В статье приводится понятие юридической ответственности в сфере предпринимательства, определяются признаки и принципы юридической ответственности. приводятся основания наступления юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности
Ключевые слова : предпринимательская деятельность, юридическая ответственность, административная ответственность, незаконное предпринимательство
The article provides the concept of legal responsibility in the sphere of entrepreneurship, defines the signs and principles of legal responsibility. cited the grounds for legal liability in the business sector
Keywords : business, legal responsibility, administrative responsibility, illegal entrepreneurship
С развитием рыночных отношений предпринимательская деятельность получила широкое распространение в экономике страны и для большинства граждан стала основным видом трудовой деятельности. Предприниматели и законодатель полагали, что государство не должно вмешиваться в рыночные отношения, предоставив свободу субъектам рынка. Однако со временем свобода предпринимателей трансформировалась во вседозволенность, и возникла необходимость в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Таким образом, свобода предпринимательской деятельности не может быть безграничной, так как она вся является предметом правового регулирования, следовательно, должна быть обеспечена какими-то гарантиями. Предпринимательская деятельность должна отвечать ожиданиям населения, обязательства предпринимателей должны исполняться, а для этого законодателем предусмотрен институт юридической ответственности.
Итак, юридическая ответственность в сфере предпринимательства представляет собой применение к правонарушителю (предпринимателю) определённых санкций со стороны государства (уполномоченных органов). Как правило, при этом возлагаются дополнительные обязанности (уплата штрафа, возмещение вреда и т. п.) либо происходит лишение определённого права (арест, запрет на деятельность и пр.). К характерным чертам наступления ответственности можно отнести следующие критерии:
— принудительность;
— законодательная регламентация;
— применение имущественных санкций.
Юридическая ответственность в сфере предпринимательства базируется на следующих принципах:
— дифференцирование — учёт характера, размера вреда, степени вины и т. д.;
— это мера воздействия на нарушителя, а не инструмент подавления экономических прав и свобод;
— вид ответственности зависит от характера правонарушения, а не от органа, вынесшего решение или масштабности бизнеса;
— ясность, определённость, отсутствие двусмысленности при толковании;
— однократность применения за одно и то же деяние;
— меры карательного характера применяются исключительно по решению суда, тогда как компенсационные — по представлению уполномоченного органа и пр.
Юридическая ответственность в сфере предпринимательства подчиняется общепринятым нормам установления фактов, составляющих состав преступления: действия/бездействия, противоречащие законодательству, нарушение прав и интересов третьих лиц или публичных интересов государства, причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием, а также прямая вина предпринимателя. В сфере уголовного и административного права привлечение к ответственности становится возможным при наличии умысла либо неосторожности. Гражданское право более дифференцировано: при отсутствии договора обязательно установление причинно-следственных связей, при наличии договора основанием служит нарушение его пунктов.
Юридическая ответственность в сфере предпринимательства может быть выражена не только имущественными санкциями (арест имущества, уплат штрафа и пр.), но и следующими мерами:
— ликвидация по решению суда;
— реорганизация по решению уполномоченных органов или суда;
— приостановление либо аннулирование лицензии;
— лишение права заниматься определёнными видами деятельности, ограничение либо лишение свободы;
— ограничение отдельных операций.
Отметим, что основная цель ответственности не карательная, а защитная. Юридическая ответственность используется для восстановления нарушенных прав, для возмещения причиненного вреда, для установления правопорядка. Законодатель предусматривает несколько видов юридической ответственности, и для каждого вида предусмотрен набор санкций различной степени суровости. Юридическая ответственность также несет в себе воспитательную и предупредительную функции, т. е. это институт, который призван для перевоспитания и исправления правонарушителя.
Юридическое основание ответственности предпринимателя выражается в наличии правовой нормы, предусматривающей состав правонарушения и санкции за его совершение. Если действие предпринимателя, даже по факту незаконное, не предусмотрено законодательством как правонарушение, то он не может быть привлечен к ответственности.
Для юридической ответственности предпринимателей необходимо выделить специфические признаки, по которым этот правовой институт мог бы быть идентифицирован и обособлен. К таким признакам нужно отнести:
— специальный субъект ответственности (предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке);
— правонарушение, совершенное в сфере предпринимательской деятельности;
— предприниматель привлекается к ответственности на основании правоприменительного акта уполномоченного государственного органа или должностного лица;
— в рамках юридической ответственности предпринимателей могут быть применены специальные санкции, которые не могут быть применены к другим субъектам права, например перевод на аккредитивную форму расчетов).
Как показал анализ правоприменительной практики, наиболее распространённым правонарушением в сфере предпринимательской деятельности является ведение незаконной предпринимательской деятельности. представляется необходимым привести признаки незаконной предпринимательской деятельности.
Согласно действующему законодательству, за совершение правонарушений в области предпринимательства законодательством РФ предусмотрены административная и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» за такие деяния предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Практика показывает, что размеры штрафных санкций не являются существенными для граждан и юридических лиц систематически извлекающим прибыль и при этом не несущих затрат на получение лицензии и государственной регистрации своей деятельности. После уплаты суммы штрафа подавляющее большинство незаконных предпринимателей возвращаются в неправомерной деятельности, полагая затраты на точечные, нерегулярные уплаты по постановлениям о привлечении к административной ответственности более выгодными для бизнеса, нежели регулярные налоговые отчисления и иные обязательные платежи в бюджет. И с такой позицией трудно не согласиться, если принимать во внимание только личные корыстные цели получения прибыли.
Одним из недостатков Кодекса об административных правонарушениях в области установления ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности является слабая дифференциация наказаний для физических и юридических лиц. В то время как очевидной является более высокая степень общественной опасности незаконного получения прибыли от незарегистрированного предприятия, нежели от индивидуального предпринимателя. Юридические лица имеют большую сферу охвата потребителей и широкий спектр выбора видов предпринимательской деятельности, многие из которых попросту недоступны физическим лицам как предпринимателям. Следует установить более жесткую административную ответственность для противоправных бизнесменов — юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями. Именно по такому пути идет законодательство многих развитых зарубежных стран.
Российское законодательство предусматривает административную ответственность за рассматриваемые правонарушения только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», состав рассматриваемого в данной статье административного правонарушения будет отсутствовать в случаях осуществления предпринимательской деятельности лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, если ряд обстоятельств (количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и иные) не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. Ученые отмечают, что в таком случае необходимо обращаться к доктрине для определения систематичности, поскольку в законодательстве данное понятие не раскрывается [4].
Установление мер административной ответственности за правонарушения, уже нашедшие свое закрепление в уголовном законодательстве, указывает не только на возрождение института административной преюдиции, о которой многократно говорилось различными исследователями [3], но и о признании того факта, что исключительно уголовно-правовыми мерами, предусмотренными ст. 171 УК РФ, преступность в сфере предпринимательской деятельности не обуздать. Необходимы превентивные меры, в том числе и административно-правового характера, способные предупреждать преступления в сфере предпринимательской деятельности. Относительно соотношения норм уголовного и административного права следует сказать, что применение только лишь мер уголовной ответственности значительно сужает и осложняет процедуру принятия мер государственно-правового воздействия в борьбе с незаконным предпринимательством. Сочетание мер административно-правового характера и уголовно-правового воздействия позволило бы государству неослабно осуществлять жесткий контроль за деятельностью лиц, выступающих в качестве предпринимателей, своевременно применять к ним эффективные меры в случае нарушения установленного порядка занятия предпринимательской деятельностью.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // Российская газета. 2011.31 декабря. № 256
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 16.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 22, ст. 3040 2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 01.01.2020 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020
- Башканова А. И., Уткин Д. В. К вопросу об административной ответственности / А. И. Башканова, Д. В. Уткин // Защита прав и свобод человека и гражданина (к 26-летию Конституции Российской Федерации 1993 года): межвузовская студенческая конференция. — Воронеж: Воронежский ГАУ, 2019. — С. 14–16.
- Кештова Д. Ж., Захаров А. Р. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя / Д. Ж. Кештова, А. Р. Захаров // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 8 (42). — С. 258–260.