Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 27.06.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Носов, Д. Я. Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ» / Д. Я. Носов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82887/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Ключевые слова: социальная информатика, информационное общество, среднее образование.

The paper presents the main problems of the organization of the educational process when teaching the section «Social Informatics» in the framework of the school course «Informatics and ICT» and ways to solve them.

Key words: social informatics, information society, secondary education.

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Целью современной школы является развитие личности обучающегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

Для достижения указанных задач в школьном курсе информатики необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие обучающимся осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы, протекающие в обществе. Сегодня это направление уже получило международное признание и занимает важное место как в области научных исследований, так и в сфере образования. По проблемам социальной информатики в России ежегодно проводятся научные конференции, публикуются статьи и монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации. И, тем не менее, многие научные и учебно-методологические вопросы, связанные с этой проблемой, настоятельно требуют своей дальнейшей систематизации и развития.

Изучение основ социальной информатики в школьном курсе информатики 10–11 класса позволит учащимся сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.

В то же время в школьном курсе информатики уделяется недостаточно внимания вопросу организации учебного процесса при изучении аспектов социальной информатики, отсутствует ориентированность на вовлечение самих обучающихся в процесс обучения. Поэтому необходимо рассмотреть возможности изменения подхода к обучению основам социальной информатики в курсе информатики для средней школы.

На данный момент учебный процесс в рамках данной темы строится, в основном, на лекционных занятиях, классных часах и некоторых практических заданиях. На наш взгляд, в век технологических прорывов это не совсем правильный подход. Обучая детей основам социальной информатики мало дать им теоретические знания — нужно увлечь их процессом обучения, дать ощутить на себе весь масштаб технологических новшеств, дать им понять, что социальная информатика — это не просто тема урока, это — здесь и сейчас, прямо перед ними, и они, в свою очередь, так же являются частью информационного общества. Для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо строить учебный процесс с помощью системы управления обучением, построенной на базе какой-либо социальной сети. Дети в наше время активно используют соцсети для общения между собой, так почему бы не использовать их во благо?

Как упоминалось выше, современные дети довольно много времени проводят в социальных сетях, которые настолько прочно закрепились в нынешнем мире, что воспринимаются детьми, как данность, как нечто обыденное, повседневное. При обучении их основам социальной информатики задача учителя — направить их «увлечение» в благое русло. Чтобы справиться с ней, сам преподаватель должен быть тоже в некоторой степени увлеченным пользователем, разбираться в современных тенденциях, чтобы понять, какая же социальная сеть ему подходит больше всего. Для этого достаточно обратить внимание на еще одно серьезное увлечение современных детей — компьютерные игры. Дети соревнуются в них, объединяются в команды и соперничают с такими же командами. Что важно в команде? Общение в реальном времени для координации взаимодействий. Для такой цели нужен достаточно удобный мессенджер, позволяющий быстро обмениваться голосовыми сообщениями или вовсе поддерживать режим голосовой конференции. Именно таким и задумывался Discord.

Изначально разработанный специально для геймеров, сейчас Discord из мессенджера превратился в полноценную социальную сеть, содержащую в себе множество контента на любой вкус — от игровых сообществ до полноценных интернет-журналов. На наш взгляд, Discord является наиболее подходящей платформой для реализации системы управления обучением по нескольким причинам. Во-первых, Discord сейчас наиболее популярен среди детей, они проводят в нем большое количество времени и, как следствие, всегда на связи. Во-вторых, он имеет функционал, позволяющий наиболее удобно и быстро развернуть систему управления обучением — достаточно просто создать сервер, разбить его на тематические каналы и наполнить необходимым контентом, как вручную, так и с использованием имеющихся на борту шаблонов серверов. В-третьих, имеется достаточно гибкая система администрирования сообществ посредством присвоения пользователям ролей, как стандартных, так и настроенных вручную. Большим плюсом платформы является ее достаточно низкое потребление ресурсов ПК, что немаловажно в условиях использования платформы на школьном оборудовании. Таким образом, Discord — оптимальное решение для таких задач.

Прогресс не стоит на месте, и общество на всех парах спешит за ним. В таких условиях самое главное — не потерять связь с подрастающим поколением, быть с ними на одной волне, и тогда прививать им культуру общения, нравственные ценности будет намного проще, и в конечном итоге удастся воспитать достойных членов непрерывно развивающегося общества.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная информатика, учебный процесс, школьный курс информатики, ICT, информационное общество, обучение, процесс обучения, ребенок.


Ключевые слова

информационное общество, среднее образование, социальная информатика

Похожие статьи

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Похожие статьи

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Задать вопрос