Выпускники вузов — это группа населения, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, ищущая свое место в социальной жизни общества. Данная особенная роль молодежи в обществе усложняет ее положение на рынке труда. Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие процесс социализации молодежи в области трудоустройства, например, невладение ею практическим опытом работы по специальности и связанная с этим слабая конкурентоспособность в сфере занятости, отсутствие навыков самостоятельного входа в поле профессиональной деятельности и слабая ориентация в трудовых отношениях, а также несоответствие получаемых в учебных заведениях знаний потребностям реальных рабочих мест. [1, с. 26].
Усиливает данные затруднения наличие основного противоречия в современном положении молодежи на рынке труда, проявляющегося в возрастающей дистанции между ее трудовыми притязаниями и возможностями их удовлетворения. В основе данного противоречия, с одной стороны, лежит закономерное стремление молодежи качественно и благополучно существовать, реализуя собственные творческие планы и удовлетворяя личные амбиции, но с другой — наличие негативных условий развития социальной, экономической и правовой систем в стране не способствует исполнению данного желания. Стоит отметить, что успешному вступлению молодежи в трудовую деятельность не содействуют возникающие со стороны работодателей нарушения условий ее занятости.
Одной из первых молодежь реагирует на увеличивающуюся дифференциацию доходов у населения, отрицая низкий уровень оплаты труда, нередко делая выбор в пользу нестабильных, но высокодоходных видов деятельности, включая трудоустройство в неформальном секторе экономики. Вместе с тем высокие запросы представителей молодежи к оплате труда делают достаточно затруднительным поиск подходящей работы по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия или недостаточности практического опыта работы и необходимых профессиональных контактов, во-вторых, из-за весьма ограниченного диапазона вакансий на хорошо оплачиваемых местах работы, заполнение которых напрямую связано с профессиональным опытом и налаженными контактами.
Данное противоречие во многом поясняет специфику занятости молодежи и ее положение на рынке труда. Главная особенность заключается в повышающемся недоиспользовании трудового потенциала молодежи, что само по себе отрицательно и носит еще более негативный характер в связи с тем, что тормозится процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях, не престижных по той или иной причине для молодежи. В основе данных причин лежит смена основополагающих моральных ценностей и устоев, не контролируемое влияние окружающей действительности, под влиянием которых молодые люди низко оценивают профессиональный квалифицированный труд, поэтому видят достижение профессионального успеха не в труде и способностях, а в умении осуществлять кратковременные «коммерческие» проекты. Это дает основание прогнозировать повышение численности неквалифицированной рабочей силы, не обладающей внутренней дисциплиной и ответственностью. В связи с этим молодые люди либо переходят в число безработных иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике. Это противоречие весьма негативно проявляется на потенциале профессионального самоопределения молодежи, ограничивая ее экономическую самостоятельность, мешая реализации ее трудовых прав и обязанностей [2, c. 50].
Существенные проблемы с трудоустройством молодежи вызваны также тем, что в процессах создания в стране рыночной экономики и развития рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Появляющийся спрос зачастую оказывается несогласованным с поступающим предложением. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества увеличивается потребность в специалистах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако продолжительный цикл подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (4–6 лет) приводит к тому, что выпуск задерживается по отношению к спросу и часто не соответствует жизненным потребностям предприятий и организаций в персонале.
Таким образом, средства, поступающие из бюджета и выделяемые на подготовку молодого специалиста по определенной специальности, расходуются неэффективно: экономика региона не приобретает необходимых специалистов; выпускники образовательных учреждений вынуждены менять свою квалификацию под потребности рынка труда; образовательные учреждения продолжают выпускать по специальности, не пользующихся спросом на рынке труда. С отменой системы государственного распределения учебные заведения лишились информационной обратной связи и ответственности за подготовку «не нужных» специалистов. Вместе с тем становится очевидной необходимость создания единой системы оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий для обеспечения роста в экономике региона. Такая система должна быть применена для районов и отдельных административно-территориальных образований региона (города, поселки городского типа вплоть до сельских населенных пунктов и отдельных предприятий).
Кроме этого ситуация на рынке труда усложняется для молодежи, с одной стороны, уменьшением спроса на молодых специалистов, с другой — в увеличившемся ужесточении требований к их профессиональной подготовке, поэтому подавляющая часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с тяжелыми трудностями при трудоустройстве.
Молодые люди, имеющие высшее образование, часто не имеют полноценной возможности применить полученные знания и навыки, освоить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности, что сказывается на квалификации. В первую очередь это связано с тем, что информация о потребностях, возникающих на рынке труда, о вакансиях предприятий и организаций не систематизирована, а рассеяна по различным источникам, таким, как периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости.
Исходя из вышеизложенного, современные молодые специалисты начинают считать полученную профессию не соответствующей их материальным и нравственным запросам, то есть неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую, это оказывается соответствующим действительности), что приводит к психологическим травмам, утрате веры в будущее, социальным проблемам.
Необходимость усиленного внимания к проблеме трудоустройства молодых специалистов обусловливается и наличием созданной в условиях плановой экономики концепции трудоустройства молодежи. По прошествии времени в настоящий момент она утратила свою актуальность и эффективность, требуя выработки от государства принципиально новых подходов, организационных и методических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству молодых специалистов [3, c. 11–13].
Действуя в русле заданных тенденций, сейчас основными направлениями деятельности государственных органов в области содействия обеспечения экономической самостоятельности молодежи и реализации ее трудовых прав и обязанностей, предусмотренных Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи; материально-техническая и финансовая поддержка деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций; поддержка молодежного предпринимательства [2, c. 50].
В целях содействия занятости молодежи государство использует следующие меры и средства: учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости; использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы, квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и др.; законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот; осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам [3, c. 14].
Организация трудоустройства молодежи в России происходит в тесном взаимодействии всех субъектов государственной системы подготовки молодежи к трудовой деятельности.
В современной системе трудоустройства функционируют центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которые занимаются непосредственной деятельностью по трудоустройству (организация стажировок и практик, временная занятость студентов в свободное от учебы время, трудоустройство по окончании учебного профессионального образования); предоставлением информации о спросе и предложении на рынке труда (ведение базы данных информационной системы поддержки трудоустройства); переподготовкой и дополнительным профессиональным обучением незанятых выпускников (организация дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ, краткосрочные программы переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников на базе учебных профессиональных образований); решением стратегических задач по проблемам трудоустройства (взаимодействие с промышленными предприятиями и другими работодателями, с органами власти, общественными организациями и т. п., анализ спроса на специалистов, прогнозирование развития ситуации, определение специфики учебных профессиональных образований на рынке образовательных услуг и стратегических ориентиров подготовки специалистов) [3, c. 63].
К сожалению, стоит отметить, что не во всех учебных профессиональных образованиях организованы подобные структурные подразделения, не говоря уже об учреждении региональных центров, поэтому в настоящее время идет интенсивная работа по их успешному созданию и функционированию во всех учебных профессиональных образованиях и субъектах страны. Данная сеть центров должна в последующем стать основой системы содействия трудоустройства в России.
Основная тяжесть в организации трудоустройства всей молодежи ложится на структуры службы занятости населения и молодежные биржи труда. Работа для молодежи в них ведется в следующих направлениях: организация трудоустройства; профориентационная работа; организация работы студенческих отрядов и методическое сопровождение деятельности. Стоит отметить, что в России функционирует множество молодежных трудовых отрядов, среди них можно выделить отряды педагогического, строительного, железнодорожного, путинного, сельскохозяйственного направлений, отряды благоустройства территорий городов и населенных пунктов, озеленения и ухода за скверами. Заслуживает особого внимания в деятельности студенческих трудовых отрядов наличие профессиональной подготовки. Региональные штабы студенческих отрядов проводят регулярные семинары-тренинги с командирами и комиссарами студенческих отрядов. Для членов отрядов организуются занятия по специальности [2, c. 61].
Несмотря на существование положительных результатов в решении проблем трудоустройства молодежи, обращает на себя внимание ряд недостатков в деятельности данных структур, наблюдающийся на протяжении продолжительного периода их существования. Во-первых, отсутствие понимания приоритетного положения молодежи на рынке труда, ввиду ее особого статуса в обществе, как группы населения обладающей основным трудовым потенциалом. Во-вторых, преобладающая роль исполнительных функций подобных структур, направленных на заполнение имеющихся свободных вакансий на рынке труда, без пристального учета специфики трудовой занятости молодежи, профессиональной и индивидуальной ориентации. В-третьих, небольшая оснащенность таких структур специализированной информационной, методической, материальной помощью в области трудоустройства молодежи.
Таким образом, принимая во внимание опыт реализации программ по трудоустройству молодежи в России для построения качественной, современной, эффективной системы содействия по трудоустройству молодежи необходимо выполнение следующих мероприятий: формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи; создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг; формирование системы трудоустройства выпускников на региональном и межрегиональном уровнях с учетом потребностей рынка труда; разработка системы мер, направленных на поддержку и развитие деятельности студенческих отрядов; формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда [2, c. 63].
Литература:
- Мантуров С. В. Молодежь как социальный субъект в полиэтническом социуме: моногр. М.: АПК и ППРО, 2006. 228 с.
- Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 131 с.
- Энциклопедия содействия трудоустройству: в 3 т. Т. 1: Нормативная и методическая база системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования / Гл. ред. Е. П. Илясов. М.: РИТМ, 2005. 248 с.