Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррупции и коррупционных преступлений в России. Что выступает основой злоупотреблений при реализации служебных полномочий. Есть ли связь между применением должностным лицом служебных компетенций с интересами служебной организации.
На протяжении всего времени развития общества коррупция и коррупционные преступления присутствовали в разных сферах жизни социума. Однако в последние десятилетия прослеживается активный всплеск коррупционной преступности, и многие государства при строительстве капитализма и рыночной экономической системы столкнулись с систематическим корыстным использованием служебного положения на различных уровнях у государственных служащих. Страны, стремящиеся построить капитализм, столкнулись с этим еще в прошлом веке, вследствие чего приобрели полезный опыт при борьбе с коррупционными преступлениями. В научной литературе нет точной информации о возникновении понятия об этих преступлениях, но при этом оно подробно исследовано учеными, занимающимися международным правом.
Согласно семантическому содержанию термина «коррупция», которое переводится как «подкуп», само понятие коррупции должно разъясняться национальным правом. С этой точки зрения «коррупция» — это принятие решений и осуществление своих прямых обязанностей должностными лицами после принятия ими подарков, обещаний или иных стимулов. В международном праве под коррупцией следует понимать подкуп или продажность у должностных лиц и их служебное поведение, которое осуществляется после полученного или обещанного вознаграждения.
Следует подчеркнуть, что понятие коррупционного преступления с 1999 г. было закреплено международным уголовным правом. На Конвенции Совета Европы по вопросам об уголовной ответственности за коррупцию определили классификацию преступлений, которые выражаются в различных вариантах как активного, так и пассивного подкупа уполномоченных лиц. На Конвенции также был рассмотрен вопрос причин возникновения корыстного злоупотребления служебным положением, а именно преступления коррупционные.
Обоснования злоупотреблений при реализации служебных компетенций составляет применение должностным лицом служебных компетенций вразрез основным интересам служебной организации, тем более что действие было совершено из меркантильной или иной субъективной заинтересованности, что влекут за собой немаловажные нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые должны охраняются законом со стороны государства. Более строгое наказание будет устанавливаться в случае повторного коррупционного преступления, если оно было совершено лицом, которое занимает высокую государственную должность. В Российской Федерации лица, которые могут претендовать или уже занимают государственные должности, устанавливается Конституцией, федеральными конституционными законами. Федеральные законы регламентируют полный список полномочий государственных органов для непосредственного исполнения. При неисполнении должностных обязанностей или злоупотребление своими должностными полномочиями предусматривается строгое наказание. Уголовным Кодексом РФ рассматриваются случаи, где данная деятельность может повлечь за собой наступление тяжких и особо тяжких последствий.
Понятие должностного лица было введено в правовых науках в начале 2000-х годов, понятие связано не только с составом злоупотребления регламентированными должностными полномочиями, но и прослеживается связь с другими видами преступлений. В Российской Федерации виды ответственности при совершении должностных преступлений закреплены в главе 30 Уголовного Кодекса. Итак, должностным лицом является лицо, постоянно или временно осуществляющее компетенции представителя государственной власти, а так же исполняющее организационные, распорядительные, административные или хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах, государственных, муниципальных учреждениях, в некоторых случаях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и военных формированиях Российской Федерации.
В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплены пункты, которые касаются отдельных категорий лиц, возможность их привлечения к уголовной ответственности за правонарушения против государственной власти, интересов и целей государственной службы, или же преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
В 2020 году был рассмотрен и принят Государственной Думой законопроект, который добавил в круг лиц, помимо вышеуказанных, тех, кто будет привлечен к уголовной ответственности за преступления против государственной власти и всех интересов государственной службы. Подразумеваются преступления в администрации хозяйственных обществ, а именно ее субъект или муниципалитет, где могут распоряжаться более чем пятьдесят процентов голосов, а также администрации публично-правовых компаний и государственных внебюджетных фондов.
После принятия законопроекта, под уголовную ответственность, попали все, кто был уполномочен выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
К преступлениям, которые расширили круг потенциальных обвиняемых, стали, относится:
— нецелевое расходование бюджета и внебюджетных фондов;
— взяточничество;
— служебный подлог;
— халатность действий;
— отказ предоставлять информацию Федеральному Собранию или Счетной палате.
Основная проблема при борьбе с коррупцией еще очень долго будет актуальной, так как человеческие слабости практически не зависят от периода истории или места жительства людей, ведь самые первые попытки подкупа — это ритуалы жертвоприношения богам.
В Конституции РФ закреплены права потерпевших от злоупотреблений властью, и эти права охраняются и защищаются законом, но на практике, деятельность законодательства далека от совершенства. Уголовная практика показывает, что должностные полномочия часто используются в корыстных целях, а предотвратить эти преступления полностью не в силах ни гражданское население, ни компетентные ведомства.
Преступлениями должностных лиц занимаются правоохранительные структуры РФ, они противодействуют коррупции и реализуют это с помощью действующего законодательства, а оно пока далеко от совершенства и требует доработки. Российские законы формулируются на основе принципа правовой определенности, но очень часто истолкованы произвольно, а при такой ситуации сложно ожидать положительных результатов от деятельности российских спецслужб. Для разрешения названных проблем необходимо подходить комплексно, а именно одновременно искоренять последствия и ликвидировать причины не совершенности системы: исполнение своих законных обязанностей уполномоченными лицами и контроль этой деятельности.
Литература:
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13167 (дата обращения: 04.06.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://dvgups.ru/images/main/files/umu/mu/mu_40.04.01.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=101042#01909135105871529 (дата обращения: 02.06.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-4/item/142-rassled-prevysh (дата обращения: 02.06.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44712571 (дата обращения: 04.06.2021).