Инфляция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.09.2021

Статья просмотрена: 2681 раз

Библиографическое описание:

Комкова, Е. Г. Инфляция / Е. Г. Комкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83942/ (дата обращения: 19.11.2024).



Говоря об инфляции сегодня, можно сказать, что это достаточно известный термин экономики, но на самом деле она еще недостаточно объяснена. Это связано с тем, что на протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса.

В современном мире инфляция является одной из самых актуальных проблем в экономике России, которая представляет собой устойчивое непрерывное снижение покупательной способности денег, тормозящее развитие экономики страны в целом и ухудшающее уровень жизни и благосостояние населения.

В общем виде под инфляцией понимают совершающиеся в экономике:

— чрезмерное увеличение бумажных денег в обращении, не соответствующее предложению товаров и услуг;

— снижение покупательной способности денег;

— общее длительное повышение цен.

Отметим основные черты, характеризующие инфляцию: это сокращение реальных доходов и рост стоимости жизни, повышение общего уровня цен, увеличение количества некачественной продукции, продолжительное рыночное неравновесие.

Инфляция — это превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, что приводит к росту цен на них. Впоследствии происходит снижение доходов и повышение стоимости жизни.

По своему характеру инфляция подразделяется на следующие виды:

— скрытая или подавленная, проявляется в товарном дефиците, тем самым искусственно ограничивая потребление;

— открытая или явная, которая выражается в устойчивом росте цен [1].

По темпам роста цен инфляцию принято разделять на три вида.

  1. Ползучая инфляция означает, что цены растут постепенно, приблизительно на 3–5 % в год, как это происходит в развитых странах. Умеренная инфляция — положительный для экономики фактор, она стимулирует спрос, способствует расширению производства и инвестированию.
  2. Галопирующая инфляция характерна для развивающихся стран. Рост цен составляет 10–50 % в годовом исчислении.
  3. Гиперинфляция — характеризуется среднемесячным приростом цен свыше 50 %.

Из всех видов инфляции наиболее губительной является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары.

Самое высокое значение темпа инфляции в России наблюдаюсь в 1992 г. — в первый год после отмены тотального регулирования цен, имевшего место в советский период. Цены, освободившись от государственного контроля, выросли в 1992 г. на 2509 %. или в 26 раз. В последующие три года цены продолжали стремительно расти, увеличиваясь ежегодно в разы: в 1993 г. — в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2. в 1995 г. — в 2,3 раза.

Начиная с 1996 г. в результате проведения правительством страны активных антиинфляционных мероприятий кривая динамики роста цен покинула зону 100 %-х темпов и в последующие годы уже ни разу туда не возвращалась. Более того, в 1997 г. темпы инфляции оказались настолько низкими по сравнению с предыдущими годами — всего 11 % в годовом исчислении, что многие посчитали высокую инфляцию в России поверженной. Однако уже в следующем 1998 г. инфляция вновь подскочила совсем близко к 100 %-й отметке, достигнув уровня 84.4 %. Причиной послужил разразившийся в августе этого года финансовый кризис. Последовавший за этим массовый отток капитала из страны привел к девальвации (обесцениванию) рубля.

В послекризисные годы инфляция в России постепенно ослабевала. Тем не менее, ее уровень оставался высоким, превышая в 5–6 раз уровень инфляции в развитых странах. Для сравнения: в 2001–2005 гг. среднегодовой темп инфляции в России был 13,6 %, В период 2008–2016 годов в России наблюдается значительное превышение уровня инфляции относительно нормы даже для развивающихся стран (она составляла примерно 5–6 %), а в 2014–2015 годах была еще выше почти в два раза — 11–13 %. Начиная с 2015 года главным инструментом денежно-кредитной политики государства становится таргетирование инфляции. Сущность инфляционного таргетирования заключается в том, что основной задачей денежно-кредитной политики государства является поддержание ценовой стабильности и контроль за инфляцией.

Уровень желательной инфляции в России задается также как и в других странах, — по индексу потребительских цен. ЦБ РФ принимает необходимые меры, чтобы идентифицировать наблюдаемую инфляцию с целью избежать ценовых шоков и других неблагоприятных последствий.

Особенности таргетирования инфляции в России связаны с особенностями российской потребительской корзины. В России доля продуктовых товаров в потребительской корзине достаточно высока (36 %), значительную роль играют импортные товары (44 %), большой удельный вес занимают товары и услуги, ценообразование на которые идет со стороны государства (услуги ЖКХ, некоторые виды транспорта, и др.)

В рамках таргетирования инфляции Банк России устанавливает цель по инфляции и публикует ее в Основных направлениях государственной денежно-кредитной политики, которые подлежат рассмотрению в правительстве РФ, Государственной Думе РФ, Федеральном Собрании РФ, а также данный документ заверяется Президентом Российской Федерации. Цель по инфляции устанавливается для темпа прироста индекса потребительских цен к соответствующему месяцу предыдущего года (рассчитывается Федеральной службой государственной статистики). С учетом особенностей российской экономики установлена цель — инфляция вблизи 4 % постоянно. Россия уже достаточно давно перешла к режиму плавающего валютного курса рубля. Это помогает переориентировать денежно-кредитную политику на достижение главной цели — поддержания ценовой стабильности в государстве и тем самым достижения устойчивости национальной валюты.

Таким образом, проанализировав российскую практику по вопросу таргетирования инфляции, можно сделать вывод, что это один из наиболее успешных методов реализации денежно-кредитной политике в стране, который уже давно и прочно зарекомендовал себя за рубежом и на данный момент уже несколько лет успешно практикуется в Российской Федерации, удерживая инфляцию на уровне близком к 4 % ежегодно и способствуя снижению инфляционных ожиданий в стране.

Литература:

  1. Перевышина Е. Влияние инфляции на темпы экономического роста. Финансы и кредит. 2016;(9):18–30
  2. Трунин П. В., Божечкова А. В., Киюцевская А. М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. 2017. № 4. С. 61–67.
  3. Афанасьева О. И. О таргетировании инфляции и регулировании курса рубля // Банковское дело. 2017. № 4. С. 10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): россия, инфляция, рост цен, годовое исчисление, денежно-кредитная политика, денежно-кредитная политика государства, покупательная способность денег, Российская Федерация, темп инфляции, ценовая стабильность.


Задать вопрос