Художественный музей и виртуальная художественная реальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Панченко, А. С. Художественный музей и виртуальная художественная реальность / А. С. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 462-466. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4456/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется процессуальная самостоятельность следователя, рассматриваются современные проблемы института процессуальной самостоятельности следователя, недостатки законодательства.

Ключевые слова: следователь, процессуальная самостоятельность следователя, процессуальный статус следователя, прокурор, прокурорский надзор, судебный контроль.

The article analyzes the procedural independence of the investigator, discusses the modern problems of the Institute of procedural independence of the investigator, the shortcomings of the legislation.

Keywords: investigator, procedural independence of the investigator, procedural status of the investigator, Prosecutor, Prosecutor's supervision, judicial control.

Институт процессуальной самостоятельности следователя выступает достаточно актуальным вопросом в уголовно-процессуальном праве. Интерес и злободневность к его изучению объясняется тем, что существует довольно много определенных противоречий в его законодательном регулировании.

Рассмотрим сначала закрепление правового положения следователя и его полномочий, а затем рассмотрим особенности процессуальной самостоятельности.

В УПК РФ в статье 5 [1] определено понятие следователя, в которой сказано, что это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В настоящее время, следователями могут быть должностные лица, которые находятся на государственной службе в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и Следственного комитета РФ. Следователи уполномочены заниматься расследованием основных уголовных дел, которые отличаются, повышенной опасностью и сложностью. Следователь относится к участникам уголовного судопроизводства с обвинительной стороны. Основной задачей следователя выступает осуществлять предварительное следствие.

Правовое положения следователя определено преимущественно статьей 38 УПК РФ. Также нужно сказать, что правовое положение следователя зафиксировано не только в УПК РФ, но и в иных нормативно-правовых актах. В собственной работе следователь, кроме УПК РФ базируется на приказы, информационные письма, другие подзаконные акты.

Процессуальная самостоятельность следователя выступает главным элементом его уголовно-процессуального статуса, состоящее в независимом принятии процессуальных решений по уголовному делу, проведении следственных и других процессуальных действий. Также для осуществления задач, которые поставлены перед следователем нужна процессуальная самостоятельность, что выступает необходимым условием для полного и объективного производства предварительного следствия по уголовному делу. Также самостоятельность следователя и стала одним их тех мотивов выведения аппарата следователей из системы прокуратуры и создания Следственного комитета России [6].

Процессуальная самостоятельность определена в п.3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ [1], исходя из которой он сам ведет ход расследования, решает о необходимости проведении следственных и других процессуальных действий, за исключением случаев, которые требуют получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ избавляет следователя от обязанности следовать указаниям прокурора, согласовывать с ним решение о возбуждении уголовного дела, о возбуждении перед судом ходатайства, которое связано с выбором мер пресечения. У прокурора после нововведений остается только право надзора за законностью решений, действий (бездействия) следователя и проверки полноты, всесторонности, объективности и законности проведенного расследования в конце досудебного производства.

На данный момент надзор прокурора над деятельностью следователя существенно уже, чем к иным субъектам, которые относятся к надзору прокуратуры. Так, к примеру, согласно пункту 2 ч.1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] прокурор в процессе надзорной деятельности может запрашивать у руководителей и других должностных лиц нужные ему материалы, статистику и другие сведения. У следователя такие данные прокурор запрашивать не может.

Следующим нормативным документом, который фиксирует независимость следователя от прокурора это закон о запрете прокурору привлекать к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП следователя, который не выполняет законные требования прокурора. Федеральным законом от 22.12.2014 № 439-ФЗ к ст.17.7 КоАП было внесено примечание, по которому действие настоящей статьи не должно было распространяться на отношения, которые связаны с надзором за органами дознания и предварительного следствия.

Таким образом, можно отметить, что существующее на сегодняшний день законодательство наделило следователей самыми обширными полномочиями по контролю за работой следователя.

Однако, обратим внимание на недостатки процессуального закона в сфере деятельности следователя

П.1 и 6 ч.1 ст. 39 УПК [1] имеет одинаковые полномочия руководителя следственного органа по изъятию уголовного дела у следователя, в производстве которого оно находилось. Пункт 1 представлен так широко, что содержит в себе и право отстранять следователя от производства расследования при выявлении нарушений следователем норм УПК. Хотя в целом нет оснований толковать п.6 ч.1 ст. 39 УПК [1] как полномочие отстранять следователя, как должностное лицо правоохранительного органа, от исполнения им собственной работы в процессе расследования.

Подобная норма временного отстранения сотрудника правоохранительного органа от выполнения своих обязанностей представлена в ст. 73 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ [3], а также Приказе МВД России от 25.06.2012 № 630 [4]. Но ни в одном из этих документов не указаны основания, которые представлены в п.6 ч.1 ст. 39 УПК. Также, такое толкование в целом противоречит ст. 39 УПК — регламентировать процессуальные полномочия руководителя следственного органа, т. е. полномочия, которые связаны с возбуждением и расследованием конкретных дел, которые находятся в производстве подчиненных ему следственных подразделений [7].

Учитывая это назначение нужно толковать и п. 6. Т. е. отстранение следователя от проведения расследования должно касаться конкретного дела, где допущены определенные нарушения, а не отстранение от всех дел вообще [5, c. 170]. Следовательно, включение в перечень процессуальных полномочий руководителя следственного органа подобных полномочий излишне.

Таким образом, процессуальная самостоятельность следователя прямо зависит от предоставленных ему законом РФ полномочий, которые осуществляются в рамках исполнения порученных ему обязанностей.

В своей деятельности следователь должен реализовывать собственные полномочия основываясь не только на нормы закона, но и на такие моральные категории, как нравственность, справедливость, совесть.

Любое действие следователя, должно базироваться и на личных убеждениях и выражать его личную позицию по определенному уголовному делу, при этом, не выходя за границы законодательства Российской Федерации.

Следовательно, для укрепления законности и гарантий прав и свобод граждан, которые выступают участниками уголовного судопроизводства, нужно существенное внимание уделять увеличению престижа и авторитета деятельности следователя. Добиться данного можно, с помощью укрепления независимого процессуального положения следователя, увеличения профессионального мастерства следователей, исполнения поставленных перед уголовным судопроизводством как общих, так и частных задач.

Процессуальная самостоятельность выступает главным принципом вырабатывания юридического статуса следователя, и ее роль велика для удачного решения задач, которые стоят перед ним.

Вопросы процессуальной самостоятельности и процессуального статуса следователя выступают одними из актуальных вопросов в науке и в практике уголовного процесса.

Хотя в последнее время этой теме и было посвящено много работ, которые затрагиваю вопросы как процессуального статуса, так и процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе, в связи со спорностью и нечеткостью законодательства проблемными остаются вопрос о самой сущности процессуальной самостоятельности и процессуального статуса.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ в ред. от 12.08.2014г [Электронный ресурс]. Доступ из справочнно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Приказ МВД России от 25.06.2012 № 630 «Об утверждении Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Меретуков Г. М. Участие руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия следственной группой // Общество и право. 2010. № 2. С. 170.
  6. Мкртчян В. Г. Процессуальная самостоятельность следователя [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 126–129. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8441/ (дата обращения: 16.06.2019).
  7. Шигурова Е. И. Вопросы процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе // Политика, государство и право. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/03/3762 (дата обращения: 07.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальное пространство, музей, Государственный Русский музей, изобразительное искусство, интернет, посетитель, виртуальная среда, Государственный Эрмитаж, интернет сайта, сайт музея.


Задать вопрос