В статье представлены результаты инициации и внедрения социально-исследовательского проекта направленого на создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» для формирования у студентов бережного отношения к памяти предков, воспитания гордости за подвиг прадедов — участников Великой Отечественной войны, выражения гражданско-патриотической позиции и сохранения исторической памяти поколений.
Ключевые слова: Книга Памяти, история России и Дальнего Востока, Великая Отечественная война, участники Великой Отечественной войны, прадеды, сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание, исследовательская деятельность в учреждениях среднего профессионального образования.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов — это одно из самых знаковых событий ХХ века в истории нашей страны и всего мира, воспоминания о котором необходимо сохранить. Аристотель говорил, что «память — главный враг войны». Задача молодого поколения — это помнить, хранить и чтить память тех людей, благодаря которым молодые люди могут учиться, путешествовать, читать, мечтать, влюбляться — жить на мирной Земле.
Из художественной литературы, фильмов, документальной кинохроники, страниц учебников современному поколению становятся известны факты о жизни людей в годы войны, но молодёжь мало знает о подвигах своих прадедов.
С целью привлечения внимания студентов к изучению истории Великой Отечественной войны и к проблеме сохранения исторической памяти в группе ЭЛА-219 КГБ ПОУ ХТТБПТ был реализован проект по созданию Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!», посвящённой подвигу прадедов-участников Великой Отечественной войны.
Актуальность проекта подтвердил опрос среди студентов группы и их родителей. В выборке участвовало 50 человек. Проанализировав ответы на вопросы опрашиваемых, были сделаны следующие выводы: небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды, документы); единицы знают о подвиге прадедов; большинство семей знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, но не имеют конкретных данных об их фронтовом пути; практически все опрошенные уверены в необходимости создания Книги Памяти, чтобы увековечить память о прадедах-участниках ВОВ.
Для достижения результата студентам группы было необходимо: опросить и записать воспоминания близких и дальних родственников; найти информацию о семье в музеях, документальные подтверждения фронтового пути прадеда-участника ВОВ в архивах; познакомиться с сохранившимися вещественными источниками (фотографиями, грамотами, документами); создать пакет документов (наградные листы, боевой путь, фотографии прадедов — участников Великой Отечественной войны).
В группе была проведена большая организационная, разъяснительная, поисково-исследовательская работа: создана памятка о проекте; подготовлена информационная презентация по поиску документальных материалов о ВОВ, архивных материалов об участниках войны; даны рекомендации о возможностях интернет-ресурсов и баз данных; проведены консультации; оказана помощь в поиске — проверены, уточнены и дополнены собранные студентами данные с официальных сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «ОБД-Мемориал» и др.; проведён сбор и анализ архивных источников; обработана и оформлена полученная информация; создана Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» в электронном виде; выпущен экземпляр иллюстрированной книги на бумажном носителе.
В реализации данного проекта приняли участие студенты, их родители, родственники и педагоги. Кто-то из студентов предоставил только фото ветерана, кто-то биографические данные, кто-то нашёл описание подвига, кто-то поделился воспоминаниями родных. Важно и ценно было участие каждого студента: приветствовалась любая инициатива и желание приобщиться к исследовательской работе, ведь самое главное в проекте — это сохранение памяти и уважение к мужеству прадедов.
Участие в создании Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» не только способствовало объединению и укреплению связей между студентами и родителями ради достойной цели — сохранить прошлое для будущих потомков, но и помогло приобщить студентов к научно — исследовательской деятельности, которая подразумевает работу с исторической литературой, базами данных, каталогами, поиск и анализ исторических источников т. д.
Самостоятельное исследование, изучение архивных документов, семейных альбомов и наград, поиск студентами информации о воинском пути прадедов — всё это нацеливает студентов на углубленное изучение истории России и событий Великой Отечественной войны, расширяет знания о героическом прошлом их прадедов-героев и способствует сохранению исторической памяти.
Иван Погурец, изучив архивные документы, выяснил, что его прадед Куршев Демид Яковлевич погиб в бою на 626-й день войны в ходе Ржевско-Вяземской операции. Удалось установить место его захоронения — братская могила у школы п. Знаменка Угранского района Смоленской области. Также была обнаружена информация о братьях его прадеда: Куршеве Сергее Яковлевиче, который служил в полку береговой охраны Ленинграда, и Куршеве Андрее Яковлевиче, который в годы войны был наводчиком батареи минометов.
Ольге Ходячевой свои детские воспоминания о войне рассказала прабабушка — Роза Дмитриевна Калентеева. Она — ребенок войны и участник трудового фронта. На основании этих воспоминаний удалось найти материалы об отце прабабушки — Бакичеве Дмитрии Михайловиче, который воевал на Карельском фронте и её брате — Бакичеве Элмие Дмитриевиче, командире пулемётного расчёта 992 стрелкового полка 306 стрелковой дивизии.
Артёму Киркалову удалось узнать боевой путь своего прадеда, который служил в пехотных войсках и дошел до Кёнисберга. Найдены наградные листы и описание подвигов. Киркалов Василий Михайлович награждён медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», Орденом Красной Звезды. Прадед Артёма упоминается в воспоминаниях сослуживца из 417-й стрелковой дивизии. Удалось также найти и данные на его отца — Киркалова Михаила Максимовича.
Татьяна Сабирова знала о воинском пути своего прадеда — Сабирова Кадыра Сабировича, но участие в проекте позволило найти ранее неизвестные архивные документы — наградные листы и приказы о награждении медалями.
Вячеслав Пержинский знал о воинском пути прадеда — Мельника Федора Лукича. Проверяя информацию, удалось выяснить, что вместе с прадедом призывались его братья — Михаил, Трофим, Алексей, Григорий. Григорий Лукич погиб на острове Тейкар-Саари и перезахоронен в братскую могилу, которая находится в г. Высоцк.
Прадед Елизаветы Киле, Ходжер Тамба Васильевич, родился в с. Болонь Нанайского района Хабаровского края. Поиск документов показал, что из Хабаровского края было призвано много красноармейцев по фамилии Ходжер: Ходжер Демьян Васильевич из с. Нижний Нерген, Ходжер Петр Васильевич из с. Тунгуска, Николай Васильевич Ходжер из стойбища Анды, Ходжер Семён Васильевич из дер. Балом, Ходжер Василий Васильевич… Возможно, кто-то из них является дальним родственником.
Прадед Максима Шипунова погиб в боях за Мелитополь. Он бросился под танк противника с противотанковой миной и подорвал его ценой своей жизни. Фролову Михаилу Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Узнавая боевые биографии реальных людей, студенты соприкасаются с живой и конкретной историей своей семьи, родных людей и свершенными ими подвигами в годы войны. Именно истории подвигов и побед наших прадедов могут стать уроком мужества и патриотизма для современной молодёжи.
Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» группы ЭЛА-219 КГБ ПОУ ХТТБПТ стала символом памяти, мужества и героизма прадедов, символом объединения разных поколений и символом долга молодых людей перед подвигами прадедов. Это их вклад в сохранение истории страны. Написанная книга является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
Конечный результат этой работы помог студентам осознать неоценимый подвиг прадедов и вызвал чувство сопричастности к большому и важному делу. Студенты группы приняли участие в патриотическом мероприятии «Марш мира», посвящённом 9-му мая, на котором выступили с рассказом о своих прадедах. Также Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» была презентована на краевом конкурсе научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна» — 2021.
Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» хранится в библиотеке техникума и работа над ней будет продолжена студентами других групп, первокурсниками, педагогами.
Результат, осознание важности, нужности данного проекта — это отзывы людей, прочитавших книгу. Прежде всего, самих студентов, родителей, друзей, знакомых из других городов:
«Ваша Книга памяти — это книга судеб, в которой много действующих лиц, чью жизнь перевернула война. За строчками этой книги и фотографиями судьбы, судьбы, судьбы…».
«Советую прочитать! Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению».
«Молодцы ребята! Книга интересна и актуальна и в наше время».
«В вашей книге есть то, что никого не оставляет равнодушным. Это судьба наших дедов и ваших прадедов, которые отдавали свои жизни за Родину, за мирное небо. Читая книгу, становится понятно, какой ценой досталась нашей стране Победа…».
«Книга трогает душу и сердце и заставляет задуматься обо всех погибших на войне..”..
«В книге описаны несколько мгновений войны, а сколько там подвига и преодоления! Героизм простых солдат — наших прадедов вызывает глубокое уважение и гордость!»
Наверное, это самая лучшая оценка и показатель — знать, что Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!» нужна другим людям.
Литература:
1. Банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг”. http://www.podvignaroda.ru.
2. Бессмертный полк России https://www.polkrf.ru.
3. Интернет-портал подлинных документов о Второй мировой 1939–1945 и Великой Отечественной войне 1941–1945 «Память народа» https://pamyat-naroda.ru.
4. Книга памяти Хабаровского края http://xn--j1aaoy.xn--p1ai.
5. Обобщенный банк данных «Мемориал». База данных погибших и пропавших без вести 1941–1945 года. http://www.obd-memorial.ru