Особенности организации управления здравоохранением в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки на примере Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 16.06.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Райский, С. В. Особенности организации управления здравоохранением в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки на примере Свердловской области / С. В. Райский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82297/ (дата обращения: 22.01.2022).



Пандемия Covid-2019 (далее — Covid-2019) стала серьезным испытанием не только для Российской Федерации, но и всего мира в целом. Жертвами вируса в первые четыре месяца стали страны с достаточно высокими национальными расходами на здравоохранение: Италия (вложила в отрасль в 2019 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 8,9 % ВВП), Испания (9 %), США (17,1 %), Франция (11,5 %) и Великобритания (9,8 %). Для сравнения: в Южной Корее эти расходы составили 7,3 % ВВП, в Китае — 5 %, в России — 5,3 % [6]. Вместе с тем не наблюдалось прямой взаимосвязи между объемом затраченных на здравоохранение средств и снижением заболеваемости и смертности.

Covid-2019 бросил самый настоящий вызов эффективности сложившейся системе здравоохранения многих стран. Исследователи отмечают, что пандемия обналичила все скапливающиеся годами проблемы здравоохранения практически во всех странах без исключения, в том числе и в РФ. «Высокая скорость распространения вируса вместе с достаточно быстрой и часто непредсказуемой динамикой ухудшения состояния здоровья пациента привели к значительной перегрузке системы здравоохранения» [5].

Среди наиболее острых проблем: дефицит мест, острая нехватка медицинских кадров (всех звеньев), дефицит средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и т. д. Помимо этого, в очередной раз проявилась дезинтеграция управления между центром и регионами [9]. С учетом того, что большая часть нагрузки легла на регионы, органам государственной власти субъектов совместно с Правительством РФ необходимо было в срочном режиме мобилизовать систему здравоохранения.

Конечно, основной удар пришелся на столицу, однако многие из регионов на протяжении всей пандемии, статично занимали первые места в антирейтинге по количеству заболевших. Несмотря на то, что в некоторых регионах было больше заболевших, коэффициент смертей очень сильно варьировался. К примеру, если в Москве коэффициент смертности на данный момент составляет 1,78 %, то в Красноярском крае 5,1 %. Что касается Свердловской области, данный показатель составляет 3,89 %, что является выше среднего по России в целом [8]. Такие показатели могут свидетельствовать о неэффективности системы здравоохранения в Свердловской области.

С целью исключения голословности автор работы считает целесообразным изучить основные изменения (особенности) управления здравоохранением Свердловской области в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Для этого необходимо проанализировать ключевые управленческие решения по совершенствованию здравоохранения в регионе, а также ознакомиться со статистическими данными, а также мнением экспертов в данной области, в частности представителей органов власти, сотрудников сферы здравоохранения и ученых.

Прежде чем перейти к изучению организационных изменений функционирования системы здравоохранения Свердловской области, следует отметить колоссальную финансовую нагрузку на регион в связи с пандемией. Больницы нуждались в СИЗ, ИВЛ, новых местах и т. д., все это требовало больших финансовых затрат. В связи с этим, Министерство здравоохранения Свердловской области совместно с ТФОМС приняли решение об увеличении финансирования областных поликлиник: сумма, которую учреждение получает из системы ОМС ежемесячно, вне зависимости от объема оказанной помощи.

Вместе с тем наибольшие затруднения вызвал не финансовый, а организационный вопрос — маршрутизация пациентов, сохранение неотложной и плановой помощи нековидным больным, обеспечение безопасности медперсонала. К тому же необходимо было организовать наиболее безопасный прием граждан по другим вопросам здравоохранения: проведение плановых операций, прием врачей с узкой специализацией, выдачу лекарственных средств для льготников и т. д.

В самый пик пандемии наиболее острые проблемы заключались в острой нехватке больничных мест, а также СИЗ и ИВЛ. С целью ликвидации, либо хотя бы минимизации проблемы, многие из больниц были перепрофилированы. В частности, для организации дополнительных коек мест была приостановлена работа ряда больниц с инфекционными заболеваниями, вводились дополнительные места в центральных городских больницах ряда муниципальных образований. Помимо этого, была возобновлена работа в муниципалитетах временного пребывания людей с легкой и бессимптомной формами течения болезни.

Пожалуй, одним из существенных изменений в предоставлении услуг здравоохранения, был отказ от плановых приемов граждан. Данное решение ощутили на себе многие граждане. Это изменение вызвало целую волну негатива, так как люди по несколько недель ждали приемы у врачей, а в результате они были отменены на неопределенный срок. Ситуация усугублялась отсутствием каких-либо альтернатив. К примеру, если в ряде европейских государств, посещение больниц в обычном режиме, было заменено на онлайн-консультации с врачами, то у нас таких попыток предпринято не было.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что данное решение было принято ввиду рекомендации федерального центра. Как только пандемия «пошла на спад», работа больниц вернулась в обычный режим. На основе личного опыта автора хотелось бы дать критичную оценку такому решению. Поскольку одновременно была возобновлена работа всех медицинских работников, граждане массово стали заполонять кабинеты больниц. В результате этого на протяжении нескольких недель в больницах скапливались очереди, ни о каком соблюдении дистанции не было и речи. Таким образом, решение о приостановлении плановых приемов без организации альтернативных вариантов, было существенным упущением со стороны региональных властей. «Это может вылиться через определенное время во всплеск заболеваемости» [2]. Такого же характера представляется решение о массовом возобновлении работы больниц в полной мере.

Не менее острая ситуация складывалась с дефицитом кадров. Данная проблема была характера для всех регионов без исключения [3]. В целом, при решении данной проблемы регионы, в том числе, Свердловская область действовали в рамках, заданных федеральным центром. Ключевой мерой поддержки врачей и медицинских работников были дополнительные выплаты. В частности, Губернатор подписал указ о дополнительных выплатах для всех сотрудников скорых и поликлиник.

Более того, буквально на днях, Е. В. Куйвашев ввел региональную премию для врачей и волонтеров-медиков. «Решение об утверждении премии стало признание заслуг всех уральских врачей в борьбе за сохранение жизней и здоровья жителей региона. Символично, что премии в сфере здравоохранения учреждены в Год медицинского работника, объявленный губернатором Евгением Куйвашевым», — добавили в свердловском департаменте информполитики [1].

Несмотря на ряд мобилизационных мер системы здравоохранения Свердловской области, не обошлось и без выявленных проблем и критики. В частности, в ходе проверки Минздрава РФ качества медицинских услуг в период пандемии в Свердловской области, было выявлено, что управления системой здравоохранения находится в кризисе. В частности, перепрофилирование медицинских учреждений осуществлялось с нарушением минимальных требований к оснащению для лечения пациентов, заболевших Covid-19. Помимо этого, во всех медицинских организациях существует дефицит лекарственных препаратов для лечения пациентов с коронавирусом [7]. В результате проверки, было установлено, что в управлении системой здравоохранения в Свердловской области кризис.

Что касается каких-либо существенных изменений в системе управления здравоохранением Свердловской области в период пандемии, говорить о них не представляется возможным по причине их отсутствия. Большая часть изменений носила адресный временный характер, обусловленный острой эпидемиологической ситуацией. В ходе спада заболеваемости все вернулось на круги своя. Вместе с тем пандемия стала реагентом, позволяющим выявить годами скапливающиеся проблемы.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что пандемия выступила драйвером реформирования системы здравоохранения в Свердловской области. Так, Е. В. Куйвашев отметить, что «Пандемия коронавируса стала мощным испытанием для системы здравоохранения и позволила нам сделать выводы о том, как нужно перестраивать работу. (...) Речь идет о развитии телемедицины, чтобы дистанционно следить за здоровьем пациентов, о реорганизации лабораторной службы, чтобы создать единый региональный референс-центр, о модернизации стационаров до уровня инфекционных отделений в каждом управленческом округе» [4]. Таким образом, ошибки, допущенные во время пандемии, при верном их использовании, могут оказать позитивное влияние на развитие системы здравоохранения.

Литература:

  1. В Свердловской области учредили премии для врачей и волонтеров-медиков [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4837485 (дата обращения: 05.06.2021 г).
  2. В. М. Тимербулатов, М. В. Тимербулатов Здравоохранение во время и после пандемии covid-19 // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2020. № 2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-vo-vremya-i-posle-pandemii-covid-19 (дата обращения: 05.06.2021).
  3. Горенко В. И. Российская система здравоохранения: проблемы и возможности по преодолению пандемии // Скиф. 2020. № 11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-sistema-zdravoohraneniya-problemy-i-vozmozhnosti-po-preodoleniyu-pandemii (дата обращения: 05.06.2021).
  4. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев анонсировал изменения в системе здравоохранения региона. [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/main/sverdlovskie-vlasti-soobshchili-o-perestroyke-sistemy-zdravoohraneniya-v-regione (дата обращения: 05.06.2021 г).
  5. Ефременкова Д. А. Правовые основы применения телемедицинских технологий в муниципальном здравоохранении в период пандемии и после нее: проблемы, возможности, перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-primeneniya-telemeditsinskih-tehnologiy-v-munitsipalnom-zdravoohranenii-v-period-pandemii-i-posle-nee-problemy (дата обращения: 05.06.2021).
  6. Как COVID-19 изменит систему здравоохранения [Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/news/5f0d0b7c7a8aa9187eb1b492 (дата обращения: 05.06.2021 г).
  7. Кислород больным дают по очереди, данные о койках занижены: итоги проверки в Свердловском Минздраве [Электронный ресурс] URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69577748.html (дата обращения: 05.06.2021 г).
  8. Статистика распространения коронавируса в России на сегодня, 05 июня 2021 [Электронный ресурс] URL: https://coronavirus-monitor.info/country/russia/ (дата обращения: 05.06.2021 г).
  9. Улумбекова Г.Э Предложения по реформе здравоохранения РФ после завершения пика пандемии СОVID-19//Вестник ВШОУЗ. Том 6, No 2 (20), 2020. URL: https://www.vshouz.ru/upload/iblock/af6/ORGZDRAV_2_2020.pdf (дата обращения: 05.06.2021 г).
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, Пандемия, регион, решение, система здравоохранения, лечение пациентов, обычный режим, острая нехватка, Россия, федеральный центр.


Задать вопрос