реформаторам, так как их движение и идеи основываются на человеческом разуме и не могут спасти общество. И иранское общество должно опираться на более устойчивую базу. Но важным фактом является то, что оба общества массовое и цивилизованное выступают за коренные изменения в политической структуре страны.