Создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на основе материалов семейных архивов студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барышев, И. Р. Создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на основе материалов семейных архивов студентов / И. Р. Барышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83524/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье представлены результаты инициации и внедрения социально-исследовательского проекта направленого на создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» для формирования у студентов бережного отношения к памяти предков, воспитания гордости за подвиг прадедов — участников Великой Отечественной войны, выражения гражданско-патриотической позиции и сохранения исторической памяти поколений.

Ключевые слова: Книга Памяти, история России и Дальнего Востока, Великая Отечественная война, участники Великой Отечественной войны, прадеды, сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание, исследовательская деятельность в учреждениях среднего профессионального образования.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов — это одно из самых знаковых событий ХХ века в истории нашей страны и всего мира, воспоминания о котором необходимо сохранить. Аристотель говорил, что «память — главный враг войны». Задача молодого поколения — это помнить, хранить и чтить память тех людей, благодаря которым молодые люди могут учиться, путешествовать, читать, мечтать, влюбляться — жить на мирной Земле.

Из художественной литературы, фильмов, документальной кинохроники, страниц учебников современному поколению становятся известны факты о жизни людей в годы войны, но молодёжь мало знает о подвигах своих прадедов.

С целью привлечения внимания студентов к изучению истории Великой Отечественной войны и к проблеме сохранения исторической памяти в группе ЭЛА-219 КГБ ПОУ ХТТБПТ был реализован проект по созданию Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!», посвящённой подвигу прадедов-участников Великой Отечественной войны.

Актуальность проекта подтвердил опрос среди студентов группы и их родителей. В выборке участвовало 50 человек. Проанализировав ответы на вопросы опрашиваемых, были сделаны следующие выводы: небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды, документы); единицы знают о подвиге прадедов; большинство семей знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, но не имеют конкретных данных об их фронтовом пути; практически все опрошенные уверены в необходимости создания Книги Памяти, чтобы увековечить память о прадедах-участниках ВОВ.

Для достижения результата студентам группы было необходимо: опросить и записать воспоминания близких и дальних родственников; найти информацию о семье в музеях, документальные подтверждения фронтового пути прадеда-участника ВОВ в архивах; познакомиться с сохранившимися вещественными источниками (фотографиями, грамотами, документами); создать пакет документов (наградные листы, боевой путь, фотографии прадедов — участников Великой Отечественной войны).

В группе была проведена большая организационная, разъяснительная, поисково-исследовательская работа: создана памятка о проекте; подготовлена информационная презентация по поиску документальных материалов о ВОВ, архивных материалов об участниках войны; даны рекомендации о возможностях интернет-ресурсов и баз данных; проведены консультации; оказана помощь в поиске — проверены, уточнены и дополнены собранные студентами данные с официальных сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «ОБД-Мемориал» и др.; проведён сбор и анализ архивных источников; обработана и оформлена полученная информация; создана Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» в электронном виде; выпущен экземпляр иллюстрированной книги на бумажном носителе.

В реализации данного проекта приняли участие студенты, их родители, родственники и педагоги. Кто-то из студентов предоставил только фото ветерана, кто-то биографические данные, кто-то нашёл описание подвига, кто-то поделился воспоминаниями родных. Важно и ценно было участие каждого студента: приветствовалась любая инициатива и желание приобщиться к исследовательской работе, ведь самое главное в проекте — это сохранение памяти и уважение к мужеству прадедов.

Участие в создании Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» не только способствовало объединению и укреплению связей между студентами и родителями ради достойной цели — сохранить прошлое для будущих потомков, но и помогло приобщить студентов к научно — исследовательской деятельности, которая подразумевает работу с исторической литературой, базами данных, каталогами, поиск и анализ исторических источников т. д.

Самостоятельное исследование, изучение архивных документов, семейных альбомов и наград, поиск студентами информации о воинском пути прадедов — всё это нацеливает студентов на углубленное изучение истории России и событий Великой Отечественной войны, расширяет знания о героическом прошлом их прадедов-героев и способствует сохранению исторической памяти.

Иван Погурец, изучив архивные документы, выяснил, что его прадед Куршев Демид Яковлевич погиб в бою на 626-й день войны в ходе Ржевско-Вяземской операции. Удалось установить место его захоронения — братская могила у школы п. Знаменка Угранского района Смоленской области. Также была обнаружена информация о братьях его прадеда: Куршеве Сергее Яковлевиче, который служил в полку береговой охраны Ленинграда, и Куршеве Андрее Яковлевиче, который в годы войны был наводчиком батареи минометов.

Ольге Ходячевой свои детские воспоминания о войне рассказала прабабушка — Роза Дмитриевна Калентеева. Она — ребенок войны и участник трудового фронта. На основании этих воспоминаний удалось найти материалы об отце прабабушки — Бакичеве Дмитрии Михайловиче, который воевал на Карельском фронте и её брате — Бакичеве Элмие Дмитриевиче, командире пулемётного расчёта 992 стрелкового полка 306 стрелковой дивизии.

Артёму Киркалову удалось узнать боевой путь своего прадеда, который служил в пехотных войсках и дошел до Кёнисберга. Найдены наградные листы и описание подвигов. Киркалов Василий Михайлович награждён медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», Орденом Красной Звезды. Прадед Артёма упоминается в воспоминаниях сослуживца из 417-й стрелковой дивизии. Удалось также найти и данные на его отца — Киркалова Михаила Максимовича.

Татьяна Сабирова знала о воинском пути своего прадеда — Сабирова Кадыра Сабировича, но участие в проекте позволило найти ранее неизвестные архивные документы — наградные листы и приказы о награждении медалями.

Вячеслав Пержинский знал о воинском пути прадеда — Мельника Федора Лукича. Проверяя информацию, удалось выяснить, что вместе с прадедом призывались его братья — Михаил, Трофим, Алексей, Григорий. Григорий Лукич погиб на острове Тейкар-Саари и перезахоронен в братскую могилу, которая находится в г. Высоцк.

Прадед Елизаветы Киле, Ходжер Тамба Васильевич, родился в с. Болонь Нанайского района Хабаровского края. Поиск документов показал, что из Хабаровского края было призвано много красноармейцев по фамилии Ходжер: Ходжер Демьян Васильевич из с. Нижний Нерген, Ходжер Петр Васильевич из с. Тунгуска, Николай Васильевич Ходжер из стойбища Анды, Ходжер Семён Васильевич из дер. Балом, Ходжер Василий Васильевич… Возможно, кто-то из них является дальним родственником.

Прадед Максима Шипунова погиб в боях за Мелитополь. Он бросился под танк противника с противотанковой миной и подорвал его ценой своей жизни. Фролову Михаилу Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Узнавая боевые биографии реальных людей, студенты соприкасаются с живой и конкретной историей своей семьи, родных людей и свершенными ими подвигами в годы войны. Именно истории подвигов и побед наших прадедов могут стать уроком мужества и патриотизма для современной молодёжи.

Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» группы ЭЛА-219 КГБ ПОУ ХТТБПТ стала символом памяти, мужества и героизма прадедов, символом объединения разных поколений и символом долга молодых людей перед подвигами прадедов. Это их вклад в сохранение истории страны. Написанная книга является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Конечный результат этой работы помог студентам осознать неоценимый подвиг прадедов и вызвал чувство сопричастности к большому и важному делу. Студенты группы приняли участие в патриотическом мероприятии «Марш мира», посвящённом 9-му мая, на котором выступили с рассказом о своих прадедах. Также Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» была презентована на краевом конкурсе научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна» — 2021.

Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» хранится в библиотеке техникума и работа над ней будет продолжена студентами других групп, первокурсниками, педагогами.

Результат, осознание важности, нужности данного проекта — это отзывы людей, прочитавших книгу. Прежде всего, самих студентов, родителей, друзей, знакомых из других городов:

 «Ваша Книга памяти — это книга судеб, в которой много действующих лиц, чью жизнь перевернула война. За строчками этой книги и фотографиями судьбы, судьбы, судьбы…».

 «Советую прочитать! Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению».

 «Молодцы ребята! Книга интересна и актуальна и в наше время».

 «В вашей книге есть то, что никого не оставляет равнодушным. Это судьба наших дедов и ваших прадедов, которые отдавали свои жизни за Родину, за мирное небо. Читая книгу, становится понятно, какой ценой досталась нашей стране Победа…».

 «Книга трогает душу и сердце и заставляет задуматься обо всех погибших на войне..”..

 «В книге описаны несколько мгновений войны, а сколько там подвига и преодоления! Героизм простых солдат — наших прадедов вызывает глубокое уважение и гордость!»

Наверное, это самая лучшая оценка и показатель — знать, что Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» нужна другим людям.

Литература:

1. Банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг”. http://www.podvignaroda.ru.

2. Бессмертный полк России https://www.polkrf.ru.

3. Интернет-портал подлинных документов о Второй мировой 1939–1945 и Великой Отечественной войне 1941–1945 «Память народа» https://pamyat-naroda.ru.

4. Книга памяти Хабаровского края http://xn--j1aaoy.xn--p1ai.

5. Обобщенный банк данных «Мемориал». База данных погибших и пропавших без вести 1941–1945 года. http://www.obd-memorial.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, прадед, студент, историческая память, студент группы, Хабаровский край, боевой путь, братская могила, исследовательская деятельность, подвиг прадедов.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Книга Памяти, история России и Дальнего Востока, участники Великой Отечественной войны, прадеды, сохранение исторической памяти, исследовательская деятельность в учреждениях среднего профессионального образования

Похожие статьи

Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот»

Статья посвящена Году педагога и наставничества и 80-летию Дня Победы. Статья создана силами педагогов, обучающихся. В статье представлены результаты сбора и оформления «Живой книги памяти «Солдат. Учитель. Патриот» с использованием платформы Tilda.

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Похожие статьи

Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот»

Статья посвящена Году педагога и наставничества и 80-летию Дня Победы. Статья создана силами педагогов, обучающихся. В статье представлены результаты сбора и оформления «Живой книги памяти «Солдат. Учитель. Патриот» с использованием платформы Tilda.

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Задать вопрос