Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки

Психология
15.03.2021
719
Поделиться
Библиографическое описание
Морозенко, А. А. Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки / А. А. Морозенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79144/.


В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает теоретический обзор проведенных в современной психологической науке исследований имплицитных концепций.

Ключевые слова: имплицитная теория, имплицитные концепции, обыденное сознание, имплицитные представления.

Под имплицитными теориями мы будем понимать совокупность имплицитных концепций, структурной единицей которых являются обыденные представления, как субъективные обыденные знания, идеи, образы и объяснения каких-либо явлений.

По своей структуре имплицитные теории близки к научным, с их эмпирической и теоретической базами, логикой научного вывода и совокупностью исходящих утверждений. В основе имплицитных построений лежат факты, взятые наивным исследователем из собственного опыта [2, с. 77]. Содержание имплицитных теорий включает знания о самом человеке и о других людях [8, с. 118].

В связи с тем, что имплицитные концепции формируются под воздействием социальных, исторических, культурных, идеологических условий жизни индивида, можно говорить о том, что такие имплицитные концепции являются инвариантными — люди, выросшие в одной культуре и в одной и тоже время будут иметь схожие имплицитные концепции о каком-либо феномене или явлении. Однако в сознании конкретного индивида имплицитные представления отражаются, преломляясь через индивидуальный опыт, жизненный путь, внутреннюю картину миру, ценности и цели, что наделяет такие имплицитные концепции индивидуальной вариативностью [6, с.643].

Особенную популярность данная тема приобрела в середине 70-ых годов 20 века, когда авторы начали выделять отдельные имплицитные теории [1, с.3].

Широкое распространение получило изучение имплицитных теорий личности, которые подразумевают под собой житейские, обыденные представления о структуре личности, своей или другого человека [4, с. 83].

Предметом изучения становились социальные имплицитные концепции как убеждения, формирующиеся в массовом сознании, т. е. представления целой группы, а не только одного человека, имплицитные концепции семьи, а также имплицитные теории эмоций, которые являются важной сферой исследований в психологии [3, с. 111], [10, с. 55].

Изучались имплицитные концепции интеллекта, в данной области исследовались представления человека о собственном интеллекте и влияние таких представлений на мотивацию человека, его обучаемость, на постановку учебных целей и операциональный компонент учения. Актуальным направлением в исследованиях обыденных представлений являются исследования имплицитных концепций о болезни [7, стр. 306], [9, с. 343].

Широко известны исследования имплицитных теорий личностной атрибуции (Г. М. Андреева, К. Двэк, Г. Келли, Дж. Келли, Х. Хекхаузен, А. Г. Шмелев), этничности (В. Ф. Петренко), взаимодействия человека с компьютером (Н. Кайан), власти (П. Коллеман), чтения (М. Смит, Дж. Ранн, У. Ковалт) и другие [2, с. 76].

В зарубежной психологии исследовались также имплицитные концепции морали и роль обыденных представлений личности о себе в формировании мотивации.

В отечественной психологии в настоящее время активно изучаются различные аспекты обыденного представления об умном человеке (В. Дружинин), представление о механизмах эмоциональной неустойчивости личности (Чудина Е. А.), представления о порядочном человеке (Григоровская Н. Ю.), представления о русском человеке (Воловикова М. И.) и пр. Были проведены также различного рода кросскультурные исследования в центре которых лежали имплицитные концепции о русских людях у чехов и американцев, изучались обыденные представления о социальной успешности личности и самодостаточности. Психологами рассматривались имплицитные концепции об атеистах и верующих, можно говорить о том, что эмпирически разработанным является вопрос об имплицитных концепциях смысла жизни. Через призму обыденных представлений рассматривались в отечественной психологии такие феномены как счастье и оптимизм [8, с. 118–119].

Таким образом, можно говорить о достаточно большом интересе к проблеме имплицитных концепций личности в различных областях современной отечественной и зарубежной психологической науки.

Однако в результате анализа научной литературы был обнаружен довольно сдержанный интерес к проблеме имплицитных концепций личности о жизни после смерти, которые включают в себя систему обыденных представлений о посмертии и характеризуются трудноосозноваемостью и бессознательностью формирования [5, с.126].

Причиной малой разработанности данной предметной области могли послужить трудность в организации подобного рода исследований и одномерность теоретических подходов к данной теме. Тем не менее, довольно остро стоит вопрос об исследованиях в данном направлении, подобного рода убеждения о жизни после смерти, представленные в обыденном сознании личности, в значительной степени могут обуславливать прижизненное поведение человека, и влиять на благополучие различного уровня — психологическое, экзистенциальное, личностное, что и обуславливает направление и цель нашего последующего исследования.

Литература:

  1. Аллахвердов, М. В. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М. В. Аллахвердов; Санкт-Петербург. — 2013. — 24 с.
  2. Горбунова, В. В. Проблемы исследования имплицитных теорий / В. В. Горбунова // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 119 128.
  3. Минеева, О. А., Лидерс, А. Г. Методика исследования имплицитных концепций семьи / О. А. Минеева, А. Г. Лидерс // Вестн. Моск. Ун-та. — 2011. — № 2. — С. 110—125.
  4. Минюрова, С. А. Имплицитные теории личности как основа обыденного сознания / С. А. Минюрова // Психологический аспект изучения речевой деятельности. — 2010. — № 8. — С. 83 — 87.
  5. Морозенко, А. А. Имплицитные концепции жизни после смерти: содержание, структура, функции/ А. А. Морозенко// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 122–131.
  6. Скворцова, Л. Л. Индивидуальная вариативность функциональных проявлений имплицитных концепций личностной зрелости / Л. Л. Скворцова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. — С. 642–648
  7. Сухотин, А. А. Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования / А. А. Сухотин // Вестник ТвГУ. — 2015. — № 33. — С. 303–309.
  8. Улыбина, Е. В. Категория врожденного и место субъекта в имплицитной теории личности / Е. В. Улыбина // Субъект действия, взаимодействия, познания. Москва-Воронеж, 2001. С. 118–133.
  9. Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С. Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни / А. Ш. Тхвостов, А. С Нелюбина // Вестник ТмГУ. — 2008. — № 317. — С.343 — 345.
  10. Федосина, С. С. Имплицитная теорий эмоций / С. С. Феодосина // Фундаментальные исследования. 2008. № 10. С.55 55.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
имплицитная теория
имплицитные концепции
обыденное сознание
имплицитные представления
Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 142-143):
Часть 3 (стр. 131-197)
Расположение в файле:
стр. 131стр. 142-143стр. 197

Молодой учёный