Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гиздулин, Э. Ф. Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе / Э. Ф. Гиздулин, З. Ш. Нуридинов, З. С. Аманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85203/ (дата обращения: 25.05.2024).



В эпоху глобализации и стремительного научно-технического прогресса дети воспринимают информацию иначе, чем это было еще двадцать — тридцать лет назад. Это факт необходимо учитывать при обучении учащихся. Особенностью обучения на современном этапе является необходимость применения игровых технологий, нестандартных подходов и приемов с целью удержания внимания детей, лучшей усвояемости материала и повышения мотивации для дальнейшего изучения определенного предмета, что, несомненно, влияет и на общий результат обучения.

Для реализации указанных выше задач наиболее эффективно сегодня зарекомендовали себя информационно-коммуникативные технологии, а применение технических средств обучения стали обязательным условием проведения любого занятия.

Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. В современной педагогике технические средства обучения (ТСО) — самое разработанное и перспективное средство. С помощью многообразия ТСО учебная информация преподносится обучающемуся и контролируется ее усвоение [2]. Учебная информация может быть представлена на мультимедийных слайдах, в кинофильмах, на симуляционных стендах, тренажерах и т. д. Каждое из перечисленных средств является самостоятельным источником информации и наглядностью обучения. Сегодня, все ТСО дифференцируют по функциональному назначению в 3 группы: информационные, контролирующие, обучающие

Вне зависимости от типа ТСО, к ним предъявляются различные требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические и т. д. [1] Функциональные требования говорят о том, что ТСО должны обеспечить нужные режимы работы: по громкости, качеству звучания, воспроизведения и т. д. Педагогические требования — требования о соответствии возможностей ТСО форме и методам образовательного процесса, согласующимися с требованиями ФГОС. Эргономические требования ориентируются на безопасность эксплуатации, удобство и простоту в работе, уровень шума и др. Эстетические требования говорят о необходимости гармонии формы, размеров, соразмерности, целостности композиции. Экономические требования сводятся к относительно невысокой стоимости при высоком качестве и долговечности ТСО. При сочетании вышеперечисленных требований к ТСО образовательные организации смогут укомплектовать ими большее количество классов и расширить диапазон применения этих средств на многих предметах.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов

На уроках по русскому языку информационные ресурсы применяются на всех этапах обучения:

— при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска);

— на этапе закрепления изученного материала (программы — тренажеры);

— при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы);

— для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т. д.

— при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля) [2].

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал [3]. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается и качество образования. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»). В работе можно использовать готовые программные продукты (методический комплекс, «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия» и др.). Диски виртуальной школы содержат теоретический и практический материал, вопросы для закрепления, задачи к уроку, тренажѐры, тексты. Следует отметить глубину анализа произведений, разнообразие материала, яркость подачи. Данный материал учитель может использовать по своему усмотрению, внимательно изучив и отобрав необходимое. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Интерактивные доски — комплекс оборудования, дающий возможность сделать процесс обучения ярким, наглядным и динамичным. Он позволяет охватить большой по объему материал, организовать проверки, вносить поправки и коррективы, делать комментарии, сохраняя материалы для дальнейшего корректирования.

Таким образом, применение современных технических средств обучения на уроках русского языка позволяет решить одну из важнейших задач обучения — активизация познавательной деятельности. Кроме этого, такое обучение задействует все основные сенсорные системы человека, повышает мотивацию к учению, даёт возможность индивидуализации обучения.

Литература:

  1. Алтухова О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы//Наукоград, 2016
  2. Примкулова С. Б. Методика преподавания русскаого языка в национальных группах с использованием технических средств обучения // Архивариус. 2020. № 3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkaogo-yazyka-v-natsionalnyh-gruppah-s-ispolzovaniem-tehnicheskih-sredstv-obucheniya (дата обращения: 21.04.2021).
  3. Федорова А. А. Современные информационные технологии в обучении русскому языку// Наука через призму времени, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, техническое средство обучения, требование, процесс обучения, урок, учебная информация.


Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках...

Выбор средств обучения определяется задачами урока или занятия; содержанием учебного

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал...

Технические средства обучения. учебный процесс...

Технические средства обучения — это устройства, помогающие педагогу обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Применение современных технологий при обучении русскому...

При переходе учебного процесса на модульное обучение необходима предварительная

Знание ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык...

Применение инновационных технологий обучения на уроках...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие...

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная информация, функциональное назначение. Особенности формирования функциональной грамотности...

Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего...

Проблемное обучение на уроках русского языка осуществляется в результате

Эти виды аудиовизуальных средств обучения, за исключением видеофильмов практически не находят

Бексултанова З. М. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в...

Особенности применения технических средств при организации...

Например, на уроке русского языка можно использовать данный способ при разборе сложных синтаксических конструкций.

- Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно более...

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

Технические средства обучения представляют собой совокупность технических устройств и носителей информации, обеспечивающих циркуляцию информации на всех этапах учебного процесса. Несмотря на распространенность использования технических средств в процессе...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная

[4] Систематическое проведение уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт...

Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках...

Выбор средств обучения определяется задачами урока или занятия; содержанием учебного

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал...

Технические средства обучения. учебный процесс...

Технические средства обучения — это устройства, помогающие педагогу обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Применение современных технологий при обучении русскому...

При переходе учебного процесса на модульное обучение необходима предварительная

Знание ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык...

Применение инновационных технологий обучения на уроках...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие...

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная информация, функциональное назначение. Особенности формирования функциональной грамотности...

Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего...

Проблемное обучение на уроках русского языка осуществляется в результате

Эти виды аудиовизуальных средств обучения, за исключением видеофильмов практически не находят

Бексултанова З. М. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в...

Особенности применения технических средств при организации...

Например, на уроке русского языка можно использовать данный способ при разборе сложных синтаксических конструкций.

- Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно более...

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

Технические средства обучения представляют собой совокупность технических устройств и носителей информации, обеспечивающих циркуляцию информации на всех этапах учебного процесса. Несмотря на распространенность использования технических средств в процессе...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная

[4] Систематическое проведение уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт...

Задать вопрос