Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из лидеров русского авангарда, «инженер конструктивизма».
В начале 1920-х гг., испытав непродолжительное влияние двух ведущих фигур художественного авангарда К. Малевича и В. Татлина, он занялся абстрактно-геометрической живописью и графикой. В 1919 г. А. Родченко обосновывает «линиизм», где «линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».
По замечанию искусствоведа А. Лаврентьева, линии художника А. Родченко, «...вызывают образные ассоциации» [1]. В композиционном решении прослеживается сюжетная основа и явно высвечиваются формообразующий принципы новых течений. «…Несмотря на предметную, как будто, форму, восприятие совершенно абстрактное и беспредметное…»
Родченко умел точно передать текстом, рисунками и живописью, фотографиями всепоглощающее ощущение современности, неповторимость настоящего, готовность воспринимать «здесь и сейчас». Один из его лозунгов 1920 года: «Жизнь, сознательная и организованная, умеющая видеть и конструировать, есть современное искусство». Мало, кто, еще в те голы, так любил жизни, ценил ее, как он. Для него жизнь — это неисчерпаемый материал искусства.
Когда мы говорим «Родченко — фотограф», то вспоминаем, прежде всего, портрет Владимира Маяковского и портрет матери, «Пионера трубача» и головокружительные ракурсы, «Скачки», спорт и цирк. Однако этот набор классических работ сложился не сразу. Что-то было опубликовано и показано на выставках при жизни мастера. А многие его фотоработы вошли в золотой фонд мирового фотоискусства.
Первая персональная фотовыставка Родченко была посмертной, она состоялась в апреле 1957 года.
Родченко был представлен в залах Центрального Дома журналиста как советский мастер, документалист, политический художник. В нескольких залах висели реклама и плакаты к фильмам Вертова и Эйзенштейна, костюмы и декорации к спектаклю «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского, обложки книг, фотомонтажи и рисунки, в витринах — фотоальбомы. Всего было показано около 120 работ, из них — более 50 фотографий: портреты Маяковского, Москва, спорт, цирк и театр…
Это персональная фотовыставка стала первым отбором наиболее важных, принципиальных фоторабот Родченко, примеров его творчества как портретиста, фотомонтажера, фоторепортера. С увеличением числа публикаций о русском авангарде постепенно узнавали Родченко-живописца. Родченко-полиграфиста, Родченко-конструктора.
Историк искусства, профессор Пражского университета Любомир Линхарт уже тогда определил место Родченко среди мастеров мировой фотографии: «Положение современной фотографии и особенно фоторепортажа, ровно как и освобождение фотоискусства от тематической и образной зависимости от живописи, было немыслимо без того огромного влияния на развитие фотоискусства, которое оказали в 1920–1930-х годах советские фотомастера, и среди них в особенности Родченко. Своим своеобразным, смелым, новым подходом к делу он сжигал мосты к старым приемам в фотографии».
Волков-Ланнит называл Родченко «отцом советской фотографии», отстаивавшим самостоятельность изобразительного языка фотоискусства. Его пробы и поиски — это «икона» того, чем славится сегодня наша фотография.
Фотографический язык, стиль Родченко легко узнаются среди работ мастеров ХХ века. В его фотографиях сплавились опыт художника-беспредметника (одного из лидеров геометрической абстракции в русском авангарде 1920-х годов), изобретателя пространственных композиций и предметов быта, достижения кинематографа и полиграфический конструктивизм, становление массовой фотографии и фотожурналистики, прогресс фототехники.
Родченко показал своим творчеством, что фотоискусство обладает самостоятельным и изобразительным языком. Он считал, что в фотографии не нужно воспроизводить живописную фактуру и неопределенность композиции, повторить канонические жанры — портрет, пейзаж или натюрморт. Фотоискусство Родченко рождалось из смелого смешения жанров, динамической композиции, четкости оптического рисунка, подлинной документальности, из возможности мгновенно фиксировать ощущения современного человека.
«Снимайте и снимайтесь!» — советовал Родченко. Фотография для него — это возможность творить актуальное искусство. Художественные идеи Родченко, его видение, его поведение, отношение к жизни захватили весь мир. Это видно и по составу выставок, посвященных искусству ХХ века, и по художественным альбомам, и по историко-культурным изданиям.
Родченко никогда не уставал «конструировать» и выражать свое сокровенное желание экспериментировать, то, что его фотографические опыты демонстрируют с особенной ясностью.
Речь идет о том, что фотография своим развитием, своим совершенствованием, самим своим существованием и существом определяет в корне облик, философию, выразительные возможности таких жанров как массовая печатная продукция и журналистика, кино и телевидение, издательская деятельность, а также нередко самые радикальные произведения актуального искусства.
Полвека прошло со дня смерти фотохудожника. Чем дальше отступают 1920–1930-е годы, когда Родченко активно работал во всех художественных направлениях, тем значительнее становится его фигура, тем отчетливее его влияние на дизайн, архитектуру и особенно фотоискусство. Трудно поставить рядом фигуру такого же масштаба, человека, в творчестве которого так бы сочеталась внутренняя свобода, смелость предвидения, сила художественного воздействия, несгибаемая воля и достоинство. Александр Родченко был, действительно, прародителем не только модернистской фотографии в СССР, но и многих проявлений актуального искусства, включая как программируемые геометрические его формы, так и сложные режиссёрски-сюжетные визуальные построения. Его творчество в живописи, графике, дизайне стало катализатором стиля конструктивизма. Точно также и в фотографии он дал яркие и запоминающиеся образцы современного искусства.
В 20-е–30-е гг прошлого века А. Родченко занимается этом числе и фотографией. Художника-авангардиста интересуют ее техническое и эстетико-выразительные возможности. Фотография лаконична, то есть вся реальность умещается водной единственном кадре. Вопрос только в том, что фотографировать и как? Для многих фотоавангардистов этот вопрос становится главным. Б. Кушнер замечает в связи с этим: если вопрос «что?» Обращен к проблеме формы, то вопрос «как?» Раскрывает содержание, а фотография должна задаваться в большей степени другим вопросом — «зачем?».
Родченко видит, что фотография с одной стороны является способ репрезентации реальности, а с другой — позволяет создавать совершенно уникальный образ этой реальности. Кроме этого, он обращает внимание на аспекты монтажа и пытается его использовать, сочетая со своими рисунками. Реальность, которую отражает в своих произведениях фотоискусства этот художник, своеобразна тем, что она структурирует повседневность через ракурс. Проблема повседневности связана в том числе с тем, чем для нас являются вещи, которые нас окружают.
Фотограф и художник архитектор и дизайнер Александр Родченко по праву считается классиком мировой фотографии. Его снимки — это примеры нового художественно видения человека в портрете, предметов в натюрморте или в репортаже, а также архитектуры в пейзаже. Без сомнения перед нами большой мастер, талант которого искренне помогал воспевать страну социализма.
Фотохудожник посредством нестандартных выразительных средств формирует оригинальную зрительскую перспективу постмодернистской тенденции цитирования. Зритель обозревает вещи с высоты «птичьего» полета и видит, как они кружатся вокруг сферы. При этом зрительным центром является, во-первых, сфера, вокруг которой размещены вещи, во-вторых, какая-то именно одна вещь из вращающегося вещного ряда.
Такое выразительное средство как ракурс (Родченко) позволяет конструировать фотовещь, исходя из выбора точек фотосъемки, и ее смыслы формируются вокруг проблем, плоскостей и перспектив — горизонотовидения, в котором важным является сам вид вещи, возможности ее разглядывания.
Фотоавангардисты оставались «новатором содержания». Сама жизнь, а не ее «визуальная оболочка» была главным персонажем их снимков. Благодаря этому они и вошли в историю фотографии.
В целом в результате исследования творчество Родченко — яркого представителя объединения «Октябрь» и фотоавангарда можно сделать вывод, что фотография в 20-е–30-е гг в СССР выступала как пропаганда социализма. В СССР фотографии должны были поддерживать веру в социализм, который превращает аграрную страну в современную индустриальную державу.
Литература:
- Лаврентьев А.Н. Варвара Степанова. М.: Русский авангард, 2009