Незаконные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Линде, А. Г. Незаконные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда / А. Г. Линде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 344-345. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81701/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены основные виды незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проведен анализ судебной практики, сделан вывод, о неэффективности правовой и практической системы контроля и пресечения незаконных действий должностных лиц.

Ключевые слова: незаконные действия, органы дознания, прокуратура, Гражданский кодекс, судебная практика.

В стремительно меняющихся условиях жизни и возрастающей угрозе стабильности правопорядка в государстве, вызванном, военными конфликтами, распространением терроризма, повышением уровня преступности необходимым и важным становится развитие эффективной работы органов прокуратуры, следствия, судебных инстанций.

Деятельность государственных структур вызывает больше сомнений, и назвать их действительно инструментом защиты прав и свобод человека не представляется возможным ввиду снижения доверия к должностным лицам органов власти, совершению должностными лицами незаконных действий.

В ст. 1070 ГК РФ указано, что за вред, причиненный гражданину действиями сотрудников суда, прокуратуры, в процессе предварительного следствия либо при дознании должностное лицо несет ответственность. Проблема определения незаконности действий (бездействий) должностных лиц определяется ограниченностью видов противоправный поступков, за которые может наступить ответственность. [1]

В ч. 1. ст. 1070 ГК РФ законодатель указывает в виде противоправных действий такие деяния как: [1]

— незаконное осуждение;

— незаконное привлечение к уголовной ответственности;

— незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;

— незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного ареста;

— незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности лица.

В своей статье М. А. Шаныгин указывает основными видами незаконных действий должностных лиц, которые должны указываться в законодательстве в дополнении к перечисленным в ч. 1 ст. 1070 ГК РФ являются: [4, С 2]

— несоблюдение процессуальных сроков при судопроизводстве;

— допрос подозреваемого в отсутствии адвоката;

— допрос несовершеннолетнего подозреваемого в отсутствии опекуна или родителей;

— физическое насилие, угрозы, шантаж в отношении подозреваемого при допросе с целью получения показаний.

В данном контексте можно привести слова А. А. Жарикова о том, что «понятие «незаконные действия» не выражает с достаточной полнотой всех признаков и видов правовых явлений и нуждается в специальных оговорках, расширительном толковании и дополнительных характеристиках в рамках отраслевого законодательства». [4, С 3]

В своей статье «Сущность гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» А. А. Рудат определяет, что законодателю следует расширить перечень незаконных действий (бездействий), перечисленных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, и предусмотреть такие дополнительные основания, как: [3, С 50]

— незаконное применение принудительных мер медицинского характера, воспитательного воздействия;

— помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— выемку предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. [3, С 50]

Судебная практика по делам о возмещении вреда за незаконные действия (бездействие) должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда демонстрирует, что законодатель считает перечисленные в ч. 1 ст. 1070 ГК РФ виды незаконных деяний исчерпывающими, хотя весь спектр противозаконных действий он не охватывает. [2]

В ст. 1070 и 1100 ГК РФ не предусмотрена возможность компенсации морального вреда за привлечение лица к дисциплинарной ответственности в виде штрафа, что так же является упущением законодателя и почвой для совершения безнаказанных действий должностными лицами в отношении граждан. Приговором городского суда Д. был признан виновным и осужден к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, после отбывания 2 лет и 4 месяцев, Верховный суд посчитал, что его необоснованно обвинили в преступлении, после чего заключенный был освобожден. [2]

После подачи заявления на возмещение ущерба, гражданину Д. была выплачена компенсация в размере 147 тысяч 510 руб., компенсация за затраты по оказанию юридической помощи в размере 16500 руб. [2]

В совокупности Д. было выплачено 164 тысячи рублей, за 2 года и 4 месяца, проведенных в колонии, за испорченную репутацию, моральный ущерб, ущемление прав и свобод, связанное с незаконным проведением следственных мероприятий и деятельностью суда, которые послужили поводом признания невиновного лица в качестве преступника.

Таким образом, можно определить, что правовая основа незаконных действий сотрудников дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда является не проработанной, отсутствую многие виды незаконных деяний в отношении подозреваемых, обвиняемых, заключенных, за которые не предусмотрена ответственность, мало того, законодатель определяет, что существующие нормы являются исчерпывающими и не нуждаются в проработке. В РФ отсутствует система механизмов по выявлению незаконных действий должностных лиц, привлечению к ответственности, существующая система материальной компенсации за незаконное содержание под стражей, и судебную ошибку не может компенсировать всех негативных последствий противоправных деяний в отношении гражданина.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Обзор практики рассмотрения судами Московской области споров о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда от 6 декабря 2016. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/28855168/ (дата обращения 30.04.2021)
  3. Рудат Александр Александрович, Самодуров Дмитрий Иванович Сущность гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда // Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С 49–54
  4. Шаныгин Михаил Александрович Правонарушение и его состав как основание ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда // Наука. Общество. Государство. 2017. № 3 (19). С 1–5
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, предварительное следствие, действие, вид, незаконное привлечение, судебная практика, административная ответственность, лицо, незаконное действие органов дознания, прокуратура.


Похожие статьи

Противоправные действия как одно из условий возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования

В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности

В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.

Практика проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов, обладающих признаками нормативности (на примере прокуратуры Москвы)

В данной статье автором проанализирована практика осуществления органами прокуратуры города Москвы антикоррупционной экспертизы правовых актов, содержащих отдельные положения нормативного характера, а также предпринята попытка сформулировать предложе...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деят...

Система мер пресечения в уголовном судопроизводстве

В статье проводится исследование мер пресечения в уголовно-процессуальном законодательстве. Производится анализ статистики и практики действующих мер пресечения и предлагаются пути решения проблем в данной сфере для более эффективной работы данной си...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов публичной власти в административном (досудебном) порядке

На сегодняшний день, тема, касаемо обжалования решений и действий (бездействия) органов публичной власти, является очень актуальной ввиду того, что нормативный акт, а именно Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий общественные отно...

Похожие статьи

Противоправные действия как одно из условий возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования

В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности

В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.

Практика проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов, обладающих признаками нормативности (на примере прокуратуры Москвы)

В данной статье автором проанализирована практика осуществления органами прокуратуры города Москвы антикоррупционной экспертизы правовых актов, содержащих отдельные положения нормативного характера, а также предпринята попытка сформулировать предложе...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деят...

Система мер пресечения в уголовном судопроизводстве

В статье проводится исследование мер пресечения в уголовно-процессуальном законодательстве. Производится анализ статистики и практики действующих мер пресечения и предлагаются пути решения проблем в данной сфере для более эффективной работы данной си...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов публичной власти в административном (досудебном) порядке

На сегодняшний день, тема, касаемо обжалования решений и действий (бездействия) органов публичной власти, является очень актуальной ввиду того, что нормативный акт, а именно Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий общественные отно...

Задать вопрос