Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 2741 раз

Библиографическое описание:

Королева, И. Ю. Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза / И. Ю. Королева, Д. Г. Влазнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4445/ (дата обращения: 19.12.2024).

Управление вузом в современных условиях невозможно без комплексной автоматизации всех аспектов его деятельности. В настоящее время наблюдается недостаток доступных и тиражируемых решений автоматизации процесса разработки УМКД кафедры вуза.

Использование средств автоматизации в работе на сегодняшний день является актуальным, так как это позволит создавать условия для рационального использования рабочего времени сотрудников кафедры, обеспечить быстрый доступ к необходимой информации, а также ее надежное хранение и дальнейшее использование.

Современное состояние среды документооборота обусловлено не только социально-экономическими преобразованиями, но и развитием информаци­онных технологий. Большое значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации, надежность ее хранения, удаленный доступ, предоставление информации в нужное время, на нужном носителе и в нужной форме, с учетом психологических и эргономических требований. Открывшийся доступ к мировым информационным ресурсам, переход на электронные документирование, хранение и передачу документов, т.е. переход на принципиально новые способы организации информации и доступа к ней, ставят перед документоведением, архивоведени­ем, документалистикой и другими научными дисциплинами, имеющими в качестве объекта исследования документ, принципиально новые научные и прикладные проблемы. Их решение требует осмысления богатого исторического опыта эволюции документа как носителя информации, развития делопроизводства, смены носителей и технологий и формулирования соответствующих зависимостей.

На современном этапе развития образования заметную роль приобретает учебно-методический комплекс. Максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике – учебно-методический комплекс с успехом выполняет все эти задачи. Качественный учебно-методический комплекс обеспечивает системный подход к дидактическому процессу, освещает изучаемые вопросы с различных сторон. Именно поэтому все больше преподавателей, студентов, учащихся отдают ему свое предпочтение.

УМКД – это комплект учебных, учебно-методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:

- Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

- Разработка образовательного стандарта дисциплины.

- Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

- Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

- Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

- Разработка заданий для контрольных точек.

- Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).

- Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.

- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

- Оформление документации УМК.

- Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

- Согласование и утверждение УМК.

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в обязательном порядке:

  • пояснительную записку (цели и задачи курса, место в учебном процессе);

  • рабочую программу.

Рабочая программа в свою очередь имеет сложную структуру и состоит из следующих разделов:

  • перечень рекомендованной литературы (по модулям, разделам) и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.);

  • методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания);

  • учебно-тематический план семинарских занятий (если таковые имеются) с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями;

  • методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий (если таковые имеются);

  • перечень тем для написания курсовых и дипломных работ (если такая работа предусмотрена) и порядок их оформления;

  • перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);

  • программу государственного итогового экзамена (если такой предусмотрен);

  • методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.);

  • программное и методическое обеспечение практики (если таковая имеется);

  • раздаточный материал и наглядные пособия, электронные учебники, аудио- и видеоматериалы [1,c.17].

Рабочая программа дисциплины в системе высшего профессионального образования является одним из основных документов общей образовательной программы по соответствующему направлению (специальности) высшего учебного заведения.

В связи с тем, что стандарты оформления и составления документов могут со временем меняться, выпускающие кафедры вузов вынуждены проделывать повторную работу составлению рабочих программ. Этот процесс является очень трудоемким и для того, чтобы его упростить, необходима система автоматизации документов УМКД.

В автоматизированной системе должна быть возможность автоматической генерации рабочих программ по всем вида дисциплин, преподаваемых выпускающей кафедрой.

Система автоматизации УМКД должна соответствовать требованиям масштабируемости, распределенности, открытости.
Масштабируемость. Желательно, чтобы система могла поддерживать, как пять, так, и пять тысяч пользователей, и ее способность наращивать мощность определялась только мощностью аппаратного обеспечения, на котором она установлена.
Распределенность. Системы автоматизации УМК должна поддерживать взаимодействие распределенных площадок. Причем они могут быть объединены самыми разнообразными по скорости и качеству каналами связи. Также архитектура системы обязана обеспечивать взаимодействие с удаленными пользователями.
Открытость. Система автоматизации УМК не может и не должна существовать в отрыве от других приложений, к примеру, часто необходимо интегрировать систему с прикладной бухгалтерской программой. Следовательно, система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции.
На данный момент существуют различные системы по автоматизации учебного процесса вуза. Однако в этих системах в меньшей степени реализован УМКД. В связи с этим вопрос об автоматизации учебно-методического комплекса дисциплины остается актуальным. Разработка модуля УМКД позволит в значительной степени снизить трудозатраты на разработку рабочей программы, позволит создавать унифицированные рабочие программы и проверять существующие на соответствие ГОСТ.
Основные причины создания модуля автоматизации генерации УМКД:
  • Данный модуль позволит ускорить процесс создания рабочих программ;

  • Снизит количество ошибок при создании рабочих программ;

  • Повысить качество составления рабочих программ;

  • Модуль будет гибким к изменению стандартов составления рабочих программ;

  • Позволит проверить созданные рабочие программы на соответствии ГОСТ.

Основной задачей модуля автоматизации УМКД является генерация рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Генерация рабочих программ будет осуществляться в офисный пакет OpenOffice.org, так как этот пакет бесплатный, поддерживает все известные форматы документов, имеет удобный пользовательский интерфейс и богатый функционал. Создание и заполнение рабочей программы выполняется с помощью заготовленного шаблона документа. Шаблон представляет собой макет документа в котором находятся специальные поименованные поля «Переменные», таблицы, заголовки и т.д.
На Рис.1 представлена блок-схема алгоритма обработки шаблона.

Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма обработки шаблона

На Рис.2 представлена диаграмма прецедентов приложения

Рисунок 2 - Диаграмма прецедентов

Таким образом, модуль автоматизации УМКД кафедры вуза позволит автоматизировать определенный круг задач, с которыми сталкиваются работники кафедры. В связи с этим, необходимо выбрать инструментальные средства разработки. Соответственно, выбираемое средство разработки должно:

  • поддерживать несколько языков программирования;

  • иметь развитые библиотеки компонентов для работы с базами данных и приложениями OpenOffice.org и MS Office;

  • отвечать современным требованиям безопасности.

Практическое значение работы:

  • Созданный программный продукт позволит экономить время сотрудников кафедры вуза на составление документов блока УМКД.


Литература:

  1. Автоматизация управлением учебным процессом “АСУО Контингент” [Электронный ресурс]. – [2010]. – Режим доступа: http://asuo-kontingent.ru.

  2. Солянкина, Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л.Солянкина – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009. – 27 с.

  3. Фаулер, М. Архитектура корпоративных программных приложений: Пер. с англ./ М. Фаулер — М .: Издательский дом "Вильямс", 2006. — 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочая программа, система автоматизации, учебный план, учебный процесс, Блок-схема алгоритма обработки шаблона, генерация рабочих программ, самостоятельное изучение дисциплины, учебная дисциплина, учебно-методический комплекс, учебно-методический комплекс дисциплины.


Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Задать вопрос