К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Лалош, В. О. К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости / В. О. Лалош. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83836/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье автор предпринимает попытку описать специфику таких феноменов как совладающее поведение и жизнестойкость на этапе взрослости человека, а также установить между ними связь.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-поведение, жизнестойкость, период взрослости.

Известно, что каждый возрастной период полон психологических и социальных особенностей, и период взрослости — не исключение. Так, если брать за основу классификацию Б. Г. Ананьева [7, С. 3], то для ранней взрослости (18–25 лет) характерно достижение пика биологического созревания, чувство оптимизма, изменение социальных ролей; для средней (26–46 лет) — максимальное развитие творческих и профессиональных достижений с одной стороны и снижение жизненных сил с другой; для поздней (47–60 лет) — окончание профессиональной карьеры, подготовка к роли пенсионера.

Мы видим, что каждый человек в течение своей жизни сталкивается с огромным количеством ситуаций, многие из которых вызывают появление негативных эмоций. Однако, несмотря на это, человек на всех этапах своего развития должен научиться находить выход из любых ситуаций, преодолевать трудности и справляться с препятствиями.

Каждый из нас делает это с разной степенью эффективности, но последствия этих процессов — не только положительный результат, который меняет качество жизни и самооценку, но также стресс, различные расстройства и внутренние переживания. Все это в конечном итоге приводит к нарушению психологического здоровья человека, который вынужден искать наиболее приемлемые пути выхода из ситуаций, предусмотренных жизнью, но иногда такой поиск приводит к кризису личности, проявляющемуся в личной и профессиональной сфере. Понимание этого привело к появлению и развитию нового направления в психологии. В его основе лежит термин «совладающее поведение», введенный зарубежными психологами, в последствие расширенный отечественными специалистами.

Стоит отметить, что совладающее (копинг) поведение используется в разных сферах жизни при столкновении с трудностями, которые предопределяются обыденными жизненными ситуациями. И для того, чтобы их преодолеть, человеку нужно знание о способах возможной реализации своих усилий, и, как отмечал Р. Лазарус «…человек должен верить, что они у него есть» [1, с. 83].

Понятие coping происходит от английского cope , что означает преодолевать. В научной литературе термин coping в широком смысле включает в себя все «виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего и внутреннего характера, а в более узком — определяется, как стратегия действия для приспособления к условиям ситуации. Он может пониматься как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [4, с. 22].

Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому совладающее поведение — «это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действия» [2, с. 93].

Р. Лазарус написал книгу, в которой проработаны все проблемы совладания, а также дано полное описание этой теории и основных стратегий. Если обратиться к автору, то взаимодействие человека со всеми внешними раздражителями и ситуациями представляется непрерывным и активным процессом. Причем он регулярно меняется, проходя три основных этапа:

– когнитивная оценка;

– преодоление;

– эмоциональная обработка.

К настоящему времени общепризнанной классификации типов coping не существует, но большинство из них построено вокруг двух модусов психологического преодоления, предложенных Р. Лазарусом и С. Фолкман:

1) проблемно-ориентированное совладание, направленное на решение проблемы (problem-focused);

2) эмоционально-ориентированное совладание, направленное на изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused)».

В настоящее время в отечественной психологической науке отмечается возросший интерес к исследованию особенностей психологического преодоления в возрастном аспекте (Л. И. Анцыферова, Т. Л. Крюкова, А. В. Либина и др.). Поэтому рассмотрим типологию механизмов защиты по уровню их зрелости в континууме «примитивность — зрелость» предложил Дж. Вайлант. Данная классификация получила обширную популярность и имеет признание до сегодняшнего дня:

– на первом уровне: психотические механизмы (иллюзорная проекция, искажения, отвержение реальности);

– на втором уровне: незрелые механизмы (компульсивность, уход в болезнь, проекция, фантазия и пр.);

– на третьем уровне: невротические механизмы (смещение, формирование реакции, диссоциация, интеллектуализация);

– на четвертом уровне: зрелые защиты (альтруизм, антиципатия, юмор, супрессия, сублимация)» [2, с. 100].

Интересным представляется проследить связь совладающего поведения и жизнестойкости.

В зарубежной литературе жизнестойкость определяется понятием hardiness, введённым С. Кобейсом и С. Мадди. Данный термин широко используется в экзистенциальной психологии, а также прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Согласно зарубежному подходу, жизнестойкость определяется не только как способность человека, обладающего определёнными индивидуальными особенностями, умением противостоять различным травмирующим ситуациям, таким как несчастные случаи, стихийные бедствия, болезнь или смерть близких людей, но и обращать их во благо собственного личностного роста [6, с. 24–25].

По Д. А. Леонтьеву, жизнестойкость — «черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете — мерой преодоления личностью самой себя» [6, с. 25].

Анализируя жизнестойкость как систему убеждений человека, C. Мадди предложил четкий конструкт жизнестойкости, состоящий из трех компонентов:

1) вовлеченность — это убежденность человека, в том, что вовлеченность в реальную действительность дает ему возможность найти в ней интересное и важное для себя;

2) контроль — это убеждение человека в том, что на результат того, что происходит в реальности, может повлиять только борьба как выбор собственной стратегии деятельности в конкретной ситуации;

3) принятие риска — это убежденность человека в том, что всё, что с ним происходит, необходимо для его развития, поскольку дает ему опыт как положительный, так и отрицательный. «Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности»» [3, с. 179].

Ряд отечественных психологов напрямую не занимаются исследованием феномена жизнестойкости как такового, но используют это понятие для объяснения других психологических феноменов.

Так, М. А. Одинцова, изучая преодолевающее поведение личности, выделяет два стиля преодоления: виктимный (стиль жертвы) и жизнестойкий, а также подробно описывает личность с жизнестойким стилем преодоления: «Личность с жизнестойким стилем преодоления характеризуется высоким уровнем активности, направленностью на поиск ресурсов в себе для совладания с трудной жизненной ситуацией... отличается реальным взглядом на ту или иную трудную жизненную ситуацию позитивным восприятием мира, адекватным мировоззрением» [5, с. 188].

С точки зрения экспериментальных исследований феномена жизнестойкости необходимо обратить внимание на работы Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. С 2002 года они проводили работу по разработке и апробации русскоязычной версии теста жизнестойкости С. Мадди. Наряду «с выявлением в рамках апробации русскоязычной версии теста уровня его надежности, внешней (конструктной) и внутренне валидности, региональных различий» авторы исследовали связь жизнестойкости и различных копинг-стратегий переживания стресса, депрессивности.

Были получены экспериментальные данные, свидетельствующие об отрицательной связи жизнестойкости с такими копинг-стратегиями, как избегание и поиск социальной поддержки, а также о позитивной связи с копинг-стратегиями планирования и положительной переоценки.

Компоненты жизнестойкости имеют различные связи с совладанием: показатели «вовлеченности» и «контроля» связаны как с поведенческими, так и с эмоционально-ориентированными копинг-стратегиями, низкие показатели «принятия риска» связаны с такими стратегиями совладания, как «отвлечение» и «обращение за помощью к другим людям» [3, с. 167].

Возрастной аспект переживания субъективного благополучия является важным с точки зрения формирования индивидуального сознания и самосознания, стабилизации ценностно-мотивационных структур, которые в период взросления проходят этапы активного становления. Например, Е. В. Картавшикова рассматривает понятия жизнестойкости и совладания в контексте смысложизненного кризиса тридцати лет личности. Автор считает справедливым рассмотрение личностных образований как базового фактора формирования индивидуальной смысложизненной стратегии по преодолению «психологического дискомфорта» разной степени интенсивности, обеспечивающий тем самым жизнестойкость личности.

Таким образом, взрослый жизнестойкий человек не только способен сохранять «веру в себя и свои силы», в положительный исход любой ситуации, но также умеет эффективно перестраивать собственные установки, навыки и способности в соответствие с трансформацией полученного опыта. Он способен избирательно подходить к выбору копинг-стратегий в той или иной ситуации, использует проблемно-ориентированный стиль совладания в ситуациях, требующих и имеющих возможность разрешения, и эмоционально-ориентированный стиль в ситуациях, не имеющих возможность разрешения, при длительных стрессовых воздействиях.

По сей день корректируются теоретические основы совладающего поведения и жизнестойкости личности. В психологической науке эти новые направления уже зарекомендовали себя, но требуют дальнейшего изучения.

Литература:

  1. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособие / В. С. Безрукова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2016. — 381 с.
  2. Бекоева Д. Д. Практическая психология: учеб. пособие /Д. Д. Бекоева. — М.: Академия, 2018. — 192 с.
  3. Борисова Н. М. Возраст и копинг: выбор стратегий совладающего поведения в разные периоды взрослости // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. — 2019. — С. 319–323.
  4. Борисова Н. М., Шаповаленко И. В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. — 2018. — Т. 10. — №. 3. — С. 115–125.
  5. Волкова Н. Э. Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — Т. 24. — №. 2. — С. 19–23.
  6. Гвоздецкая В. К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов // Sciences of Europe. — 2016. — №. 9–4 (9). — С. 24–31.
  7. Психология взрослости / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. — 542 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, жизнестойкость, трудная жизненная ситуация, возможность разрешения, жизнестойкий стиль преодоления, жизнестойкость личности, мера преодоления, период взрослости, психологическое преодоление, убежденность человека.


Ключевые слова

копинг-поведение, совладающее поведение, жизнестойкость, период взрослости
Задать вопрос