Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 10.07.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Байдукова, Н. Г. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения / Н. Г. Байдукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83145/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом возрастает уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними одним из важнейших факторов, вызывающих отклоняющееся поведение является психолого-психиатрические отклонения.

Целью данной работы является анализ элементов криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения.

Поставим ряд задач:

— Дать определение криминалистической характеристики преступлений

— Определить элементы, входящие в состав криминалистической характеристики преступлений

— Сопоставить элементы криминалистической характеристики с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения

— Определить причины возникновения личностных психолого-психиатрических отклонений несовершеннолетних

Криминалистическая характеристика преступлений представляет собой информационную модель преступных деяний, на основе которой формируются особые методы расследования и раскрытия преступлений, она является особым инструментом для следователя.

Криминалистическая характеристика преступлений состоит из ряда элементов, так, например, В. Г. Танасевич выделяет такие составные части данной системы как: способ совершения преступления, обстановка совершения преступления, предмет, на который посягает преступление, личность субъекта, способы сокрытия преступления.

Каждый из элементов криминалистической характеристики является частью системы и находится во взаимосвязи с другими элементами. Так же стоит отметить, что конкретное преступление имеет особенный набор этих элементов.

Разберем каждый элемент структуры на примере преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения. Преступления, совершаемые несовершеннолетними очень разнообразны, они посягают абсолютно на все объекты, охраняемые уголовным законом, начиная с жизни и здоровья и заканчивая компьютерной безопасностью. Несмотря на различие объектов преступлений, данные виды обладают множеством сходств.

Самым популярным объектом преступных посягательств для несовершеннолетних является собственность и личность с принадлежащими ей правами и правами. Для них характерны такие преступления как кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны транспортных средств, убийства, изнасилования, приобретение и хранение наркотиков.

Следующим элементом рассмотрим объективную сторону преступления, как правило несовершеннолетние избирают для себя активные действия, так как данный субъект обладает высокой физической активностью, недостатком материального оснащения, наличием соучастников преступления. Факультативным признаком субъективной стороны являются способы совершения преступления, обстановка и способы сокрытия преступления. Способ совершения преступления для несовершеннолетних характеризуется спонтанностью, стихийностью, что обусловлено ненадлежащей охраной объекта посягательства, беспомощностью, демонстрацией имеющихся средств.

Особенностью несовершеннолетних является стремление к самоутверждению, признанию их важности, значимости и способности к противостоянию взрослым, поэтому для них характерна особая жестокость по отношению к жертве, причинение ей множества мучений. Посягая на имущество, несовершеннолетние используют демонстративные способы.

В силу возраста и спонтанности совершения преступлений достаточно редко речь идет о сокрытии следов совершения преступления, обычно сокрытие следов заключается в уничтожении одежды, маскировка места совершения преступление (например, восстановление сломанной преграды). Иногда несовершеннолетние в попытке срыть преступление пытаются создать себе алиби путем сговора со своим окружением.

Обстановка совершения преступления — чаще всего несовершеннолетние выбирают вторую половину дня, данный факт обусловлен тем, что в первой половине дня они заняты учебой и другими занятиями, так же этому способствует неопытность несовершеннолетних, недостаточность у них навыков совершения преступлений.

Важнейшим элементом криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения, для нас является субъект преступления и его особенности.

Прежде всего, отметим какими отклонениями обладают несовершеннолетние — это наличие таких особенностей характера как неуравновешенность, тщеславие, упрямство, агрессивность, равнодушие к страданием других, стоит отметить, что речь идет о дефектах, которые не исключают вменяемость, так как их наличие говорит об отсутствии состава преступления. Данные особенности характера рассматриваются могут быть присущи многим подросткам, однако, в данном случае мы рассматриваем их как криминогенные сдвиги, деформация в моральных и эмоциональных сферах. На появление отклонений влияют множество факторов, в особенности это неблагополучные условия воспитания, пьянство родителей, аморальный образ жизни, нехватка ресурсов для существования. При проведении исследований было доказано, что у несовершеннолетних преобладают следующие факторы:

— Нарушения психофизического развития, которое возникло во внутриутробный период

— Заболевание алкоголизмом

— Дефекты внешнего вида

— Низкий уровень умственного развития

— Трудность в общении со сверстниками

Под влиянием вышеперечисленных факторов несовершеннолетние с легкостью поддаются влиянию со стороны взрослых преступников. В данном случае на подростка влияет желание казаться взрослыми, соответствовать им.

Множеством исследований было доказано, что чаще всего преступления, совершают несовершеннолетние мужского пола — 94 %, в редких случаях женского — 6 %. Однако, со временем все чаще девушки становятся субъектами совершения преступлений.

Наличие у несовершеннолетнего психолого-психиатрических отклонений значительно усложняет процесс расследования по делу. Так как следователю, дознавателю нелегко установить виновность такого лица в преступлении, чаще всего такие преступления выявляются следующими способами:

— Несовершеннолетний задержан на месте совершения преступления или непосредственно после его совершения

— Потерпевшим заранее известно о наличии у преступника психических отклонений

— Наличие психических аномалий было заметно по внешнему виду и поведению преступника

— Обстановка и иных следы совершенного преступления свидетельствуют об этом

Таким образом, исходя, из актуальности данной темы следует сделать вывод о том, что изучение поведения несовершеннолетних, имеющих психолого-психические отклонения необходимо, прежде всего, для изобличения их в совершении преступления и для проведения грамотной работы с ними при расследовании и раскрытии преступления.

Литература:

  1. Д. Н. Балашов Н. М. Балашов С. В. Маликов. — М.: Издательский Дом «ИНФРА М», 2017.
  2. А. Г. Филиппова, В. В. Агафонова. — М.: ДГСК МВД России, 2011.
  3. Шурухнов Н. Г. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): криминалистическая характеристика преступлений, преступление, отклонение, способ совершения преступления, внешний вид, криминалистическая характеристика, обстановка совершения преступления, особенность характера, половина дня, способ сокрытия преступления.


Похожие статьи

Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения

Проблемы уголовно-правовой регламентации преступлений, совершаемых в состоянии аффекта

Отдельные аспекты соотношения и разграничения преступлений, совершаемых в состоянии аффекта и при превышении пределов необходимой обороны

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Методологические особенности криминологического прогнозирования назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Теоретические аспекты проблемы подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с умеренными интеллектуальными нарушениями

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Похожие статьи

Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения

Проблемы уголовно-правовой регламентации преступлений, совершаемых в состоянии аффекта

Отдельные аспекты соотношения и разграничения преступлений, совершаемых в состоянии аффекта и при превышении пределов необходимой обороны

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Теоретический обзор феномена образа тела у пациентов с приобретенными психическими расстройствами вследствие черепно-мозговой травмы

Методологические особенности криминологического прогнозирования назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Теоретические аспекты проблемы подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с умеренными интеллектуальными нарушениями

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Задать вопрос