Проблема «утечки умов» из России и пути решения проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 2108 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, М. С. Проблема «утечки умов» из России и пути решения проблемы / М. С. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/366/81889/ (дата обращения: 17.12.2024).



Введение

В последние годы миграция из России составляет более 400 тысяч человек в год. При этом доля лиц, мигрировавших из России, и имеющих высшее профессиональное образование составляет порядка 20 %.

Проблема «утечки умов» очень сильно подрывает экономическую безопасность России, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью экономического развития страны.

Проблема очевидна и для высшего руководства России. В последние годы был принят ряд программ, направленных на развитие науки и поддержке ученых. К таким программам относится, в частности, государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Тем не менее руководство Российской академии наук признает недостаточность мер поддержки и темпов роста финансирования науки. Несмотря на наличие государственных программ и мер поддержки, миграция из РФ растет год от года. Очевидно, что для решения данной проблемы требуются более радикальные и масштабные меры.

Цель данного реферата — рассмотреть статистические данные, выделить основные причины миграции и предложить пути решения проблемы «утечки умов».

Статистика миграции из России

Согласно данным Росстата, число мигрантов в зарубежные страны в 2019 году составило 416 тыс. человек. Этот показатель почти на 6 % ниже показателя за 2018 год. Но в целом статистика говорит о том, что число мигрантов в зарубежные страны растет из года в год. За последние 5 лет средний показатель роста составляет 7 %.

Таблица 1

Общее количество выбывших по потокам передвижения, 2010–2019 гг. [1]

Table

Description automatically generated

Согласно данным Росстата, 87 % мигрантов в 2019 году выбыли в страны СНГ, оставшиеся 14 % — в страны дальнего зарубежья.

Таблица 2

Международная миграция, 2010–2019 гг. [1]

При этом основные направления миграции в 2019 году в страны СНГ: Украина (27 %), Казахстан (13 %), Узбекистан (12 %), Таджикистан (11 %), Киргизия (11 %), Армения (10 %).

Таблица 3

Миграция в страны СНГ, 2010–2019 гг. [1]

Table

Description automatically generated

Основные направления миграции в страны дальнего зарубежья в 2019 году: Китай (16 %), Индия (10 %), Германия (8 %), Грузия (8 %), Вьетнам (6 %).

Таблица 4

Миграция в страны дальнего зарубежья, 2010–2019 гг. [1]

A picture containing text, building

Description automatically generated

Наиболее важным с точки зрения экономической безопасности показателем является количество трудоспособного населения, мигрировавшего из России. По данным Росстата за 2019 год миграция трудоспособного населения из страны составила 336 тыс. человек (81 % от общей популяции).

Таблица 5

Возрастной состав международных мигрантов из России, 2019 год [1]

Table

Description automatically generated

При этом доля лиц, имеющих высшее образование, составляет 16 % за 2019 год. Среди них 139 человек являются докторами наук, а 221 человек — кандидатами наук. Отдельно стоит отметить, что почти 30 % респондентов не указали уровень образования. Таким образом, можно предположить, что какая-то доля лиц среди мигрантов, не указавших уровень своего образования, имеет высшее образование.

Таблица 6

Число выбывших в возрасте 14-ти лет и старше (только международная миграция), 2019 год [1]

A picture containing table

Description automatically generated

Причины «утечки умов» из России, пути решения

1) Недостаточность финансирования научных исследований и разработок . В бюджете на 2021 год Министерству науки и высшего образования запланировано выделить порядка 577 млрд. рублей, из них на фундаментальные исследования предполагается направить около 150 млрд рублей. [3] Данные суммы, учитывая текущее состояние оснащенности научных лабораторий и институтов, являются, безусловно, недостаточными. К примеру, на национальную оборону в бюджете 2021 года Министерству науки и высшего образования РФ планируется выделить 3.1 трлн. руб. [3].

Развитые страны вкладывают значительные средства в финансирование науки. Возглавляют рейтинг США, Китай, Япония и Германия. [2] Россия, при этом, занимает десятое место в рейтинге ведущих стран мира по величине внутренних затрат на исследования и разработки. [4]

Кроме того, в России практически отсутствует частное финансирование наукоемких производств, исследований и разработок.

Пути решения : пересмотреть в корне подход к формированию бюджета. Для развитых стран наука является одной из главных расходных статей бюджета. Сформировать грамотную законодательную базу по улучшению инвестиционного климата в области науки, исследований и разработок.

2) Низкий уровень социально-экономического развития России . Согласно отчету Счетной палаты, «уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава, занятого НИОКР, в 2018 году в Германии и Чехии превышает соответствующий российский показатель в 3,3 и 1,4 раза соответственно». [5]

По сравнению с развитыми странами, Россия предлагает весьма низкие заработные платы научным сотрудникам. Кроме того, в развитых странах ученым предоставляют комфортные условия труда, современное оборудование, благоприятные условия для реализации потенциала сотрудников. Многие развитые страны предлагают ученым из других стран, которые желают переехать, упрощенные схемы получения виз и вида на жительство (а иногда и гражданства), компенсацию затрат на переезд, гарантированное трудоустройство и проживание.

Как отмечают эксперты, для России также характерно отставание региональных заработных плат от заработных плат научных сотрудников от Москвы. Вице-президент РАН Алексей Хохлов: «В Москве средняя заработная плата научных сотрудников относительно высокая, а на Северном Кавказе даже двойная зарплата научных сотрудников не помогает, потому что там в принципе очень низкая средняя зарплата по региону». [5]

Пути решения содержатся также в отчете Счетной палаты. Среди них наиболее важными с точки зрения повышения заработных плат и условий труда научных сотрудников представляются: «увеличить господдержку развития научной инфраструктуры и кадрового потенциала, в том числе за счет повышения зарплаты исследователей» и «распределить бюджетные средства, выделенные на НИОКР, с учетом результативности научной деятельности каждого отдельного института» [5].

3) Низкий уровень защищенности интеллектуальной собственности в России . Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим работу с интеллектуальной собственностью, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, есть ряд иных нормативно-правовых актов, к примеру, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Эксперты признают, что правовая защита интеллектуальной собственности является неэффективной и требует доработки.

Пути решения: в последние годы была проведена большая работа по формированию нормативно-правовой базы и институтов защиты интеллектуальной собственности. Например, создание Суда по интеллектуальной собственности в 2013 году. Требуется дальнейшая работа с законодательством в этой сфере, при этом обращая внимание на лучшие мировые практики (США, ЕС).

4) Отсутствие координации между рынками труда и системой образования . [2] Выходя на рынок труда, молодые ученые очень часто сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Бизнес не всегда заинтересован в длительном процессе исследований и разработок, поскольку основной фокус внимания уходит на текущие или среднесрочные цели и задачи. В России основная научная деятельность проводится в государственных учреждениях. Частный бизнес редко вкладывает инвестиции в долгосрочные наукоемкие процессы.

Пути решения: по мнению вице-президента РАН Алексея Хохлова, «научные центры станут эффективно заниматься прикладными исследованиями тогда, когда не государство, а предприятия захотят в них вкладывать, причем не из-под палки, — считает Хохлов. — Важно, чтобы у самих предприятий была соответствующая мотивация». [5] Требуется законодательная стимулирующая поддержка предприятий реального сектора, которые решат внедрить у себя инновационные разработки (снижение налогов, субсидии и иные льготы).

Заключение

«Утечка умов» является одной из ключевых проблем в России, поскольку влечет за собой серьезные экономические последствия.

Прежде всего, большинство ученых, которые мигрируют в другие страны, получают высшее образование в России. Большая часть из них проходит обучение за счет бюджета. После того, как ученый мигрирует из России, страна, вложившая бюджетные средства в его обучение, не получает экономического эффекта от его трудовой деятельности. Помимо этого, существует также интеллектуальная миграция, когда вместе с учеными мигрируют и идеи, научные разработки [7].

В первую очередь требуется серьезный пересмотр структуры бюджетных трат. В развитых странах львиную долю бюджета отводят на научные исследования и разработки.

Также требуется существенно пересмотреть подходы, в том числе и на законодательном уровне, к научным институтам, их оснащенности, а также к оплате труда научных сотрудников. Законодательно необходимо усилить защиту интеллектуальной собственности в России.

Государству необходимо подключать крупный бизнес к инновациям и научным разработкам путем стимулирования исследовательской и научной деятельности на производстве (субсидии, льготы, уменьшение налоговой нагрузки и т. д.).

Только комплексный подход с учетом всего вышесказанного поможет остановить «утечку умов», а возможно, и привлечь ученых из других стран.

Литература:

1) Федеральная служба государственной статистики [сайт]. // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_107/Main.htm (дата обращения: 21.05.2021).

2) Минакова, К. А. Утечка умов из России — фактор экономической безопасности / К. А. Минакова, А. Д. Сафронов // Проблемы экономики и управления: социокультурные, правовые и организационные аспекты: Сборник статей магистрантов и преподавателей КузГТУ. Посвящается 300-летию Кузбасса и 70-летию КузГТУ / Под редакцией В. М. Золотухина, В. Г. Михайлова. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2020. — С. 92–98.

3) Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», статья 693 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский Фонд фундаментальных исследований». // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4) Ратай, Т. В. Рейтинг ведущих стран мира по затратам на науку. ВШЭ 28.07.2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://issek.hse.ru/news/221864403.html (дата обращения 26.05.2021).

5) Счетная палата назвала главные проблемы российской науки, 07.02.2020. РБК. // URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2020/5e3c1bf19a7947cce149aa99 (дата обращения 26.05.2021).

6) Изотова Н. С. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». — Счетная палата Российской Федерации, 2020 –52 с.

7) Золотухин В. М., Козырева М. В. Социокультурные основания реализации и регламентации потребностей в контексте исследования качества жизни. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2016. — № 37–1. — С. 68–75.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, интеллектуальная собственность, путь решения, высшее образование, дальнее зарубежье, разработка, Российская Федерация, страна СНГ, Гражданский кодекс, Счетная палата.


Задать вопрос