В статье рассмотрена одна для вузов проблема — пропуски занятий студентами в период их обучения и возможность оценки качества успеваемости студента с учётов индивидуального коэффициента, учитывающего посещение студентом занятий, его участие в общественной, научной и спортивной жизни учебного заведения. Рассмотрение этой проблемы предлагается проводить с сохранением персональных данных обучаемых. Сообщается статистика несчастных случаев и травматизма среди студенческой молодёжи. Показана проблема, связанная с проведением расследования несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в вузе. Предложены рекомендации по повышению оценки качества успеваемости студентов и улучшения здоровьесбережения студентов. Цель статьи вызвать полемику, которая может привести к решению проблемы, связанной со снижением количества пропусков занятий и студенческого травматизма в период обучения.
Ключевые слова: студенты, пропуски занятий, статистика, болезнь, уважительная причина, куратор, комендант, деканат, персональные данные, справка формы 95/у, несчастные случаи, травматизм, служба охраны труда, успеваемость, унифицированный коэффициент качества подготовки.
Актуальность и цель работы
В Российской Федерации почти 30 % граждан относится к категории детей и молодёжи, при этом около 80 % молодёжи является обучающейся студенческой молодёжью.
Студенческая жизнь регламентирована «Правилами внутреннего распорядка обучающихся» в вузе. Третья часть суточного времени время студенты заняты в учебном процессе, после которого на первые позиции выходит студенческий социум. Как показывает реальная жизненная студенческая действительность, студенты в вузе принадлежат сами себе и руководствуются, как правило, только собственными убеждениями и принципами, иногда беря пример со студентов старших курсов.
В этой связи посещаемость учебных занятий студентами не является 100 % из-за прекращения родительской опеки (контроля) и невозможности организации постоянной кураторской работы преподавателями вузов и комендантами общежитий, а также с одновременно возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательностью девиантных видов поведения, таких как развлечения деструктивного характера, табакокурение, потребление алкоголя, наркотических, психоактивных веществ и других видов. Поэтому несмотря на уменьшение количества вузов в России и соответственно количества студентов, количество пропусков занятий в учебных заведениях не уменьшается, зависит только от количества студентов, и остается постоянной величиной.
Анализ пропусков занятий студентами в вузах в преобладающем большинстве случаев, как правило самый примитивный: уважительная или не уважительная причина пропуска.
Уважительные причины пропусков занятий для всех вузов России идентичные:
— болезнь (медсправка формы № 095/у);
— участие в общественных мероприятиях (приказ ректора);
— вызов в официальные органы (повестка в военкомат, суд, полицию и т.д.).
В настоящее время справка «О временной нетрудоспособности студента, учащегося техникума, профессионально-технического училища, о болезни, карантине и прочих причинах отсутствия ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение» (форма № 095/у), утвержденная приказом Минздравом СССР № 1030 от 04.10.80 г является основным документом, подтверждающим «уважительную причину» пропуска занятий студентом.
Медсправка формы № 095/у, в отличии от листа нетрудоспособности (бланк утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н), подтверждает только «уважительность» причины отсутствия студента на учебных занятиях, но не предоставляет ему права получения пособия по временной нетрудоспособности в случае его травмирования в период обучения в вузе.
В настоящее время имеется много исследований, посвященных проблеме пропусков занятий студентами, но них в большинстве отражаются только результаты исследований анкетных данных о причинах пропусков занятий студентами [1], и не анализируются и не исследуются медицинские справки формы № 095/у на предмет причины несчастного случая, произошедшего со студентом в период учебы в вузе.
Целью данной работы является обоснование изменений в подходе к оценке качества знаний студентов и обеспечению их социальных гарантий в период их обучения в вузе на основе изучения их посещаемости учебных занятий и анализа медсправок формы № 095/у.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач были обобщены, обработаны и проанализированы статистические данные о несчастных случаях и травматизме среди студенчества в России и причины не посещаемости занятий студентами. В процессе отбора статистических данных использовались методы как сплошного, так и выборочного исследования.
Сейчас о несчастных случаях в вузах страны, а тем более о травматизме студентов, становится известно, как правило, только из средств массовой информации.
В образовательных учреждениях нашей страны ежегодно происходит около 20 тысяч несчастных случаев [2] Студенческий травматизм составляет 8–10 % от общего травматизма. Травмы, полученные на уроках физкультуры, составляют 20 % [3].
Присутствие студентов на занятиях является профилактическим и оберегающим мероприятием от несчастных случаев различного рода. В этой связи необходима государственная поддержка программ сохранения и укрепления здоровья молодежи и формирования здорового образа жизни, включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов [4].
Количество несчастных случаев от внешних причин, к которым относятся физические повреждения, вызванные механическим, тепловым, химическим или радиационным воздействием, в России за 2015–2019 гг. свидетельствуют о сохранении их высокой распространённости среди населения нашей страны без чёткой тенденции к снижению. Так транспортные происшествия и самоубийства составляют по 14 % среди всех внешних причин смерти, отравления — 12 %, в том числе алкогольные — 6,5 %), убийства — 6 % и случайные утопления — 4 %.
За последние 8 лет ежегодно по поводу травм, отравлений, ожогов и других последствий воздействия внешних причин в лечебно-профилактические организации за медицинской помощью обращается в среднем более 13 млн человек.
Результаты исследования
Сейчас при оценке успеваемости в вузе такие показатели как болезнь студентов, несчастные случаи и травматизм студентов и пропуск занятий, не учитываются, так как их нет в перечне показателей успеваемости. Это очевидно и конечно безусловно сказывается на результатах успеваемости студентов во всех вузах нашей страны и на здоровьесбережении студенческой молодежи.
Проведённый анализ причин пропусков студентами занятий в различных вузах нашей страны показывает, что более 50 % студентов по несколько раз за семестр пропускают занятия без уважительных причин и только до 20 % студентов вузов вообще не допускают пропусков занятий [5- 7].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»), а также приказ Минобнауки РФ № 602 от 27 июня 2017 г утвердивший «Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность», обязывают руководителей образовательных организаций обеспечить безопасность образовательного процесса, проводить профилактику травматизма и расследовать несчастные случаи с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Мы полагаем, что необходимо введение индивидуального коэффициента для оценки качества успеваемости, учитывающего пропуски занятий студентами:
— в связи с участием в общественных, научных и спортивных мероприятиях за престиж вуза;
— «по уважительной причине», который бы позволил выявить взаимосвязь пропусков занятий с ростом заболеваемости и травматизма среди студентов, при совместном исследовании медицинских справок формы № 95/у деканатами и службой охраны труда учебных заведений.
В настоящее время проведены исследования в нашей стране по вопросу установления зависимости качества обучаемости студентов от количества пропуска ими занятий. Была предложена эмпирическая формула для оценки качества успеваемости студента посредством учёта индивидуального балла посещаемости занятий студентом [8]:
где — коэффициент качества подготовки студента за отчетный период, — средний балл успеваемости студента по предметам за отчётный период, — индивидуальный бал посещаемости студентом занятий.
где: — общее количество часов аудиторных занятий за учебный период, — часы пропусков занятий студентом за отчетный период.
Нами предлагается прибавлять к коэффициенту качества студента за отчётный период до 0,5 баллов за активную общественную, научную и спортивную деятельность, которые подтверждены соответствующими грамотами:
Из уточнённой формулы следует, чем меньше пропусков занятий и выше активность студента в общественной, научной и спортивной жизни вуза тем выше у студента показатель успеваемости и меньше вероятность несчастных случаев, так как студент не предоставлен сам себе и «улице».
Обсуждение
Существует постоянная проблема в вузах страны — пропуски учебных занятий студентами. Анализ причин не посещения студентами плановых занятий показывает отсутствие унифицированных коэффициентов для оценки качества успеваемости студентов и слабую взаимосвязь деканатов факультетов учебных заведений со службами охраны труда и студенческим профсоюзом в части исследования медицинских справок формы № 95/у. Данная проблема стала следствием отсутствия четкого регламента по работе в вузах с медсправками формы № 95/у в соответствии с требованиями п. 7 ст. 6 152-ФЗ «О персональных данных», приказа Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. N 602 и письма от 18.08.2020 № МН-20/128, т.е нет законодательной основы осуществлять обработку медсправок формы № 95/у для достижения общественно значимых целей — пресечения самовольных пропусков занятий и выработки конкретных стимулов для повышения качества успеваемости студентов, а также разработки обоснованных профилактических мероприятий в области здоровьесбережения студентов.
Следует способствовать развитию «института старост академических групп», который является традиционным для российских вузов [9], которые ведут, совместно с преподавателями, первичный сбор сведений об отсутствующих на занятиях и проводят в объёме своих полномочий воспитательно-контрольную деятельность среди студентов учебной группы.
Введение унифицированных коэффициентов для оценки качества успеваемости студентов и анализ медсправок формы № 95/у позволит принять эффективные меры по уменьшению пропусков занятий студентами и предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, а также обосновать предложения по улучшению положения с финансовым обеспечением мероприятий по охране труда в образовательных организациях.
Заключение
В вузах России при оценке успеваемости не рассматриваются и не учитываются такие показатели, как общественная, научная и спортивная деятельность студентов, болезнь студентов, несчастные случаи и травматизм студентов и пропуск занятий, так как их нет в перечне показателей успеваемости.
На основании изучения и проведения анализа подведения итогов успеваемости студентов авторами предлагается следующие рекомендации для повышения стимула студентов участвовать в общественной, научной и спортивной жизни вуза и улучшения здоровьесбережения студентов:
- При оценке качества успеваемости студента и при его поощрении учитывать унифицированный коэффициент, показывающий его участие в общественной, научной и спортивной жизни вуза и процент посещаемости занятий студентом.
- В соответствии с п. 7 ст. 6 152-ФЗ «О персональных данных» и приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н, определить и законодательно принять «статус» листов временной нетрудоспособности для обучающейся молодежи и установить обязательное участие служб охраны труда и студпрофкомов вузов при анализе медсправок формы № № 95/у.
Литература:
- Kazantseva A. V., Anufrieva E. V. The organizational aspects of health care of students of institutions of higher professional education // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny. 2019. Volume 27. Issue 6. P. 992–996. DOI: 10.32687 / 0869–866X-2019–27–6-992–996
- https://rg.ru/2016/01/18/bezopasnost-site.html
- Мандриков, В. Б. Организация охраны труда и профилактика травматизма на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / В. Б. Мандриков, Н. Р. Садыкова. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. — 136 с.
- Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017, 312 с.
- Урываев Ю. В., Маскаева Т. Ю. Цена профилактики травматизма студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 229–234. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26602745_48845956.pdf
- Цыганенко Н. В., Никишина К. А. Здоровье в системе ценностей студентов // Русский мир и евразийская интеграция. Русский мир в духовном сознании народов России: Материалы студенческого семинара, прошедшего 27 марта 2019 г. в рамках Международной научно-практической конференции «Социокультурный потенциал и перспективы развития Русского мира в трансграничном пространстве Центральной Азии», 27–29 марта 2019 г. Барнаул: АлтГТУ, 2019. С. 98–104. URL: https://www.altstu.ru/media/f/Russkij-mir-i-evrazijskaya-integraciya.-Russkij-mir-v-duhovnom-sozna-nii-narodov-Ros.pdf
- Shestera, A.A., Kijunova, V.Y., Kiku, P.F., Kuzmina, T.N., Sturova, E. V. The characteristics of health condition of students of medical university // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny. 2020. Volume 28. Issue 3. P. 400–404. DOI: 10.32687/0869–866X-2020–28–3-400–404
- Григораш О. В. Современные технологии оценки эффективности работы кафедры технического вуза: монография. Чебоксары: ООО ИД «Среда», 2018, 216 с. DOI: 10.31483/r-21565. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36584274_31637246.pdf
- Эзрох Ю. С. О роли института старост академических групп в российской высшей школе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 51–65. DOI: 10.31992/0869–3617–2020–29–1-51–65
- Рахманов Р. С. Оценка заболеваемости студентов высшего учебного заведения, обучающихся на различных курсах/ Р. С. Рахманов, Е. С. Богомолова. А. В. Тарасов, А. В. Евдокимов// Санитарный врач № 11 / 2020. С.65–72
- Мандель Б. Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий/ Б. Р. Мандель// Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102–117.