Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов — один из самых сложных видов перевозок, где особенно важны и практический опыт, и способность оперативно решать сложные нестандартные задачи.
Негабаритным грузом является крупногабаритный или тяжеловесный объект грузоперевозки, чьи параметры превышают критические установленные значения по метражу и весу. К таким грузам относится различная крупногабаритная техника, промышленные агрегаты, разнообразные металлоконструкции.
Негабаритные грузы обычно определяют: а) параметры размер груза, длина более 14 метров, ширина 3,5 метра, высота более 3 метров; б) единичный груз весом более 20 тонн или групповой (связочный) груз, который не поддаётся разложению. К негабаритным грузам относятся такие, как спецтехника для строительных, дорожных, сельскохозяйственных работ; производственные машины для заводов и фабрик; корпуса и турбины и другие элементы судов и авиационного транспорта; контейнеры и мобильные здания в сборном виде.
При организации перевозки негабаритных грузов на заводы или стройки перевозчик должен решить следующие вопросы: выбрать оптимальные маршруты и средства перевозки; установить нужное количество требуемых транспортных средств и средств для погрузки и разгрузки; изучать дорожную обстановку и подготовить реальный план перевозки автомобильным транспортом до завода. В многих случаях размеры негабаритных грузов превышают возможности действующих дорог, (радиус поворота, высота дорожных знаков, ширина дорог и сила нагрузки дорог и так далее); необходимо также уточнить наличие мостов, эстакад и прочих дорожных конструкций, которые его могут пропустить. В отличие от контейнерных перевозок, в которых стандартный контейнер следует по стандартной схеме, в перевозке негабаритных грузов практически не бывает стандартных решений, потому что каждый груз — особый, требующий детальной предварительной проработки схемы доставки с учётом его индивидуальных характеристик.
В перевозке негабаритных грузов требуется чёткое соглашение между организационными составляющими, проработка маршрута с учётом пропускных возможностей, перегрузка с одного транспортного средства на другое и его крепление, получение разрешений на транспортировку груза, оптимизация стоимости и многое другое.
Если действующие дороги соответствуют требованиям перевозок негабаритных грузов на заводы, владелец и перевозчик могут оценивать дорожную обстановку и определять работы по устранению заграждений на дорогах; если же дороги не приспособлены для перевозки негабаритных грузов, то надо обдумать возможность построить новые порты или новые дороги для перевозки, оборудование изготавливается в заводских сегментах и собирается на месте. Но такой способ требует больше времени и себестоимости перевозки.
Когда мы выбираем вариант транспорта, доставки негабаритных грузов можно осуществлять разными способами.
В Китае доставка негабаритных грузов на дальнее расстояние железнодорожным транспортом наиболее эффективна из-за больших технических возможностей и доступной стоимости. Многие заводы построили собственные железные дороги, чтобы снизить время перевозки грузов.
Для заводов, которые находятся на берегах внутренних рек, доставка грузов водным транспортом считается наиболее оптимальным вариантом. На территории Китая расположены более 200 рек, самые известные — Хуанхэ и Янцзы. Доставка по воде очень выгодна и безопасна, и у многих рек нет периода ледостава, перевозка не ограничивается по сезонам.
В большинстве случаев при доставке негабаритного груза без автомобильного транспорта осуществлять невозможно. Он способствует транспортировке груза от станций и портов. Для доставки грузов используются специальные виды машин, адаптированные под особенности груза.
Нефтеперерабатывающие заводы часто сталкиваются с вопросами по перевозке негабаритных грузов. Промышленные установки для переработки нефти должны быть заказаны на производственном предприятии и доставлены на нефтеперерабатывающий завод. С целью анализа перевозки негабаритных изделий в Китае, я выбрала перевозку реактора на Уханьский нефтеперерабатывающий завод.
Уханьский нефтеперерабатывающий завод находится в городе Ухань провинции Хубэй. Способность переработки завода составляет 850 млн тонн нефти в год. В 2016 году завод заказал реакторы в Циндао и планировал перевозки водным транспортом до порта Ухань и потом доставку до завода автомобильным транспортом. Размер катализаторного реактора: 32,82*6.68* 5.85 м, вес 567 тонн. Погрузка реактора в судно осуществлена с помощью мостового подъёмного крана грузоподъёмностью 850 тонн.
Была выбрана баржа дедвейтом 1000 тонн, размер 70*13,3* 2,7 м. Маршрутом водного транспорта является порт Циндао — порт Шанхай (320 миль, 3 сутки) — порт Ухань (1140 миль, 7 сутки). Ширина фарватера на Янцзы составляет 200–500 метров, он может пропускать крупные баржи.
Порт назначения характерен наклонной стенкой, по которой удобно загружать и разгружать тяжелые и крупногабаритные грузы.
Разгрузка реактора буксиром
С порта Ухань до завода использован буксирный грузовой автомобиль, соединяющий с грузовой велорикшей. Расстояние между портом и заводом составляет 9 км, машина должна проехать через 12 перекрёстков, 2 склона и 3 туннеля. После получения разрешения местного управления путей сообщения, завод и перевозчик провели реконструкцию дороги по реальным требованиям, перенесли некоторые дорожные знаки на повороте и расширили некоторые части дороги.
Весь процесс перевозки реактора занял 17 дней, было использовано специальное оборудование. Таким образом, при транспортировке негабаритных грузов перевозчику необходимо разработать конкретный проект перевозки, соблюдая точность в мелочах, и определить сроки доставки и другие нюансы.