Современные требования к преподавателю профессионального колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 22228 раз

Библиографическое описание:

Ёдгорова, М. О. Современные требования к преподавателю профессионального колледжа / М. О. Ёдгорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4106/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статье описывается ряд разработанных общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа в условиях современного образования, а также раскрывается задача образовательных учреждений в подготовке педагогических кадров для профессиональных колледжей.


In article a number of the developed general demands required from the teacher of special discipline of vocational college in conditions of modern education are described, and the task of educational institutions in preparation of the pedagogical persons for vocational colleges is opened.


Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке преподавателей средне специальных и профессиональных учебных заведений и приводят, естественно, к возникновению новых требований к последним. Сегодня наибольшим спросом пользуются специалисты, хорошо понимающие своё предназначение постоянно передавать опыт и знания молодому поколению, обладающие гибкостью и мобильностью в использовании инновационных технологий обучения студентов профессиональных колледжей. Преподаватели профессиональных колледжей должны воспринимать свою внешнюю среду с сознанием собственной ответственности, уметь самостоятельно действовать и реагировать на быстро изменяющиеся профессиональные ситуации. Этой гибкости в знании, умении и оценивании можно добиться только благодаря постоянному развитию образа мышления и благодаря убежденности в необходимости обучения на протяжении всей жизни. Преподаватели колледжей должны быть квалифицированными, увлечёнными своим делам, способными педагогами. Современные требования обязывают их быть гибкими, мобильными, самостоятельными, обладающими личной ответственностью и межотраслевыми профессиональными способностями. Поэтому всё большее значение у потенциальных педагогов должно приобретать развитие учебной компетенции по самостоятельному получению специальной (профессиональной) информации.

В связи с этим требованием в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность студента находилась в центре внимания педагогов, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. главным в данном случае является процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Современная система образования должна способствовать освоению постоянно обновляющихся в настоящее время технологии, научных знаний, умению адаптироваться к новым условиям. Поэтому развитие учебных навыков сегодня является более важным, чем накопление знаний.

В центре внимания всех типов учебных заведений, занимающихся подготовкой преподавателей для среднего специального и профессионального образования, должно быть то, что последним необходимо прививать:

  • умение гибкой адаптации в различных жизненных ситуациях, самостоятельного приобретения необходимых знаний, умелого использования их на практике для решения возникающих проблем;

  • способность самостоятельного, критического мышления, умения увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти способы (методы) эффективного их решения на основе использования современных технологий;

  • чёткость в осознании того, где и как приобретаемые ими знания могут быть использованы;

  • способность генерации новых идей и творческого их осмысления;

  • умения и навыки грамотной работы с информацией. В данном случае подразумевается способность поиска информации для решения определённой проблемы, анализа и выдвижения гипотезы решения проблемы, обобщения и сопоставления полученных решений с аналогичными или альтернативными вариантами, умение аргументировать выводы, применяя их для выявления и решения новых проблем;

  • коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;

  • способность самостоятельного развития своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня.

В центре внимания профессиональной подготовки преподавателя профессионального колледжа также должно быть комплексное содействие профессиональной компетенции действия в следующих измерениях/категориях: профессиональная компетенция, социальная компетенция, личностная или человеческая компетенция и методическая компетенция. При этом спектр содержания простирается от педагогики науки о воспитании, психологии-науки о законах общения, дидактики использования технических средств обучения, школьного права, включая организацию уроков, учебных мероприятий и постатейное рассмотрение, вплоть до попечения молодежи и дефектологической педагогики. Явное значение приобретает в вузовском учебном плане подготовки преподавателей профессиональных учебных заведений специальная дидактика, поскольку она обладает индивидуальными особенностями.

Нами проанализированы требования, предъявляемые преподавателям специальных дисциплин, с точки зрения государства, предприятия и образовательных учреждений.

На их основе, мы попытались разработать ряд общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа. Таким образом, преподаватель колледжа должен;

  • обладать знаниями о предмете, задачах и тенденциях его развития;

  • иметь представление о профессиональных методах коммуникации и передачи знаний.

  • уметь разработать методику обучения своему предмету;

  • эффективно планировать, организовывать и проводить занятия;

  • обладать способностью к профессиональной коммуникации и профессиональной передаче содержания предмета в соответствии с предшествующим изучением;

  • быть самостоятельным и инициативным;

  • уметь мотивировать и активизировать учащихся;

  • быть коммуникабельным;

  • знать о взаимодействии в дидактическом треугольнике и о необходимости анализа адресатов, как основы для организации мотивирующей учебной среды;

  • иметь навыки сотрудничества;

  • уметь самостоятельно решать проблемы;

  • быть ответственным;

  • постоянно повышать свою квалификацию;

  • быть вежливым;

  • уметь слушать;

  • быть терпеливым;

  • быть готовым к преобразованиям рыночной системы и рынка труда;

  • успешно внедрять последние достижения науки, техники и технологии;

  • уметь использовать теоретические знания на практике;

  • развивать у учащихся ответственность по охране окружающей среды и сохранению экологии.

  • иметь перспективный взгляд на методы познания и работу образовательных программ;

  • обладать знаниями о необходимости наглядных работ, а также дидактического сокращения/ упрощения учебного занятия;

Из всего, сказанного выше, следует, что на современном этапе очень много требований предъявляется будущему преподавателю профессионального образования.

Поэтому, сегодня задача образовательных учреждений заключается в подготовке кадров, умеющих самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы. Современный специалист должен самостоятельно искать, находить и анализировать информацию, уметь выходить из проблемной ситуации. Следует отметить, что будущие преподаватели колледжей должны быть готовы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Будущие преподаватели должны также уметь самостоятельно планировать, подготавливать, организовывать деятельностно-ориентированные занятия по специальным дисциплинам и оценивать их. При этом они целенаправленно и, в соответствии с ситуацией, должны выбирать методы и технические средства обучения, уметь применять их. Они должны надлежащим образом выбирать, располагать и структурировать (профессиональная компетенция) научное содержание определенной специальности, контролировать проблему «содержания и времени» на уроке, благодаря грамотному сокращению/упрощению содержания и наглядным работам. Они должны быть готовы передать специфическую для предмета (специальности) методическую компетенцию и инициировать учащихся к самостоятельному получению специальной информации и к обучению на протяжении всей жизни. Анализировать урок согласно заданным критериям (личностная компетенция).

Таким образом, по мере учебно-теоретического изменения парадигмы, учеба не должна больше пониматься просто как обратная сторона обучения, а скорее, напротив, должна концентрировать внимание на действиях и интересах студентов. При этом личностно-ориентированное обучение студентов может получать целенаправленную поддержку, базироваться на структуре содержания знаний и развиваться в соответствии со стратегиями учебы и действия. Проблемно-ориентированные, важные для практики методы, также, как и последующая практическая отработка/практика, пригодны для того, чтобы мотивировать студентов для смены статуса пассивных наблюдателей на статус действующих лиц.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный колледж, знание, методическая компетенция, подготовка преподавателей, преподаватель, профессиональная компетенция, профессиональное образование, самостоятельное получение, специальная дисциплина, техническое средство обучения, требование, умение, центр внимания.


Похожие статьи

Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе

В данной работе приведены разработанные методические рекомендации к использованию электронных учебных комплексов на уроках математики общеобразовательной школы в процессе объяснения нового учебного материала, его закрепления и отработки, фронтального...

О некоторых особенностях подхода к преподаванию дисциплины «английский язык для специальных целей»

Иностранный язык для специальных целей предполагает, что преподавание языка будет адаптировано к конкретным лингвистическим и коммуникативным потребностям конкретных студентов, уделяя особое внимания профессиональному контексту. В данной работе предс...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования

В представленной статье приведен анализ интегрированных в образовательный процесс инновационных технических методов преподавания — мультимедийных средств, онлайн-трансляции курса и методики «перевернутый класс». Данный анализ направлен на демонстраци...

Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Похожие статьи

Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе

В данной работе приведены разработанные методические рекомендации к использованию электронных учебных комплексов на уроках математики общеобразовательной школы в процессе объяснения нового учебного материала, его закрепления и отработки, фронтального...

О некоторых особенностях подхода к преподаванию дисциплины «английский язык для специальных целей»

Иностранный язык для специальных целей предполагает, что преподавание языка будет адаптировано к конкретным лингвистическим и коммуникативным потребностям конкретных студентов, уделяя особое внимания профессиональному контексту. В данной работе предс...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования

В представленной статье приведен анализ интегрированных в образовательный процесс инновационных технических методов преподавания — мультимедийных средств, онлайн-трансляции курса и методики «перевернутый класс». Данный анализ направлен на демонстраци...

Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Задать вопрос