Групповая игра на уроках окружающего мира, занятиях внеурочной деятельности — приём раскрытия индивидуальных особенностей личности младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болховская, Е. В. Групповая игра на уроках окружающего мира, занятиях внеурочной деятельности — приём раскрытия индивидуальных особенностей личности младшего школьника / Е. В. Болховская, Т. И. Фёдорова, И. Н. Швец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85780/ (дата обращения: 23.11.2024).



Современное общество живёт в гаджетах и интернете. Все сидят, играют в свой компьютер, планшет, телефон. Не лучше ли предложить ребенку активную альтернативу? Которой, на наш взгляд, является — групповая игра. Лучшее занятие во внеурочное время, продуктивная работа в образовательной деятельности — это групповые игры, например, экскурсии и походы. У туристов есть поговорка: «Хочешь узнать человека — иди с ним в горы, в поход». Потому что именно там, вне зоны комфорта, ребёнок чувствует себя свободным и раскрывается. Данная тема актуальна, т. к. содержание групповых игр направлено на создание основ духовно — нравственного воспитания младших школьников, где экологические проблемы окружающей среды, любви и заботы о природе, являются актуальными в настоящее время и приобретают глобальные изменения деятельности в нашем современном обществе. А вопросы экологического воспитания: правильное отношение к природе, к её богатствам — важнейший аспект образовательной деятельности в школе: на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности. Захлебный А. Н. писал «Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей природной среде» [1, c. 25].

Все начинается с детства. С самого рождения у ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Поэтому отдаём предпочтение системно-деятельностному подходу . Системно-деятельностный подход — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Это мощное средство развития творческих способностей младших школьников. Здесь каждое занятие, упражнение, действие — это открытие, исследование, каждая выполненная творческая работа — маленький шаг на пути к развитию творческого потенциала, капля в то море жизненного опыта, которое формирует духовно-нравственную личность, предоставляя каждому ребёнку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. А. Г. Асмолов пишет «Процитируем замечательного исследователя Д. Б. Ковина: «Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания». Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности» [2, с. 21]

Достижению высоких результатов способствует такие приёмы, как сама игра, диалоговая дискуссия и групповая продуктивная деятельность.

Раскрытые умения, способности позволят ребенку в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут разнообразные практические занятия по изучению природы родного края, это: работа с источниками информации, проведение конкурсов, викторин, решение творческих задач на логическое мышление: ребусов, кроссвордов, анаграмм на внеклассных занятиях, занятиях внеурочной деятельности, уроках окружающего мира, лежащие в основе самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Сегодня, как никогда актуальны слова Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», позволяющие поставить цель в изучаемой проблеме ознакомление с методикой проведения и использования групповых игр на занятиях внеурочной деятельности, уроках окружающего мира, внеклассной деятельности, позволяющие раскрыть и развить самостоятельность мышления, творческие способности ребёнка, через правильное непосредственное общение и взаимодействие ребёнка с природой. А задачи педагогической деятельности: совершенствовать технику групповых игр; развивать нравственные и эстетические чувства, через диалоговую дискуссию и групповую продуктивную деятельность; воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.

Что же такое групповая игра? Каковы особенности групповой игровой деятельности?

Игра — это одна из сфер человеческой деятельности, она является богатой почвой для общения и деятельности, получения знаний, формирования умений и развития навыков. Сущностью игры является то, что она представляет собой не обычную, реальную жизнь, а условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Поэтому, необходимо учитывать требования к групповой игре. Ушинский К. Д. писал «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [3, с.86], «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений» [3, с.87]

Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений подросток не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда подросток включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.

Требование второе. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей.

Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей — спеть, сыграть, нарисовать и т. д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

Третье требование. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

Четвертое требование. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий. В таких играх с удовольствием принимают участие дети, подростки и молодые люди. Чем человек старше, тем критичнее он относится к себе и тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в игре перед массой незнакомых людей. Поэтому при проведении игр с массовой аудиторией предпочтительнее обращаться к играм, которые позволяют участвовать не покидая своего места — викторинам, аукционам и т. п. Доступность игры — это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, но и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

В практике мы используем интеллектуальные, творческие, игры на местности и подвижные игры.

Интеллектуальные игры позволяют активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы, как на заданную тему, так и разностороннего характера. Творческие игры активизируют познавательные и творческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности. А целью использования игры на местности является развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты. Необходимо учитывать особенности групповой игровой деятельности

  1. Свободная деятельность.
  2. Самостоятельное совершаемое действие в образовательной деятельности.
  3. Обособленность от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью.
  4. Эмоциональное и волевое напряжение.
  5. Правила игры.
  6. Таинственность.
  7. «Порождение» игровых ассоциаций людей.

Учитывая особенности и требования игровой групповой деятельности, мы разрабатываем игры и квесты, используем маршрутные листы. Участникам предлагается проявить своё творчество и интеллектуальные способности, получить наслаждение от увлекательной групповой игры. Играют четыре команды. Участники команд передвигаются по маршрутным листам, выполняя игру за игрой. Все четыре команды должны сыграть четыре игры. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество баллов за всю квест-игру.

  1. Игра «Собери рюкзак в поход»

Цель игры — активизация познавательной деятельности, развитие эрудиции, логики, быстроты реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач.

В первой части игры используется эмоциональный настрой игроков, предлагается динамическая разминка в стихотворной форме. (Разминка не оценивается)

Очень быстро отвечайте,

Но, смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» — в ладоши хлопни,

Если «нет» — ногою топни,

Только пол не провали.

Все понятно? Раз, два, три!

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, сачок и соска,

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, веревка, нож.

Ну, а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, сала шмат.

Вот и собран наш отряд!

Во второй части игры участники команды собирают рюкзак из представленных предметов, укладывают в рюкзак необходимые вещи для похода. (За верно выполненное задание команда получает 5 баллов)

  1. Игра «Грибы в лесу»

Цель игры — активизация познавательных и творческих способностей, логического мышления.

В первой части игры участники команды собирают муляжи грибов в группы, дают название каждой группе. (За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов)

Во второй части игры участники команды определяют лишний гриб из цепочки представленных грибов, обосновывают свой ответ. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

  1. Игра «Растения леса»

Цель игры — активизация познавательных и творческих способностей, логического мышления.

В первой части игры участники команды отгадывают ребусы и записывают название растений. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Во второй части игры участники команды делят на группы записанные растения, называют каждую группу, обосновывают свой ответ. (За правильный ответ команда получает 2 балла)

  1. «Костёр — друг и враг человека»

Цель игры — развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий.

В первой части игры участники команды проходят тест «Проверь себя» (За каждый правильный ответ на вопрос теста, команда получает 1 балл)

Во второй части игры участники команды выкладывают дрова для костра, наглядно представив два способа «Шалаш», «Колодец». (За каждый правильно выполненный способ укладки дров команда получает 5 баллов)

Таким образом, умелое использование групповых игр с учётом особенностей и требований на уроках окружающего мира, занятиях внеурочной деятельности помогают раскрыть индивидуальные особенности личности младшего школьника.

Литература:

  1. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы — М.: Педагогика, 2005. — 184с.
  2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009
  3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1974
Основные термины (генерируются автоматически): игра, часть игры, участник команды, внеурочная деятельность, окружающий мир, правильный ответ, требование, групповая игра, логическое мышление, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Похожие статьи

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Задать вопрос