Факторы приватности в социальных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Жижанкова, П. Д. Факторы приватности в социальных сетях / П. Д. Жижанкова, Е. Л. Круглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79828/ (дата обращения: 17.12.2024).



Социальные сети занимают значительное место в жизни современного человека. Однако, хотя социальные сети созданы для открытого общения людей, существуют детерминанты, из-за которых молодежь закрывает свои профили для общения в социальных сетях . Из-за данного противоречия возникло новое понятие «приватность в социальных сетях». В рамках данной статьи дана попытка анализа данного феномена с использованием авторского исследования. Изучен индекс приватности студентов в социальных сетях. Дана попытка выявления основных причин закрытия своих профилей в социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, факторы приватности, приватность, студенты.

Social networks occupy a place in the life of the modern man. Nevertheless, social networks are created for open communication of people, there are determinants, because of which young people are closing their advantages for communication in social networks. Because of this contradiction, a new concept of “privacy in social networks” has emerged. In this article, an attempt has been made to analyze this phenomenon using author's research. Studied the privacy index of students in social networks. An attempt is made to find the main reasons for the closure of their profession in social networks.

Key words : social networks, factors of privacy, privacy, students.

Благодаря информатизации современное общество становится все более вовлеченным в социальные сети. Россия на данный момент находится на втором месте среди стран мира по участию населения в социальных сетях — 78 % российских пользователей интернета присутствуют хотя бы в одной из социальных сетей [10].

Социальные сети занимают значительную роль в жизни человека благодаря тому, что в них человек в не только поддерживает личные контакты, но и решает различные бытовые и деловые задачи. Однако данная тенденция несет за собой появление новых рисков и значительно снижает уровень защиты распространения персональной информации в публичном пространстве.

И, к сожалению, сложилось социальное противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, социальные сети созданы для открытого общения людей, а с другой стороны существуют детерминанты, из-за которых молодежь закрывает свои профили для общения в социальных сетях.

Под «приватностью» в рамках данного исследования принимается процесс, с помощью которого индивид делает себя более или менее открытым и доступным для других, контролирует доступность своего «Я». Настройка приватности — это процесс установления межличностных границ, который открывает или закрывает субъекта для общения.

Понятие приватности близко по смыслу к таким понятиям как «уединение», «отстранение», «обособление». Приватность регулирует процесс взаимодействия с окружающей средой.

Более глубокое изучение приватности в социальных сетях может послужить опорой для формирования установок по защите прав и свобод человека, уважению личностного достоинства, сохранению его автономного и приватного существования в условиях рисков социального бытия [2]. То есть с помощью выводов можно определить необходимые направления политики государства (в законодательной и просветительской сфере) и социальных сетей в этой сфере. Данное исследование помогает лучше понять мнение людей о конфиденциальности, поскольку полученная информация может быть полезна корпорациям на рынке продуктов, услуг и решений для хранения и управления информацией, таким как Dell EMC.

Для изучения феномена приватности в социальных сетях авторами было проведено пилотажное исследование, в котором участвовало 96 респондентов, которые являются студентами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Выявлено, что 75.67 % владеют аккаунтом больше пяти лет, а 16 % больше 11 лет. Данный результат показывает, что студенты Финансового университета вовлечены в социальные сети на протяжение долгого времени, которое позволяет сформировать позицию по поводу сохранения конфиденциальности своих данных в социальных сетях.

По результатам исследования был введен Индекс приватности (PI), который учитывал наличие информации и ее соответствие действительности в профиле во ВКонтакте, открытость или закрытость профиля, доступность пользователя для других.

Чем больше Индекс приватности, тем более закрытый профиль у респондента. Максимальное значение данного индекса равно 77,2 балла. У студентов Финансового университета среднее значение составляет 24,33 балла.

Все респонденты были распределены на 7 групп:

  1. Очень открытые;
  2. Открытые;
  3. Скорее открытые;
  4. Средний уровень;
  5. Скорее закрытые;
  6. Закрытые;
  7. Очень закрытые.

Значение индекса приватности

Рис. 1. Значение индекса приватности

Можно сделать вывод, что у студентов Финансового университета средний уровень приватности в социальных сетях (см. Рисунок 1)

Также можно говорить о том, что мужские аккаунты более приватные (средний балл — 25), чем женские (средний балл — 23,5).

На основе индекса приватности был проведен факторный анализ, который выявил зависимость между субъективной оценкой открытости респондента и PI.

В первой группе все пользователи — представители очень открытых и скорее открытых, во второй группе складывается такая же ситуация, однако здесь возрастает количество людей, которые относят себя к скорее открытым (83,33 % против 33,33 %); в третьей группе очень и скорее открытых людей становится меньше и снижается до 77,27 %.

Основной причиной, из-за которой пользователи скрывают свои данные, является их желание защитить свои персональные данные (33,33 %); следующим по популярности был вариант «не скрываю свои данные» (19,7 %). Почти с одинаковой популярностью респонденты выбирали варианты ответов «не хочу, чтобы мои родители и другие родственники видели какую-либо информацию обо мне» (14,39 %), «не хочу, чтобы информация в социальной сети негативно повлияла на меня во время приема на работу или в процессе работы, так как работодатель все чаще обращает внимание на профили сотрудников в социальных сетях» (12,88 %). 12,12 % пользователей выбрали ответ «Другое», в котором самым популярным мотивом является обычное нежелание делиться со всем миром информацией личного характера («просто не люблю делиться. н/р: музыкой»), хотя многие признают, что готовы ответить на любой вопрос лично («не считаю нужным расписывать все свои данные, обо мне можно узнать лично»).

Большинство опрашиваемых (44,79 %) считают, что социальные сети недостаточно этичны и недостаточно компетентны в вопросах сохранения данных. Данный вывод совпадает с результатами предшествующих исследований.

В вопросе защиты персональных данных респонденты считают (73,96 %), что в первую очередь человек должен сам защищать свои данные, а государство — поддерживать. Это говорит об осознанности пользователей в вопросах защиты персональных данных.

В результате проведения исследования было выявлено, что самым популярным (31,96 %) способом обезопасить свои данные стало использование сложным паролей. На втором месте (24,74 %) — использование двухэтапной аутентификации, данный метод стал доступен сравнительно недавно для пользователей Вконтакте, но уже успел набрать популярность. На третьем месте (19,07 %) самый простой метод — пользователи просто не размещают свои персональные данные в своем профиле.

Современная социология на данный момент не занимается активным исследованием интернет-практик, а особенно приватности в социальных сетях.

Анализ факторов, влияющих на приватность, поспособствовал более глубинному пониманию такого явления, как приватность в социальной сети у студентов Финансового университета.

В ходе проведения пилотажного исследования было выявлено, что студенты Финансового университета обладают средним уровнем приватности. Факторами приватности являются личностные характеристики индивидов, пол, а также стремление обезопасить свои данные и скрыть их от родственников.

Проблема приватности в социальных сетях требует более глубокого изучения, то есть доработки инструментария исследования. Необходимо рассмотреть уровень приватности в контексте ценностных ориентаций человека.

Актуальность данного исследования будет только возрастать, так как человек проводит все больше и больше свое время в социальных сетях. Человек становится более доступным для анализа благодаря развитию социальных сетей, у исследователей снижается уровень необходимости контактировать с человеком, чтобы узнать информацию о нем. Возможно, что в последующие годы отпадет необходимость метода анкетирования, так как большие массивы информации можно будет получать с помощью интернета.

Интернет практики человека сейчас вызывают интерес для маркетинговых исследований, так как человек получает огромный массив рекламы благодаря таргетинговой рекламе, которая в свою очередь настраивается по определенным характеристикам пользователя (как на основе указанной о себе информации, так и на основе определенной модели поведения).

Поведение в социальных сетях все больше отражается на реальной жизни людей. За «лайки», «репосты» и записи в социальных сетях можно стать привлеченным к уголовной ответственности. На данный момент известны случаи, когда человека увольняют с работы за какие-либо высказывания в социальных сетях (например, случай с Джеймсом Граном). Так же многие работодатели при приеме на работу проверяют профили кандидатов.

Литература:

  1. Bates A. Privacy — A useful concept? [Book Section] // Social Forces. — 1964.
  2. Dell EMC Services Индекс конфиденциальности [Отчет]. — 2012.
  3. Fog J. Nehma E. Internet social network communities: risk taking, trust, and privacy concerns [Report]. — 2009.
  4. Lewis K. Kaufman J., Christakis N. The taste for privacy: an analysis of college student privacy setting in an online social network [Report]. — 2007.
  5. Solove Daniel J. Understanding Privacy [Report]. — Cambridge: MA: Harvard University Press, 2008.
  6. Youn S. Determinants of online privacy and its influence on privacy protection behaviors among young adolescents [Report]. — 2006.
  7. Мещерякова Л. Ю. Феменологичская социология Альфеда Шюца: теоретические предпосылки и основные идеи [Журнал] // Вестник РУДН. — Москва: [б.н.], 2002 г.. — стр. 116–127.
  8. Наратов-Бочарев С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии [Журнал] // Психологический журнал. — 2006 г.. — 5: Т. 27. — стр. 28–39.
  9. Синявская Я. Э. Сидоренко Е. В. приватность в социальной сети как реализация различных ценностей личности [статья] // научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017 г.. — Т. 5.
  10. Социальные сети (рынок России) [В Интернете] // Tadviser. — 14 Февраль 2018 г.. — http://www.tadviser.ru/a/53857.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, Финансовый университет, данные, студент, EMC, глубокое изучение, открытое общение людей, пользователь, профиль, социальная сеть.


Ключевые слова

социальные сети, студенты, факторы приватности, приватность

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Оценка влияния социальных сетей и других факторов на успеваемость студентов биологического факультета

Актуальность темы исследования обусловлена высоким разнообразием социальных сетей, которые используют современные подростки. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Существует ...

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Модификация теории социального влияния Латане для компьютерных социальных сетей

Данная статья посвящена проблемам анализа межличностных отношений в компьютерных социальных сетях. Речь идет об использовании теории динамического социального влияния Латане на основе различных характеристик (количественных и структурных), понятий, м...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Психологический портрет государственного служащего в социальных сетях

В статье рассматривается психологический портрет государственного служащего в социальных сетях. Автором отражены основные качества государственных служащих, необходимые для повышения доверия граждан и привлечения аудитории в социальных сетях. На осно...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Использование знаменитостей в рекламных кампаниях

В статье описываются плюсы и минусы привлечения известных личностей в рекламу для продвижения продукта, рассматриваются вопросы повышения узнаваемости бренда. Для этого используются данные из различных маркетинговых, социологических и психологических...

Анализ интернет-сленга в современном китайском языке с точки зрения его происхождения

В современном интернете, включая и китайский интернет, распространены разнообразные шутки и игра слов. В данной статье рассматриваются источники и образование слов из интернет-сленга, которые были включены «Центром исследования и контроля национально...

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Оценка влияния социальных сетей и других факторов на успеваемость студентов биологического факультета

Актуальность темы исследования обусловлена высоким разнообразием социальных сетей, которые используют современные подростки. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Существует ...

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Модификация теории социального влияния Латане для компьютерных социальных сетей

Данная статья посвящена проблемам анализа межличностных отношений в компьютерных социальных сетях. Речь идет об использовании теории динамического социального влияния Латане на основе различных характеристик (количественных и структурных), понятий, м...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Психологический портрет государственного служащего в социальных сетях

В статье рассматривается психологический портрет государственного служащего в социальных сетях. Автором отражены основные качества государственных служащих, необходимые для повышения доверия граждан и привлечения аудитории в социальных сетях. На осно...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Использование знаменитостей в рекламных кампаниях

В статье описываются плюсы и минусы привлечения известных личностей в рекламу для продвижения продукта, рассматриваются вопросы повышения узнаваемости бренда. Для этого используются данные из различных маркетинговых, социологических и психологических...

Анализ интернет-сленга в современном китайском языке с точки зрения его происхождения

В современном интернете, включая и китайский интернет, распространены разнообразные шутки и игра слов. В данной статье рассматриваются источники и образование слов из интернет-сленга, которые были включены «Центром исследования и контроля национально...

Задать вопрос