Формирование пространственного воображения в начальной школе с помощью аддитивных технологий (посредством применения 3d-ручки) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Подтеребкова, И. В. Формирование пространственного воображения в начальной школе с помощью аддитивных технологий (посредством применения 3d-ручки) / И. В. Подтеребкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79442/ (дата обращения: 19.10.2024).



Исследование, проведенное компанией Headhunter в начале 2021 года, показало, что одна из самых дефицитных специальностей на российском рынке труда — это «инженер». Если данную тенденцию не изменить, то нехватка инженерных кадров может привести к стагнации или даже сокращению промышленного производства [2].

Среди списка требуемых компетенций специалиста в инженерной области первую позицию занимает профессиональное инженерное мастерство, предполагающее наличие пространственного воображения.

В современном мире профессий инженерно-техническая сфера далеко не единственная, где требуется пространственное воображение. Оно необходимо любому специалисту, имеющему дело с пространственными объектами, с их проектированием, созданием, изменением. Архитектор, дизайнер, модельер, летчик, конструктор — вот далеко не полный перечень специальностей, в которых требуется развитое пространственное воображение. С его помощью человек получает необходимую информацию, формулирует задачи, осуществляет мыслительные операции, что несомненно положительно влияет на общее интеллектуальное развитие личности.

С точки зрения психологии, пространственное воображение — это сложный многоуровневый психический процесс, стоящий отдельно от остальных психических процессов, но имеющий связь с восприятием, мышлением и памятью.

В своей статье мы будем рассматривать пространственное воображение как умение человека моделировать и «представлять» различные предметы или конструкции в своем сознании, детально видеть их своим внутренним зрением.

Развивать пространственное воображение у ребенка желательно с самого детства, но наиболее пристальное внимание этому вопросу необходимо уделять в начальной школе, в возрасте от 6 до 11 лет, так как это расширяет познавательные возможности ребенка. На сложность и важность этого процесса обращали внимание многие отечественные исследователи и ученые.

В частности, Н. И. Царькова отмечает, что при анализе педагогической практики традиционной школы особую сложность в развитии воображения школьников представляет именно пространственное воображение» [5]. B. C. Кузин в своих работах неоднократно обращал внимание на значимость развития пространственного воображения для воспитания творческих задатков у школьников [3].

На необходимость развития пространственного воображения в начальной школе указывают и федеральные государственные образовательные стандарты, в которых прописано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [4].

При организации занятий по развитию пространственного воображения в начальной школе стоит учесть, что процесс формирования пространственных представлений школьника напрямую влияет на развитие его пространственного мышления. Наиболее важную роль в этом процессе играют восприятие, в основе которого лежат ощущения, внимание, память, воображение, речь, а также такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование.

Как показывает педагогическая практика, если у младших школьников недостаточно сформировано пространственное воображение, то при переходе в среднюю школу у них, как правило, возникают проблемы с усвоением программы по геометрии, физике, химии. Для решения определенного вида задач по данным предметам необходимо не только правильно понимать содержание задания, но и уметь при помощи воображения создавать соответствующие образы в своем сознании, удерживать их в поле своего внимания и оперировать ими.

Таким образом, при организации учебного процесса в начальной школе необходимо по возможности больше времени уделять развитию пространственного воображения обучающихся как во время уроков, так и во внеурочное время. Для этого в современной педагогике существует много различных способов: моделирование из бумаги, изучение геометрического материала на уроках математики, специальные игры и задания, лепка и рисование на уроках изобразительного искусства.

В последнее время в плане развития пространственного воображения себя хорошо зарекомендовали занятия с использованием 3D ручки, которые можно организовать в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Принцип работы 3D ручки относится к так называемым аддитивным технологиям, в основе которых лежит последовательное (как правило послойное) нанесение материала, в противоположность вычитающему производству, которое применяется при механической обработке детали.

Работа с 3D ручкой

Рис. 1. Работа с 3D ручкой

Включение 3D ручки в учебный процесс создает много новых возможностей для творческой деятельности обучающихся, а педагогу помогает сделать свои занятия интересными и полезными. С помощью 3D ручки обучающиеся могут рисовать, создавать двухмерные и трехмерные фигуры, изготавливать различные поделки, сувениры, игрушки, украшения. Этот инструмент позволяет освоить витражную технику, попробовать себя в дизайнерской сфере, реализовать свои идеи, фантазии, задумки.

Согласно теории, разработанной отечественными психологами А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, при поступлении в школу у ребенка происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную, однако это совсем не означает, что для игры в учебном процессе не остается места. По словам Л. С. Выготского, игра в школьном возрасте не умирает, а продолжает существовать в обучении и труде [1]. Подтверждением словам Л. С. Выготского могут служить занятия с использованием 3D ручки, которая позволяет педагогу выстроить учебный процесс так, что ребенок, одновременно играя с 3D ручкой, может познавать основы геометрии и развивать пространственное мышление.

Объемная фигура, выполненная с помощью 3D ручки

Рис. 2. Объемная фигура, выполненная с помощью 3D ручки

Работа с 3D ручкой создает благоприятный эмоциональный фон у ребенка. Первые свои поделки он может подарить в качестве сувениров своим друзьям или родственникам, а может сам изготовить игрушки для себя или других детей. Навык работы с 3D ручкой позволяет ребенку постепенно создавать все более сложные объекты, что повышает его самооценку и развивает творческие способности.

Еще один существенный аргумент в пользу применения 3D ручки на уроках в начальной школе — это ее вес. Ручка очень легкая и весит от 40 граммов. Объемную фигуру можно получить и с помощью 3D принтера, но это более дорогая техника, которая занимает больше места. При использовании 3D принтера можно только наблюдать за процессом печати детали, а при помощи 3D ручки ребенок изготавливает деталь сам, приобретая при этом необходимый навык.

Таким образом, в применении 3D ручки в образовательном процессе в начальной школе можно выделить следующие положительные моменты:

— процесс обучения проходит в игровой форме;

— занятия способствуют развитию творческих способностей и формированию пространственного мышления;

— возможности 3D ручки позволяют создавать самые разные объекты, которые затем можно использовать в быту или в обучении;

— занятия проходят в комфортной обстановке и имеют положительный эмоциональный фон;

— работа с 3D ручкой развивает у ребенка мелкую моторику и навык обращения с пластичным материалом.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что процесс развития пространственного воображения в начальной школе требует отдельного подхода и особой организации. Для этого можно использовать новые аддитивные технологии, в частности 3D ручку, которая хорошо зарекомендовала себя как инструмент, способствующий развитию творческого потенциала ребенка и формированию его пространственного мышления

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
  2. Ивушкина А. Кадровый запрос: в России возник дефицит консультантов и инженеров / А. Ивушкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/977457/anna-ivushkina/kadrovyi-zapros-v-rossii-voznik-defitcit-konsultantov-i-inzhenerovОБСВО
  3. Кузин, B. C. Изобразительное искусство: 1–9 классы: Программы общеобразовательных учреждений / B. C. Кузин. — М.: АГАР, 1996.- 160 с.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС начального общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  5. Царькова, Н. И. Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7–11 классов в учебном процессе: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Царькова Наталья Ивановна. — М., 2001. — 265 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пространственное воображение, начальная школа, ручка, пространственное мышление, учебный процесс, ребенок, занятие, объемная фигура, педагогическая практика, работа.


Похожие статьи

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии)

Похожие статьи

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии)

Задать вопрос